Береговая батарея № 901 [VI/15676]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Исторический
Фортификация
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Приморский край
Ближайший нас.пункт
Старк, Владивосток
Оценки тайника[?]
Доступность: 4
Местность: 4
Рейтинг
5.00Нашли: 3
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: Jackie
Создан: 15.06.2014
Опубликован: 13.07.2014
(отредактирован: 15.07.2014)

Описание окружающей местности

После вторжения японских войск на территорию Маньчжурии в 1931 г., когда возникла непосредственная угроза нападения Японии на СССР, в феврале 1932 г. было принято решение Реввоенсовета СССР, определившее порядок строительства береговых батарей, прикрывавших морские подступы к Владивостоку. По разработанным согласно этому постановлению техническим заданиям основу береговой обороны составили три береговые батареи калибра 180-мм на островах Русский (№ 902 и 982) и Попова (№ 901) и бронебашенная батарея на шесть 305 мм пушек № 981, получившая название Ворошиловской. Кроме того, предполагалось возвести бетонные основания для железнодорожных 356 и 305 мм артиллерийских установок еще в нескольких районах.

Тактико-техническое задание на 180-мм открытую береговую батарею № 901 было утверждено Начальником Морских Сил СССР Орловым 1 апреля 1932 г. Согласно этому заданию вооружение батареи определялось следующим образом:

Вооружение батареи N 901
   4 - 180 мм 60 клб установки МО-1-180
   Станок ЛМЗ, угол ВН +52 гр, ГН 360 гр
   Механизмы наведения ГН и ВН - вручную и электромотором.
   Скорострельность        4-5 в.м
   Толщина щита           лоб       4”,  крыша   2”,  бок 2”
   Боезапас: 225 выстрелов на орудие (180 фугасных и 45 бронебойных)
   Прожекторы: стационарный 3-15-3 (3-15-11)  или подвижный       3-15-3
  Орудийные блоки по типу батареи 29 ЧФ, расстояние между блоками 60 - 80 м.

Готовность батареи определялась к 15 апреля 1933 г., установить батарею предполагалось на о. Попова, Владивостокского укрепленного района.
Сроки строительства батарей были очень напряженные и практически невыполнимые, поскольку выпуск артиллерийских установок пушек Б-1-П для артустановок МО-1-180 был начат заводом ленинградским заводом "Большевик" (бывший Санкт-Петербургский Обуховский сталелитейный завод Морского Ведомства, в настоящее время АО "Обуховский завод") только в 1932 г., причем к 1 января 1933 г. была принята лишь одна пушка. Поэтому постановлением РВС СССР N 5099 от 27.12.32 срок сдачи батареи был перенесен на 1 июля 1933 г. Этот срок также не был выдержан и постановлением Комитета Обороны СССР от 14 апреля 1933 окончательный срок сдачи батареи был отодвинут на 1 ноября 1934 г.
Первоначально батарея входила в состав Владивостокского укрепленного района, затем, приблизительно с 1939 г., - в состав Владивостокского укрепленного сектора Береговой Обороны Тихоокеанского флота, преобразованного в 1942 г. в Островной сектор Береговой Обороны Владивостокского Морского Оборонительного Района (БО ВМОР). Батарея находилась в строю до начала 60-х годов и была одним из ключевых оборонительных сооружений, прикрывавших морские подступы к Владивостоку. Ее последним командиром был капитан Юрий Трофимович Шмелев.

