Койнас. Печорский трактъ [VI/1568]

Обетный крест на окраине Койнаса на берегу Мезени.
Обетный крест на окраине Койнаса на берегу Мезени.
ТАЙНИК
Тип: Виртуальный
Класс: Исторический
Природный
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Архангельская обл.
Лешуконский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Койнас
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 2
Местность: 4
РЕЙТИНГ
4.00Нашли: 2
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Вы не поверите, но это самая старая церковь на Мезени (Никольская). Вернее то, во что ее превратили годы Советской власти.
Вы не поверите, но это самая старая церковь на Мезени (Никольская). Вернее то, во что ее превратили годы Советской власти.
Охранная табличка на здании церкви
Охранная табличка на здании церкви
Околица Койнаса (фото А. Мочалова)
Околица Койнаса (фото А. Мочалова)
Дома Койнаса (фото А. Саакяна)
Дома Койнаса (фото А. Саакяна)
Автор: СкиталецЪ
Создан: 25.03.2006
(отредактирован 06.02.2007)
Компаньоны: Алексей Мочалов, Андрей Саакян

Описание окружающей местности

Койнас – название не русское. Даже по своему звучанию оно заметно выделяется среди остальных. Это слово из коми языка. В буквальном переводе оно означает “волки”. До современной территории Коми отсюда 45 километров по прямой и около 80 вдоль реки по дороге. Не столь уж дальнее расстояние, и наиболее естественно было бы предположить, что такое название села связано с пребыванием в этих местах коми-зырян. Здешняя округа, правда, в конце XV века входила административно в состав Коми края, но уже во второй половине XVI-го отошла к Кеврольско-Мезенскому уезду. Тем не менее, название Койнас – не единственное свидетельство связи с землёй Коми. Более чем очевидна перекличка названий Пысса – Кысса: одно на исторической территории Коми, другое – чисто русское поселение.

Что касается исторического населения этих мест, то издревле здесь жили племена чуди, народности некогда многочисленной и занимавшей обширную территорию. Это были племена мужественные и воинственные, но вместе с тем они обладали довольно примитивным уровнем жизни и быта. Жили они небольшими разрозненными группами, и жилищем для них были пещеры или глубокие ямы.

Первые поселения русских на Мезени относят к XV веку. Несметные богатства Севера – пушной зверь, ценные породы рыбы, продукты моря – ещё с давних пор привлекали в эти места новгородских ушкуйников и московских князей. Примерно с XVI века Мезенский край начинает активно осваиваться славянами, превосходящими коренную чудь как по численности, так и по уровню развития. В результате разрозненные чудские племена полностью растворились среди русского населения и перестали существовать как народность.

Койнас – одно из первых русских поселений в Лешуконии. Согласно архивным материалам, в 1554 году был открыт койнасский церковный приход. В XVII веке после Никоновской церковной реформы, спасаясь от преследования, в эти далёкие труднодоступные края потянулись многочисленные ряды раскольников-старообрядцев, поборников древлеправославной веры. По мере того, как их вытесняли и с этих мест, они уходили дальше, вверх по притокам Мезени, либо через волоки в бассейн соседней Печоры. Основывали там свои скиты, поселения. Таков, например, тот самый Великопоженский скит на Четласе. Или село Усть-Цильма на Печоре, одно из самых крупных старообрядческих поселений. На 10-километровке даже прорисована старая дорога (Печорский тракт), идущая в Усть-Цильму мимо Койнаса от соседнего села Усть-Кыма. И путь этот не короткий – километров 250 сквозь глухие леса. Пребывание в этих местах противников Никоновской реформы не могло не оставить своего влияния. Население мезенских сёл и деревень в своей массе всегда тяготело к старообрядчеству. По одной из версий, которую мне здесь довелось услышать, именно вследствие прохладного отношения к официальному Православию, по Мезени так мало сохранилось старых храмов. Возможно, отчасти и так. Но это только одна сторона. Такие места, оторванные от торных путей цивилизации и тем более связанные с древлеправославной верой, всегда отличались высокой духовностью, и старые традиции там блюлись особо тщательно.

