М. Ю. Лермонтов в Москве [TR/15702]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Традиционный,
городской
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Музей/экскурсия
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Московская обл.
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Москва
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 1
РЕЙТИНГ
4.43Нашли: 26
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Без подписи
Без подписи
Автор: fgr
Создан: 12.07.2014
(отредактирован 31.10.2015)

Описание окружающей местности

Тайник посвящен 200-х летию великого поэта

В Москве много мест, так или иначе связанных с жизнью М. Ю. Лермонтова в Москве. Я сейчас хочу упомянуть лишь о трех  местах, где он жил.

Лермонтовская площадь. На месте высотного здания, отмеченного мемориальной доской, стоял дом, где в ночь со 2 на 3 октября 1814 года родился М.Ю. Лермонтов. Лермонтовская площадь расположена на стрелке Новой Басманной и Каланчёвской улиц. Вообще-то это улица-фантом, вроде бы она есть, а вроде бы и нет. Площадью обычно называют некоторое открытое пространство, а не просто кусок улицы. 
  А история этого фантома такова: когда-то существовала довольно обширная площадь «Красные ворота». В 1941 году ее переименовали в Лермонтовскую площадь, в память М.Ю. Лермонтова, который родился в доме № 1 по Каланчёвской улице, снесённом в конце 1940-х гг. 
  В 90-х годах, прошлого века началась известная компания по возвращению московским улицам исторических названий и Лермонтовскую площадь обратно переименовали в площадь Красные ворота. Но, не обижать же великого поэта, тем более что успели поставить ему здесь памятник. Вот и отделили от Садового кольца кусок и назвали «Лермонтовская площадь».

В июне 1965 года на площади в сквере был открыт памятник Лермонтову, выполненный скульптором И. Д. Бродским (архитекторы Н. Н. Миловидов, А. В.Моргулис и Г. Е. Саевич). Бронзовая пятиметровая статуя на цилиндрическом постаменте находится в центре гранитной площадки, ограниченной с одной стороны декоративной решеткой с изображением Демона и схватки Мцыри с барсом. У входа на площадку стела с выбитыми на ней строками из поэмы «Сашка»: «Москва, Москва... люблю тебя как сын, как русский, — сильно, пламенно и нежно!»

 Е. А. Арсеньева настояла на том, чтобы ее слабая здоровьем дочь Мария Михайловна вместе с зятем Юрием Петровичем Лермонтовым еще в августе 1814 года перебралась в Москву под наблюдение опытных врачей. Молодая чета Лермонтовых поселилась в доме генерал-майора Федора Николаевича Толя, расположенном на перекрестке дорог, идущих от Красных ворот к Сухаревке и с Каланчевки к Красным воротам. Долгое время считали, что дом этот был трехэтажным. Не так давно архитектор Маргарита Васильевна Фехнер нашла в архиве изображение дома Ф. Н. Толя: это двухэтажное без украшений, с толстыми стенами и неглубокими нишами здание, состоявшее из двух флигелей. В каком из флигелей поселились Лермонтовы, установить не удалось. Крестили Лермонтова 11 октября 1814 года в церкви Трех святителей, неподалеку от Красных ворот. Церковь Трех святителей не сохранилась — ее снесли в конце 20-х годов нашего века. Семья Лермонтовых перезимовала в Москве, а в апреле 1815 года переселилась в имение Е. А. Арсеньевой — село Тарханы, Чембарского уезда, Пензенской губернии (ныне село Лермонтово, Белинского района, Пензенской области), где и прошли детские годы поэта.

Поварская, 26. На месте нынешнего здания стоял дом, где Лермонтов с бабушкой ж ил в 1827—1829 годах. Дом Е. А. Костомаровой, в котором в 1827 году поселилась Арсеньева с внуком, находился в тихом в те времена уголке Москвы. Здесь, в небольших, но уютных особняках, зачастую неподалеку одна от другой селились дворянские семьи, связанные между собой родством. Е. А. Арсеньева, привезшая внука весной 1827 года в Москву, чтобы дать ему серьезное образование, нашла подходящее жилье не сразу. Предполагается, что поначалу она и юный Лермонтов ж или у Мещериновых (Трубная ул., 11, дом не сохранился). В дворянской семье Мещериновых, дальних родственников Лермонтова, увлекались литературой, музыкой, живописью. В э том доме была большая библиотека и ценная коллекция картин. Петр Афанасьевич Мещеринов, подполковник лейб-гвардии Кирасирского полка, был дружен со своим бывшим сослуживцем Павлом Моисеевичем Меликовым — героем войны 1812 года, потерявшим в Бородинском сражении правую руку. Мишель жадно впитывает первые впечатления московской жизни. Он близко сходится с сыновьями П. А. Мещеринова — Владимиром, Афанасием и Петром. Много времени проводит в доме на Трубной и М. Е. Меликов, племянник хозяина, впоследствии ставший художником. Вспоминая потом о поэте, он отметит: «Я никогда не в состоянии был бы написать портрета Лермонтова при виде неправильностей в очертании его лица, и, по моему мнению, один только К. П. Брюллов совладал бы с такой задачей, так как он писал не портреты, а взгляды...»

