Троицкое (Бобырево) [MS/1524]

Каменный храм во имя Святой Троицы
Каменный храм во имя Святой Троицы
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Исторический
Природный
Прогулка
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Московская обл.
Истринский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Троицкий
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 2
Местность: 4
РЕЙТИНГ
4.10Нашли: 21
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Ротонда и колокольня
Ротонда и колокольня
Деревянная Троицкая церковь XVII в.
Деревянная Троицкая церковь XVII в.
Остатки старого моста
Остатки старого моста
Дерево с микроконтейнером
Дерево с микроконтейнером
Автор: GuZiki
Создан: 18.06.2006
(отредактирован 24.09.2014)
Компаньоны: Natiс

Описание окружающей местности

У каждого человека есть заветное место, которое ему дороже всего на свете… Для кого-то таким местом уже не один десяток лет является Храм Святой Троицы в селе Троицкое недалеко от г. Истры. Храмов в этом подмосковном поселке целых два – один деревянный, чудом уцелевший с XVII века, второй – каменный, заложенный в 1904 году.

В летописи XVII века сохранилось сказание о том, что царь Федор Иоаннович купил у боярина Боборыкова деревянную церковь Св.Троицы, которую царь Алексей Михайлович подарил Патриарху Никону, строителю Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Из глубины веков родной истории сохранилось еще одно предание, что в этих местах останавливался преподобный Сергий Радонежский на пути из своей обители к ученику прп. Савве Сторожевскому, и именно он указал место для церкви. И действительно, если провести прямую линию от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к Савво-Сторожевскому монастырю в Звенигороде, то Троицкий храм в селе Троицком окажется где-то посередине.

А вот что говорит нам архивная история.

В 1623 г. д. Бобырево на речке Бобырке числилась за Григорием Григорьевичем Колединским в вотчине, и была «дана из подмосковного ево ж поместья за царя Васильево Московское осадное сиденье по Государеве грамоте за приписью дьяка Ивана Грязева 131 (1623) году: деревня Бобырева на речке на Бобырке, а в ней двор вотчинников, живут деловые люди. Пашни паханые вотчинниковы, людцкие: пахоты середние земли 3 чети, перелогом 6 чети лесу рощи и болота 6 лес.». Таким образом, крестьянских домов в деревне не было вовсе – обычный случай для допетровской Руси. Колединскому принадлежали также некоторые пустоши, и среди них Рыкове на речке Рыковой и Бурлово на ручье Сафатове. Позднее эти две пустоши станут деревнями, а затем крестьян из них переселят на Волоколамскую дорогу, и образуется ныне стоящая д. Высоково.

В 1643 г. деревню купил царский стольник Роман Федорович Боборыкин. В 1646 г. Бобырево уже считалось сельцом, в нем числился двор вотчинников, с дворовыми и крепостными.

Боборыкин построил здесь в 1675 г. церковь во имя Живоначальной Троицы, и в 1678 г. в его вотчине, с. Троецком, числился двор вотчинников, в котором жили «люди старинные и кабальные, служилые и деловые, и конюхи и повары, и приспешники: 17 дворов». К вотчине относились также д. Санниково, Рыково и Бурлово, в которых было 46 крестьянских дворов (178 человек). В 1682 г. село по Государеву указу было куплено к дворцовым вотчинам, в Хлебный приказ, и в том же году пожаловано Ново-Иерусалимскому монастырю.

В отказной книге, утвердившей село за монастырем, приводится описание храма: «Церковь во имя Живоначальныя Троицы с пределы древянная, клетцки, крыта тесом, о трех главах; а в церкви местных образов: образ Живоначальныя Троицы, Сергиево видение, образ Покрова Пресв. Богородицы, образ Успения Пресв. Богородицы, образ Николая чудотворца, образ чудотворца Сергия и преподобного чудотворца Саввы на одной цке; писаны все на красках».

По приведенному описанию, деревянный храм, построенный в конце XVII в., имел приделы и был трехглавым. Нынешняя церковь, по мнению специалистов, «характером основного объема гораздо ближе образцам начала XVIII в., периоду, когда село Троицкое находилось во владении Воскресенского монастыря. Высокий двусветный одноглавый четверик храма с граненой апсидой и трапезной, несмотря на переделки, сохраняет колорит древней постройки: сдержанный язык архитектурных форм и характерные пропорции».