Село Койнас стоит на левом возвышенном берегу Мезени. Место очень красивое: река здесь разливается и выглядит достаточно широкой, метров 300-400. Противоположный берег низкий и лесистый, с великолепным огромным пляжем, песчаной отмелью. С другой стороны, сразу же за селом, череда живописных холмов, дальше лес.

Село само по себе довольно большое. Если ехать из Усть-Низемья, то сначала попадаешь на хутор, минуя который, оказываешься в центральной части, где сельсовет. Это историческая часть села, облик её, как водится, искажён, хотя самый центр ещё сохранил свой вид. Дома здесь выстроены главным образом не вдоль основной дороги, а вдоль нескольких поперечных улиц. Интересное почему-то возникает ощущение: будто ты не на Севере, а в какой-нибудь из центральных областей, в более-менее цивильном селе и вот-вот подойдёт рейсовый автобус и увезёт тебя в совсем цивильный посёлок-райцентр.

После сельсовета дорога, делая зигзаг, пересекает овражек с ручьём и многочисленными крышами банек и амбарчиков, выстроившихся прямо на откосах. Поднявшись от ручья, дорога сразу же выходит к старинной деревянной Никольской церкви. Ей уже более 300 лет, она 1657 года постройки, сейчас это самое старое деревянное сооружение на Мезени. В ней по преданию в 1667 году бывал известный проповедник древлеправославной веры протопоп Аввакум Петров. Он тогда направлялся через Койнас в пустозерскую ссылку. О Никольской церкви писал Сергей Максимов, видный писатель-этнограф, посетивший Койнас в 1856 году, бывал в церкви и северный сказочник Степан Писахов в 1912 году. Кроме Никольской, зимней церкви, в селе была ещё одна, летняя, тоже деревянная, XIX века, и пять старых обетных крестов по округе. Летняя церковь не сохранилась, а из пяти старых крестов уцелел только один.

Итак. Никольская церковь, 1657 года постройки. Церковь была с колокольней. В 1851–1860 годах был произведён капитальный ремонт: сделаны новый фундамент, новая крыша, новые шатры и главы (значит, и у колокольни было завершение шатёр с главкой), и церковь была обшита. В 1891 году сделана новая ограда. Койнасский приход охватывал обширнейшую территорию: от Белощелья (45 километров в сторону Лешуконского) до Цилемских выселок (километров 200 по Печорскому тракту в сторону Усть-Цильмы). Когда в 1929 году разоряли церковь, дело происходило под руководством одного школьного учителя. Он тогда самолично спиливал крест, и одна бабка в порыве негодования: “Чтоб у тебя ноги отсохли!” И так оно и случилось. Учитель тот после этого скоро слёг, ноги у него отнялись и перестали работать, и он довольно быстро покинул сей мир.

У входной двери на стене висит старая фотография церкви табличка с надписью “Памятник архитектуры. Охраняется государством”. Оказалось, это не совсем так. На охрану поставлена только церковь. Кроме церкви они ещё висят на двух амбарах XVIII века и ещё на одном громадном бревенчатом сооружении с мелкими волоковыми оконцами и стенами-контрофорсами, стоящем возле дороги на склоне у ручья. На табличке написано: “Торговый склад (“Магазея”), кон. XIX – нач. XX в.”

От церкви дорога снова спускается вниз, выходит к реке и идёт дальше на Усть-Кыму. Сразу же после спуска у дороги стоит небольшой крест. Недавний и простенький, но даже такой, он удачно создаёт дополнительный штрих к портрету села. Это уже второй крест. Первый – на холмах, он был воздвигнут в 89-м году в честь протопопа Аввакума. Его здесь называют “Ларионовский” Есть здесь ещё один крест, старый, тот самый уцелевший, один из пяти. Стоит на лесной поляне, у дороги, возле раскидистой ёлки. Огромный и основательный, последний уцелевший из старых. До села километра полтора. Нижний придорожный крест, поставлен недавно, предположительно на месте часовни.