_______________ 

Батарея N 901 расположена в центральной части о. Попова. Комплекс сооружений батареи состоит из двух частей - размещенного на южном отроге г. Попова (158 м) командно-дальномерного пункта (КДП) и огневой позиции, расположенной закрыто в глубокой лощине приблизительно в километре к востоку от КДП.
Огневая позиция вытянута по фронту приблизительно на 400 метров и состоит из пяти заглубленных в землю бетонных массивов - четырех орудийных блоков и силовой станции, разнесенных друг на расстояние около 60 м.
Орудийные блоки представляют собой открытые бетонированные площадки диаметром до 10 метров, прикрытые с фронта бетонным бруствером - защитной стенкой толщиной до 1,5 метров, верхний край которой находится на одном уровне с поверхностью земли. В бруствере имеются два сдвоенных окна для подачи снарядов и зарядов из подбашенного отделения и четыре специальные ниши для хранения кранцев первых выстрелов - две для снарядов и две для зарядов. В каждом орудийном дворике была установлена открытая артиллерийская установка со стальным коробчатым щитом МО-1-180 (полубашня) с орудиями Б-1-П калибра 180-мм.
В каждом подбашенном отделении, защищенном железобетонным покрытием толщиной до 2,5 метров, усиленным стальными двутавровыми балками, уложенными в два сплошных слоя, располагались пороховые погреба (по два в каждом орудийном блоке), снарядный погреб, элеваторные машины для подачи снарядов и зарядов (по две в каждом орудийном блоке), фильтро-вентиляционные установки (ФВУ), гальюны и душевые помещения. Пороховые погреба были оборудованы системой орошения. Входы в подбашенные отделения (как и во все остальные бетонные и подземные помещения батареи) прикрыты защитными тамбурами - коленчатыми сквозниками и были оборудованы закрывающимися герметически броневыми дверями.
Снаряды со стеллажей в пороховом погребе с помощью специальных храповых приспособлений сдвигали к линии подачи, оборудованной деревянными роликами, опускали на нее с помощью специальных приспособлений - погрузочных лотков, имеющих цепные приводы, и проталкивали через отверстия в переборках порохового погреба в помещения элеваторов по этим роликам. Кроме того, небольшая часть снарядов хранилась в вертикальном положении в специальной нише, расположенной напротив средней части линии подачи. Заряды вручную проталкивались в поперечном положении через проемы в переборках, отделяющих пороховые погреба от помещений элеваторных машин. Эти проемы были оборудованы броневыми ставнями и шлюзовыми устройствами, выполненными из латуни. Далее снаряды и заряды поднимались раздельно к специальным прорезям в брустверной стенке, расположенным одно над другим. Снаряды выкатывали на подготовительные столы через верхнюю прорезь, а затем с помощью специальных ухватов (вес снаряда достигал 97 кг) подавали к артиллерийским установкам вручную. Заряды, также подавали вручную.
Все подбашенные отделения и блок силовой станции соединены между собой сводчатой коммуникационной потерной, проходящей на глубине 15 метров от уровня пола помещений подбашенных отделений. Для гашения взрывной волны в случае взрыва боезапаса в одном из блоков коммуникационная потерна перегорожена в четырех местах поперечными переборками-траверсами, в которых устроены ружейные амбразуры на случай ведения подземного боя. Потерна соединена с блоками вертикальными колодцами, оборудованными металлическими скоб-трапами и люками. Часть трапов демонтирована. Под орудийными блоками на уровне потерны в специальных помещениях устанавливались батареи резервных баллонов со сжатым воздухом, предназначавшимся для продувки каналов стволов после выстрела. Длинный отрезок потерны (до двухсот метров) уходит из района силовой станции в сторону КДП. Он заканчивается тупиком и из него выходит вертикальный ствол, оборудованный скоб-трапом и люком, являющийся запасным выходом из подземных помещений батареи. Неподалеку от вертикального ствола от потерны отходит вправо низкий криволинейный подземных ход, длинной не менее 50 метров, который, вероятно, служил для отвода подземных вод, заканчивающийся завалом грунта.
Помещение силовой станции - двухэтажное. На нижнем этаже были установлены дизель-генератор и два нефтяных отопительных котла, на верхнем этаже имелись емкости для топлива и воды. В этом же блоке имелась механическая мастерская. Большая часть оборудования силовой станции демонтирована. Сохранились только два нефтяных отопительных котла, топливные резервуары и водяной напорный бак системы охлаждения дизель-генератора.
Командно-дальномерный пункт представляет собой заглубленную в землю двухэтажную постройку. Вход в него защищен коленчатым сквозником. Толщина железобетонного покрытия, уложенного по двум слоям двутавровых балок достигает 2,5 метров. В верхнем этаже КДП были устроены штабные помещения, из которых имеются люки в бронированную башню для горизонтально-базового дальномера и в плоский визирный пост, защищенный броневым покрытием. Башня и пост расположены на выровненной площадке на вершине горы. Здесь же впоследствии был построен цилиндрический павильон для радиолокационной станции орудийной наводки. В верхнем этаже КДП имелась фильтро-вентиляционная установка, предназначенная для очистки поступающего для вентиляции наружного воздуха от отравляющих и радиоактивных веществ.
Орудия батареи N 901 имели дальность стрельбы 37 км и могли успешно бороться с кораблями любых классов, за исключением линкоров. Поэтому в угрожаемый период в водах перед этой и другими батареями предполагалось выставить морские минные заграждения и артиллерийским огнем воспрепятствовать их тралению противником, чтобы создать минно-артиллерийскую позицию, что и было сделано в 1941 г.
По периметру острова имеется большое количество бетонных долговременных огневых точек для противодесантной обороны. На побережье пролива Старка оборудован двухорудийный ДОТ, служивший огневой позицией для одной из капонирных береговых артиллерийских батарей. К этой огневой позиции подходит подземная потерна, длинной приблизительно двадцать метров, выходящая в лесной массив и предназначавшаяся для подачи снарядов. У ее выхода располагается подземный каземат, служивший хранилищем для снарядов. Другая аналогичная позиция на два капонирных орудия, (правда, не имеющая потерны) располагалась в ДОТе на перешейке у п-ова Ликандера.

 Информация из статьи, опубликованной на сайте Дальневосточного морского биосферного государственного природного заповедника ДВО РАН в разделе «Военно-исторические памятники» (http://dvmarine.ru/unikalnye-obekty/voenno-istoricheskie-obekty/)

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Das Boot (04.08.2021 18:40:22)
Планировали посетить острова Попова и Рейнеке, сделать традиционный тайник, по просьбе Автора, на Береговой батарее 901, восстановить тайник на Рейнеке... Но все наши планы разбились о транспортную логистику((( По-прежнему без ночёвки вариантов побывать на обоих островах, практически, не существует. Есть вариант - бегом по тайникам на Попова, без создания традика - на Рейнеке - Владивосток. Очень понадеялись на дополнительные рейсы по субботам, якобы введенные с 20.07.21 (инфа с официального сайта Владивостока) из-за большого наплыва желающих... Единственный сайт, на котором можно посмотреть реальное расписание переправ - http://pereprava.su/ Билеты продаются только за двое суток. Совет - идти к открытию касс, а то и ещё пораньше - просто нереальное количество стремящихся на острова...
Angel25rus (07.05.2017 03:37:03)
Шикарное место!
Finder333 (19.06.2016 02:56:43)
Neman (10.01.2016 23:17:14)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.