Храм поновлялся: в 1830-х гг. под стены был подведен фундамент из белого тесаного камня, расширены окна, сруб обшили тесом. Здание приобрело черты стиля ампир. В 1850-х гг. на средства известного благотворителя П. Г. Цурикова была сооружена новая колокольня о трех ярусах (до этого была небольшая колокольня «на крыше» самого храма). После построения храма в XVII в. был освящен только один, главный престол, а два другие оставались неотделанными и в 1850—1853 гг. были сняты и уничтожены «как лишние пристройки».

Когда в 1985-1986 гг. во время реставрации с церкви сняли тесовую обшивку, разновременность трех частей здания стала очевидной: «Серые, сильно выветренные средней толщины бревна собственно храма сохранили след долгого пребывания на открытом воздухе, швы переделок. У трапезной и колокольни толщина бревен, способ их обработки совсем другие, и по цвету бревна, особенно у колокольни, выглядят гораздо новее».

Деревянная церковь – летняя, богослужения в ней проходят только в теплое время года и очень редко, ради того, чтобы сберечь ее и иконы от сырости и перепада температур. До самого последнего времени здесь не было ни электрического освещения, ни охранно-пожарной сигнализации. В настоящее время в деревянном храме находятся трехъярусный иконостас и утварь конца XIX в.

Когда весной 2000 г., после зимнего перерыва храм был вновь открыт, священник и прихожане пришли в изумление: обновилась, сверкала новыми красками икона Пресвятой Богородицы. В иконостасе иконы Святой Троицы, Архистратига Михаила и некоторые другие мироточили, образ Архангела был в сплошных застывших потоках мира!

В 1773 г. с. Троицкое было многолюдным: 35 крестьянских дворов, в них 221 человек. Затем крестьяне были отсюда переселены, и в 1800 г. село, находясь в экономической Воздвиженской волости Рузского уезда, состояло только из церкви и дворов причта, крестьянских дворов не было. Если мы взглянем на подробную карту 1853 г., то увидим лишь одинокую церковь среди леса и надпись: «Троицкий погост». В «Списке населенных мест» (1859) погост не значится: при нем не было постоянных жителей-крестьян.

В 1904-1913 гг. на погосте сооружен новый каменный храм с главным престолом также во имя Святой Троицы. Создан он на средства фабриканта Сергея Максимовича Попова и других благотворителей, автор проекта – М. Н. Литвинов. Версия, что новый храм был освящен в 1904 г., в день рождения Императора Николая II, не подтверждается документами. Возможно, храм в тот день был заложен.

Священник – строитель храма, дед нынешнего жителя пос. Троицкого Александра Сергеевича Лебедева, о. Василий Лебедев жил в этом приходе 65 лет, умер в 1931 г., похоронен в ограде старого деревянного храма.

Отношение к каменной церкви среди знатоков архитектуры неодинаково: автор советского времени называет ее «безобразным по архитектуре храмом в ложновизантийском стиле». От такого соседства, считает он, проигрывает и деревянная церковь. В последнее время отношение к поздней церковной архитектуре потеплело. И в издании 1999 г. мы находим уже такую характеристику: «Образец историзма, архитектура здания основана на сочетании композиционных приемов классицизма с национальными мотивами наружного убранства. В нарядной пластической разработке фасадов широко использованы ширинки, колонки с перехватами, кокошники разной величины и формы. Свободное поперечно ориентированное пространство храма хорошо освещено верхним и боковым светом. Большие окна снабжены металлическими рамами и решетками красивого геометрического рисунка. Стены и своды покрыты орнаментальной и отчасти сюжетной живописью начала XX в.».

В середине 1917 г. духовная консистория обратилась в Археологическую комиссию (бывшую Императорскую) с просьбой разрешить разобрать деревянную церковь: летом 1913 г. освящен новый каменный храм, и старый теперь «является излишним и тягостным по трате средств на содержание». Все предметы было предложено перенести в новую церковь, а «лесной материал употребить на ее отопление. И вот, всего за месяц до октябрьского переворота на своем заседании Комиссия постановила: разборку храма не разрешать. При этом прозвучали голоса: церковь «приличная» и «приятная», «странно, что уничтожение старой церкви у нас нередко почитается благочестивым делом». Благодаря твердости, проявленной ведущими архитекторами в то смутное время, храм дошел и до нас.

Когда начались гонения на Церковь, храмы не закрыли, но без потерь не обошлось. Дом, в котором жил настоятель, был передан под клуб, а дом, где останавливались богомольцы, кто-то поджег, и на его месте позже был поставлен памятник жителям поселка, погибшим в Великую Отечественную войну.