А состояние здесь действительно удручающее. В Койнасе совхоз в процессе ликвидации (или реорганизации?) Воровать здесь стали, чего раньше никогда не было: могут украсть вещи, кур. Такое началось с тех пор, как не стало работы, а спиртное начали продавать в любое время суток. Года 2 назад сгорела электростанция в Большой Щелье. И весь Олемский сельсовет (а это 5 деревень и 2 посёлка) всю зиму (!) сидел без света. А что такое в этих северных широтах зима без света, думаю, объяснять не надо. Когда солнце показывается из-за горизонта всего на 2-3 часа в сутки. Здесь даже поговорку такую придумали: Лешукония – страна чудес и беззакония. И ведь страна на самом деле чудесная, и места замечательные. И очень горько, что они постепенно приходят в запустение, а люди спиваются и деградируют. Неужели действительно нашей стране не нужен Север со всеми его богатейшими ресурсами? Неужели для общества важнее игра на биржах, спекуляция, банковские махинации, чем, скажем, поддержка сельского хозяйства или лесной промышленности? Это что же, такое сейчас “веление времени”? Как же надо ненавидеть свою страну, чтобы довести её до такого!..

.....................................................................................................................................


Про «печорский тракт», который был проложен в 1893 году из Усть-Кымы в Усть-Цильму, я уже вскользь упоминал. В конце июля - начале августа на покорение этой заброшенной после революции дороги выдвигаются две большие экспедиции. Со стороны Коми из Усть-Цильмы стартует «Печорский Трактъ» Одесского Клуба Экстремального Автотуризма «Направление», обсуждение этой экспедиции в форуме. А со стороны Архангельской области из Усть-Кымы «Тиманский кряж» Клуба Любителей Внедорожных Путешествий 4х4тур, обсуждение тут.

В связи с этим, дабы как-то систематизировать информацию, выкладываю все, что знаю здесь. При удачном стечении обстоятельств, вся дальнейшая информация будет выложена в соответствующем тайнике.

Итак.

"ПЕРВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СВЯЗИ
Почтовые сообщения зародились еще в древнерусских городах в XI веке. В рукописной книге XIV века помещена миниатюра - «портрет» гонца-вестника. Регулярная скорая гоньба между Москвой и городом на берегу Белого моря, так называемая Архангелогородская почта, была учреждена в 1693 году. Ее организатором был выдающийся государственный деятель эпохи Петра I А.А. Виниус, первый русский почтмейстер. Позднее была установлена почтовая связь между Архангельском и уездными городами. Город Мезень является одним из старейших почтовых пунктов на европейском Севере.

В XIX веке почта из Мезени в Архангельск «ходила» раз в неделю и должна была прибывать туда в пятницу. Летом она следовала по тракту через Б. Нисогору, а с ноября по апрель зимником через Кулой.

В 1886 году аппарат Морзе отстучал первую телеграмму в далекой поморской Мезени. В общую телеграфную сеть Архангельск-Петербург были включены города Пинега и Мезень. Была построена телеграфная линия Усть-Пинега-Пинега-Б.Нисогора-Мезень. Строительство этой линии характерно тем, что в расходах по ее устройству принял участие лесопромышленник Андрей Русанов, имевший лесопильный завод в устье Мезени. Он пожертвовал для линии 9000 лиственичных столбов с развозом их по трассе, свыше 1200 из них были высотой 5 саженей (10,65 метра). Русанов изъявил также готовность предоставить помещение для телеграфной станции в Мезени на срок до пяти лет.

Через пять лет - в 1890 году - были открыты прием и передача внутренней телеграфной корреспонденции в Б. Нисогоре.

В 1891 году из Мезенского уезда выделился самостоятельный уезд с центром в селе Усть-Цильма. Для сообщения с ним в 1892 году началось строительство постоянной грунтовой (колесной) дороги Койнас-Усть-Цильма. В связи с этим архангельский губернатор просит Управление Архангельского почтово-телеграфного округа о скорейшем проведении телеграфной линии от Б. Нисогоры до Усть-Цильмы. (При отсутствии грунтовых дорог телеграфное ведомство отказывал ость строить телеграфные линии из-за трудностей строительства и обслуживания линии.)
Строительство дороги было закончено в 1893 году.