Та атмосфера жизни, в которую юный Лермонтов окунулся в Москве, способствовала развитию пробудившегося у него еще ранее интереса к истории, литературе, музыке, живописи и театру. Помыслы бабушки, души не чаявшей в своем внуке, сосредоточены были на заботах об образовании, о разностороннем развитии одаренного мальчика. По совету Мещериновых стали готовить его к поступлению в Московский университетский благородный пансион. Для этого по рекомендации жены Петра Афанасьевича, Елизаветы Петровны Мещериновой, с осени 1827 года к Лермонтову был приглашен в учителя Алексей Зиновьевич Зиновьев, человек прогрессивных убеждений, преподаватель русского и латинского языков в Пансионе. Он стал первым литературным наставником будущего поэта. Мещериновы обратили внимание на увлечение подростка рисованием, лепкой, выдающее в нем незаурядные способности, и по их совету в домашние учителя к нему пригласили художника Александра Степановича Солоницкого. О своих занятиях Лермонтов писал в Апалиху двоюродной тетке Марии Акимовне Шан-Гирей, относившейся к нему по-матерински.

Юный Лермонтов часто бывал у жившей неподалеку Е. А. Столыпиной, вдовы брата Арсеньевой — генерал-майора Д. А. Столыпина. От Екатерины Аркадьевны Лермонтов мог услышать рассказы о ее муже и своем двоюродном деде, участвовавшем в военной кампании 1805—1807 годов и отличившемся под Аустерлицем. В 20-е годы Дмитрий Алексеевич служил в Южной армии и был в дружеских отношениях с П. И. Пестелем. Декабристы в случае успеха восстания предполагали ввести Д. А. Столыпина вместе с его братом Аркадием Алексеевичем, Н. С. Мордвиновым и М. М. Сперанским в состав Временного правительства. Его скоропостижная смерть в Середникове, совпавшая по времени с начавшимися в Москве арестами после подавления восстания на Сенатской площади, вызвала немало толков.

Екатерина Аркадьевна, любившая музыку, превосходно играла на фортепиано. М. М. Сперанский, восхищаясь ее игрой, сравнивал ее музыкальное дарование с талантом всемирно известного ирландского композитора Д. Филда, жившего с 1804 по 1831 год в России. Под благотворным воздействием Е. А. Столыпиной развивались музыкальные способности Лермонтова. Зимой у Екатерины Аркадьевны собиралась молодежь, устраивались музыкальные вечера и танцевальные праздники. С ее детьми Лермонтова связывали дружеские отношения.

В это же время началась дружба и с младшим поколением Лопухиных. Лопухины жили неподалеку от Поварской, они занимали усадьбу, состоявшую из окруженного садом деревянного дома на углу Большой Молчановки и Серебряного переулка (дом э тот был снесен в 1964 году). В семье Лопухиных, Александра Николаевича и Екатерины Петровны (урож д. Верещагиной), было четверо детей: три дочери — Елизавета, Мария и Варвара и сын Алексей. Близким другом Лермонтова становится Мария Александровна Лопухина. Ей он поверял свои тайны, с ней делился своими мечтами. Их дружеские отношения сохранились и после отъезда поэта из Москвы. В письмах к ней он посылал свои стихи. Ей, переселившись в Петербург, писал 2 сентября 1832 года: «...Москва — моя родина и всегда ею останется. Там я родился, там много страдал и там ж е был слишком счастлив!» Дружба с Алексеем Александровичем Лопухиным продолжалась до конца дней поэта.

Особенно сблизили их студенческие годы. Сыну А. А. Лопухина и В. А. Оболенской Лермонтов посвятил стихотворение «Ребенка милого рожденье...»

Проявившаяся в Москве яркая одаренность Лермонтова заинтересовала тех, кто умел понимать и ценить поэзию и живопись. Одна из дальних родственниц (он называл ее дорогой кузиной) — Александра Михайловна Верещагина с тех пор и до самого своего отъезда за границу становится внимательным и строгим другом поэта, а переписка, начавшаяся после его переезда в Петербург, свидетельствует об искренности и задушевности их отношений. В Сашеньке Верещагиной, наделенной острым саркастическим умом, Лермонтов обрел интересного собеседника. В альбом А. М. Верещагиной (в замужестве баронессы Хюгель) он вписал несколько стихотворений — среди них «Ангел», «Желанье» («Отворите мне темницу») и др. В 1831 году юный поэт посвятил ей поэму «Ангел смерти». А. М. Верещагина, высоко ценя дарование своего юного друга, бережно хранила его стихи и рисунки. Часть большого собрания рисунков Лермонтова из архива Верещагиной ныне находится в Колумбийском университете, остальные — в архивах СССР.