26 ноября 1941 г. немцы взяли поселок. Во время боя, по словам очевидцев, «огненные нити снарядов проносились над [деревянным] храмом, не задевая его»*. Обстрел, который продолжался несколько часов, не принес ему никакого разрушения. 9-10 декабря немцы оставили поселок, не успев взорвать каменный храм. Но жертвы среди мирных жителей были. Немцы расстреляли на огороде брата Александра Лебедева. Самого Сашу ставили под елку и, развлекаясь, стреляли в него, он был ранен, а 7 апреля 1942 г. ушел на фронт сражаться против врагов и стал участником штурма Кенигсберга и перехода Большого Хингана.

Местное предание говорит о русском летчике, который был сбит в 1941 г. над этим местом. Падая, он успел помолиться Богу и что-то пообещать Ему в случае, если останется жив. Он упал весьма удачно и соскользнул на землю по хвое больших елей, растущих возле храма. Летчик не погиб, но повредил ногу и остался хромым. Со временем он стал старостой, а затем и священником, настоятелем здешней церкви. Другой вариант предания передает даже, что летчик, падая, пообещал построить здесь церковь.

Почва для подобных легенд есть: и каменный храм выглядит современно, и протоиерей Руф Поляков, ветеран Великой Отечественной войны, хромает на одну ногу (протез). Однако он служил не летчиком, а танкистом. История немного похожа на легенду об известном старце – архимандрите Троицкой Лавры о. Кирилле (Павлове), друге о. Руфа. Об о. Кирилле сложилось стойкое мнение, что он и есть тот самый Павлов, оборонявший в Сталинграде «дом Павлова», превратив его в неприступную крепость. Но «тот» Павлов – Яков Федотович – умер еще в 1981 г. А будущий архимандрит действительно был тогда в Сталинграде, но служил в штабе писарем. Отца Руфа сменил в качестве настоятеля о. Геннадий Сандаков (ум. 2001), уроженец Вятской земли. Отец же Руф сослуживал ему.

Оба храма требуют капитального ремонта кровли, изгороди, системы отопления и особенно поновления икон. Художник-реставратор Лев Васильевич, живущий здесь, за свой счет реставрирует их. Но купола храмов протекают, перекрытия сводов прогнили, кресты покосились... Таково было положение в 1999 г. И хочется верить, что теперь оно изменилось – к лучшему. Ныне в храмах поселка служит священник Димитрий Подорванов, благочинный Истринского округа. А деревянный храм переосвящен во имя преподобного Сергия Радонежского.

В Троицком храме хранится список чудотворной иконы Феодоровской Божией Матери, принадлежавший внуку Александра Невского, князю Всеволоду Ярославичу, как гласит об этом надпись на иконе.

А вот, что вспоминает Андрей Печерский, главный редактор Православной народной газеты «Русь Державная»:
«Мне посчастливилось знать четырех настоятелей Троицкого храма.

Протоиерей Руф Поляков – участник Великой отечественной войны. Несмотря на потерянную на фронте ногу, долгие годы нес он нелегкую священническую службу, одно время духовно окормляя весь Истринский район. Остальные храмы были тогда закрыты.

Несколько лет тому назад мне посчастливилось отвезти отца Руфа на встречу с его однокашником по семинарии архимандритом Кириллом Павловым, известным нашим старцем, духовником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры…

Вновь не перестаю удивляться Промыслу Божию. Удивительным образом связал печальник земли Русской двух простых русских людей и всеми уважаемых пастырей отца Кирилла и отца Руфа… Суровая солдатская судьба оказалась сродни главному деланию, к которому призвал их Господь – подвижническому служению Пресвятой Троице и защите нашей православной веры.

Отец Геннадий Сандаков прослужил в Троицком почти десять лет. Был он человеком необычайной доброты и проницательности. Окормлялся он в свое время у знаменитой московской старицы схимонахини Ольги (Логиновой). Отец Геннадий рассказывал: «после кончины матушки был у меня сон. Стрелы летят в грудь, много стрел. А на груди у меня иконы – Божией Матери «Державная» и святителя Николая чудотворца. Стрелы отлетают от них, ломаются»... Но видно не судьба была все диавольские стрелы отвести – осенним промозглым утром 2001 года нашли его на пороге собственного дома. Батюшка лежал на левом боку, слегка подогнув ноги. Как будто прилег ненадолго отдохнуть от смертельной усталости. Да вот только откуда взялась лужа крови под головой уже успела загустеть…

Похоронили отца Геннадия у алтаря старого Троицкого храма на праздник Казанской Божией матери рядом с могилами покойных настоятелей. На одной из могил растет дерево, из одного корня которого устремились к небу три мощных ствола. Божий знак...