Телеграфная линия на Усть-Цильму строилась в 1895 году также под руководством старшего механика Розенталя. Работы велись при тяжелых бытовых условиях: рабочие для ночлега не имели палаток, спали и спасались от дождя во временно построенных шалашах. Несмотря на это, телеграфная линия протяженностью 373 километра, начатая 14 июня 1895 года, осенью была закончена, и 21 октября 1895 года открыто телеграфное сообщение с Усть-Цильмой с переприемом в Б. Нисогоре. Одновременно с этим было открыто почтово-телеграфное отделение в Усть-Кыме.

5 ноября 1898 года архангельский губернатор обратился к начальнику Архангельского почтово-телеграфного округа с просьбой о переносе почтово-телеграфного отделения из Усть-Кымы в Койнас - большое торговое село и сельский административный пункт. Ходатайство об этом возбудило местное население.

5 июля 1900 года Главное управление почт и телеграфов утвердило смету на перенос отделения в Койнас. Предстояло устроить 8,5 километра линии по правому берегу Мезени и воздушный переход через реку у Койнаса. 1 июля 1901 года работы были закончены, и в Койнасе открылось почтово-телеграфное отделение.
Село Лешуконское (или Усть-Вашка, как его называли) и тогда было административным, промышленным и торговым центром района Пинега-Мезень-Усть-Цильма. В этом селе были: церковный причт, министерская школа, волостное правление с 4-тысячным населением, приемный покой с доктором, фельдшером и акушеркой, камера мирового судьи, следователь, канцелярия лесного ревизора - заведующего Усть-Вашским лесничеством, его помощник, квартира станового пристава и урядник, акцизный контролер, ветеринарный фельдшер, две лесопромышленные конторы во главе с доверенным фирм «Русанов Сын» и «Бр. Ружниковы». И в этом селе в начале века не было не только телеграфа, но и почты.

В 1901 году было возбуждено ходатайство о перенесении почтово-телеграфного отделения из Б. Нисогоры в с. Усть-Вашку. Дело кончилось тем, что с 1 мая 1903 года были открыты почтовые операции при Лешуконском волостном правлении, которые возлагались на волостного писаря. Но операции эти оказались настолько велики, что один писарь, получая за это 120 рублей в год, не мог их одновременно вести без ущерба для исполнения прямых обязанностей, что крайне отрицательно отражалось на различных крестьянских и административных делах.

Действительно, в 1907 году из общего числа почтовой корреспонденции, получаемой Болышенисогорским отделением, три четверти следовало в Лешуконскую волость, подается же на почту в Б. Нисогору из Лешуконской волости 7/8 всех отправлений.
1 июня 1907 года крестьянский сход Лешуконской волости вынес постановление о закрытии всех почтовых операций в Лешуконском волостном правлении ввиду несовместимости работы волостного писаря в столь большой волости с обязанностями почтового чиновника.

Закрытие почтовых операций в Усть-Вашке, где проживали все должностные лица 2-го стана Мезенского уезда, было крайне нежелательным, и уездные власти вновь обратились с ходатайством к губернатору об открытии в Усть-Вашке хотя бы почтового отделения.

Наконец, 2 сентября 1908 года начальник Архангельского почтово-телеграфного округа сообщил губернатору, что «Лешуконское почтовое отделение в селе Усть-Вашка 1 -го сего сентября открыто и одновременно с сим закрыты почтовые операции, производившиеся при Лешуконском волостном правлении».

Начиная с 1901 и по 1909 год шла переписка об открытии телеграфа в Лешуконском с переносом из Б. Нисогоры переприемного пункта. Это требовало переустройства телеграфной линии, подвески второго провода из Архангельска до Б. Нисогоры, а также устройства воздушного перехода через р. Вашку и кабельного перехода через р. Мезень у Смоленца.

В 1909 году были проведены исследовательские работы и составлена смета на эти работы. 6 апреля 1912 года губернатор Бибиков вновь ставит вопрос перед Архангельским почтово-телеграфным округом об открытии телеграфного отделения в Усть-Вашке, «к которой тяготеет десятитысячное население Лешуконской, Олемской, Койнасской, Вожгорской и Пысской волостей, а также северные части Яренского уезда».
Зимой 1912/13 года по распоряжению Главного управления почт и телеграфов была произведена заготовка столбов, и в июле, по получению кабеля, под руководством механика Лебедева были начаты работы по устройству телеграфной линии на Лешуконское.