Славное наследство Троицкого храма принял молодой священник – отец Дмитрий Подорванов. Диаконом ему сослужил отец Анатолий Игнашов. Энергично взялись молодые священники за благоустройство храма, реставрационные работы по внешней и внутренней отделке. Появился в храме и новый молодежный хор. Сейчас отец Дмитрий уже благочинный Истринского района, а настоятелем Троицкого храма стал отец Анатолий…

…Много православных святынь есть у нашего народа, почти в каждом районе нашей необъятной Родины есть село Троицкое, храмы во имя Живоначальной Троицы. Но я почему-то убежден, что есть какая-то неизъяснимая мистическая тайна в истринских Троицких храмах, которые стоят на святой Земле преподобного Сергия».

Описание тайника

Содержимое тайника

+

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

Simba (07.08.2016 01:39:06)
Прогулялся по шагам тайника 06.08.16 г. Очень понравился маршрут(ходьбы вперёд-назад не обнаружено и это отлично). Теперь немного пройдемся по точкам маршрута -
Шаг 1 - всё хорошо(был облаян 4 собачками из церкви-3 йорка и пудель).
Шаг 2 - арки возле прудов заросли чуть травой, но это не мешает при подсчётах.
Шаг 3 - порядок
Шаг 4 - порядок, набрал воды в ёмкость-в такую жару она очень пригодилась))) Вкусная вода)))
Шаг 5 - здесь проводятся какие то собрания в доме, поэтому в общей суете удалось все посчитать и скрыться.
Шаг 6 - порядок
Шаг 7 - испить воды в источнике не удалось, всё перерыто ковшом экскаватора, но количество труб на месте(на долго ли?). Прошу автора или компаньона уделить внимание этому шагу. Фото размещу в фотоальбоме тайника.
Шаг 8,9.10 - порядок. Спасибо восстановителю капсулы.
Шаг 11 - порядок (не смог выйти напрямик к перекрестку и нашел еле заметную тропинку)
Шаг 12 - попросил помощь у местных жителей - не отказали.
Финальная часть порадовала. Координаты настолько точные, что Garmin аж пищал от прибытия на финал))))
Подведём итоги - ВСЕ шаги выстроены логично. Нет ходьбы вперёд-назад. Река Истра успокаивает усталых геокешеров тихим течением и купанием. Единственное что мне не понравилось - так это идти среди бесконечных заборов местных СНТ. Но возможно, что авторская задумка была связана не с этим. Но, несмотря ни на что, я поставлю за тайник отлично. Из тайника забрал геокрота Совунью-летунью и свисток, а положил подвеску "Совы",заменил внешний пакет и оставил несколько запасных пакетов.
Мои благодарности летят авторам тайника GuZiki и восстановителю игроку redbrick. Спасибо. С уважением игрок Simba.
Natiс (27.07.2016 22:18:51)
Большое спасибо Алексею (redbrick) за восстановление! По телефону поблагодарила сразу же.
А Ирине (tuchka251) с компанией - за позитив и оптимизм! :)
tuchka251 (25.07.2016 07:13:25)
redbrick (29.06.2016 16:52:42)
sowenok33 (19.06.2016 17:12:56)
sowenok33 (06.06.2016 04:56:13)
Кирр (10.01.2015 16:17:54)
mmm1863 (17.09.2014 22:37:31)
Natiс (25.08.2014 18:01:53)
Natiс (28.06.2014 18:10:40)
MCrow (13.10.2013 11:59:47)
кам (17.11.2010 00:46:11)
Steelrat (31.08.2009 01:04:35)
Sage (01.06.2009 15:56:28)
Sage (12.05.2009 12:36:56)
zhenservernat (09.12.2008 22:00:33)
Igorek_B (07.12.2008 20:52:40)
|||| |||||| (16.11.2008 19:44:58)
FieryFly (18.10.2008 16:47:51)
опелевод (01.09.2008 12:52:10)
GuZiki (01.05.2008 23:27:18)
Hen (03.07.2007 14:24:31)
ЖЖ и Chuma (07.05.2007 16:59:15)
navi (23.04.2007 09:14:31)
RTolochkov (31.10.2006 00:11:08)
Коля (гость) (18.09.2006 11:03:38)
family_pkm (18.09.2006 09:30:51)
GuZiki (04.07.2006 02:03:15)
Эжени (04.07.2006 01:23:04)
GuZiki (03.07.2006 12:15:07)
ЖЖ и Chuma (03.07.2006 12:03:02)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117 Карта 118 Карта 119 Карта 120