8 сентября 1913 года Лебедев телеграфирует начальнику округа, что «в Лешуконском установлены два аппарата, телеграфное действие проводом № 1135 Ижмой и № 2375 Архангельском открыто, работы закончены».

В том же году было открыто «телеграфное действие» в Погорельце.
В 1916 году открылись почтовые отделения в Юроме и Ценогоре.
Таким образом, до революции на территории Мезенского уезда было 4 почтово-телеграфных и два почтовых отделения.

«Звезда», 01.07.1986г."

Вот упоминания о событиях времен Гражданской войны и о Печорском тракте:
Оживление нефтяного дела на Ухте оценил главнокомандующий Северным фронтом генерал-лейтенант Е.К.Миллер. В своих воспоминаниях "Борьба за Россию" в апреле 1926 г., он заметил: "Hа далекой Печоре комиссары и небольшие отряды красных войск бежали и уверенность населения в возможности спокойно работать была настолько велика, что в Усть-Ухте снова приступили к работам по изысканию и добыче нефти". Огромная территория Печорского уезда нуждалась в хороших дорогах, транспорте, связи. В течение лета 1919 г. земская управа совместно с военными провела ремонт печорской половины Койнасского тракта, соединявшего Усть-Цильму с Мезинским уездом. Hа ремонте дороги работал специальный рабочий батальон из 340 человек под командованием подполковника Бараева и инженера Мошинского. Для ремонтных нужд у населения временно реквизировали топоры, лопаты, ломы, прочие шанцевые инструменты. Отремонтировали 25 мостов. Почтовые земские станции на тракте были выставлены на уездный аукцион (Мыльская станция оценивалась в 16 800 рублей, Фотеевская - в 20 тысяч, Волочковская - 25 890 рублей и т.д.). Hа каждой станции смотритель обязан был содержать не менее десяти лошадей. 28 августа специальная комиссия, в которой печорское земство представлял П.И.Кириллов, осмотрела отремонтированный тракт и констатировала, что он "приспособлен к автомобильному движению". В Усть-Вашку из Архангельска привезли автомобиль и мотоциклы. Планировали летом 1920 г. использовать машины на Койнасском тракте. Hа ремонт тракта из сметы уездного земства было выделено 126 000 рублей. В смету печорского земства на 1919 г. было заложено также 154 000 рублей на строительство тракта Ижма-Диюр-Щельяюр, но реально на изыскательные работы выделили лишь 10 тысяч, поэтому строительство так и не началось. В 1919 г. изыскания велись также по проведению тракта Усть-Цильма-Пеза-Мезень. Hамечалось исследование реки Цильмы в судоходных целях, но отсутствие денег не позволило земству начать работы.

По некоторым сведениям еще до Второй Мировой войны тракт представлял собой отличную грунтовку, на которой постоянно проводились ремонтные работы. Но после войны ее забросили. Что тракт представляет собой сейчас сказать трудно. Последние впечатления экспедиции, которая проходила этим маршрутом на «Буранах», относятся к далекому 1974 году. Уже 30 лет назад дорога была практически непроезжабельна, отсутствовали мосты, полотно дороги заросло молодыми деревьями.

Что ждет сейчас первопроходцев на этом пути???


Огромное спасибо автору статьи о путешествии по Мезени
. Описание Койнаса и Никольской церкви с некоторыми доработками взяты именно из этого рассказа.

Описание тайника

Содержимое тайника

Информация о Койнасе и Печорском тракте.

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

SE16 (01.02.2012 11:43:12)
Посетили тайник 06 января 2012 г. Приехали уже в сумерках, и, честно говоря, долго не могли понять где же тут старейшая на Мезени церковь :) Поняли, нашли, увидели. Койнас оставляет очень хорошее впечатление - жилой и ещё раз очень жилой деревни. Понравилось. Спасибо.
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117 Карта 118 Карта 119 Карта 120