Малая Молчановка, 2. Дом-музей Лермонтова. В небольшой особняк, принадлежавший Черновой, Е. А. Арсеньева перебралась в начале августа 1829 года. Дом, который наконец пришелся ей по душе, был построен после пожара 1812 года и представлял собой деревянное одноэтажное здание с мезонином в стиле ампир. В э том доме Лермонтов прожил вплоть до своего отъезда летом 1832 года в Петербург. Дом на Малой Молчановке — единственное в Москве сохранившееся до наших дней здание, в котором ж ил Лермонтов. Стены дома на Молчановке были свидетелями и горьких, и счастливых часов, выпавших на долю юноши.

Здесь он радовался встречам с отцом, который наезжал в Москву повидаться с сыном. В э тот дом в октябре 1831 года пришло известие о кончине Юрия Петровича Лермонтова. Только со смертью отца разрешилась затянувшаяся на долгие годы тяжба Е. А. Арсеньевой с нелюбимым зятем за право воспитывать рано оставшегося без матери ребенка. Юрий Петрович тяж ело переживал разлуку с ним. Страдал и сын от непрекращавшихся распрей между бабкой и отцом. Горечью постигшей его тяжелой утраты проникнуто стихотворение Лермонтова «Ужасная судьба отца и сына...», написанное в скорбные дни октября 1831 года.

В ноябре 1831 года Лермонтов познакомился с приехавшей в Москву из деревни младшей дочерью Лопухиных — шестнадцатилетней Варварой Александровной. Вареньке Лопухиной суждено было стать одной из самых глубоких сердечных привязанностей Лермонтова. А. П. Шан-Гирей вспоминал впоследствии: «Будучи студентом, он был страстно влюблен... в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В. А. Лопухину; э то была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная... Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей...»

Варенька Лопухина отвечала Лермонтову взаимностью, но многолетняя разлука воспрепятствовала дальнейшему развитию отношений молодых людей, казалось бы самой судьбой предназначенных друг для друга. В 1835 году В. А. Лопухина вышла замуж за Н. Ф. Бахметева, бывшего много старше ее. Брак э тот состоялся скорее всего по настоянию родных. Для

Лермонтова неожиданное замужество В. А. Лопухиной явилось жестоким ударом: горечь тяж ело переживаемой им утраты на многие годы наложила заметный отпечаток на его творчество. К образу Вареньки Лермонтов неоднократно возвращался и в поэзии, и в живописи. Она в изображении Лермонтова — воплощение простоты и естественности, не часто встречаемой в светских салонах.

Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает.
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.

Варвара Александровна послужила прототипом Веры в драме «Два брата», повести «Княгиня Лиговская» и романе «Герой нашего времени». Муж В. А. Лопухиной, ревновавший свою жену к Лермонтову, уничтожил все его письма к ней. В 1839 году она передала подруге своей юности А. М. Верещагиной хранившиеся у нее стихи и рисунки Лермонтова. Ныне один из акварельных портретов В. А. Лопухиной работы Лермонтова (1835—1836) хранится в Колумбийском университете. Недавно снимок с него был доставлен в Ленинград, и теперь он воспроизводится во всех советских изданиях. Два других портрета находятся в СССР и широко известны. В 1954 году на стене дома 2 по Малой Молчановке появилась мемориальная доска, а в 1981 году здесь после реставрации открылся мемориальный Дом-музей М. Ю. Лермонтова, филиал Государственного литературного музея.

Дом-музей М. Ю. Лермонтова на Малой Молчановке знакомит с московским периодом жизни поэта. Открытию этого музея предшествовала многолетняя исследовательская работа, связанная с реставрацией дома и с подготовкой экспозиции. Здание восстановлено по первоначальным планам. Воссозданы комната бабушки, малая гостиная, зал, комната Лермонтова в мезонине. Творцы э того музея ставили перед собой цель воссоздать облик и атмосферу московского «дома юности» гениального русского поэта. Ими переданы особенности быта дворянской семьи, в которой прошли отрочество и юность поэта.

Обстановка комнаты Е. А. Арсеньевой (урож д. Столыпиной) проливает свет на внутренний облик ее хозяйки — самоотверженной и независимого характера женщины. На столе в э той комнате выставлен портрет Сперанского: Е. А. Арсеньева была дружна с ним, не испугала ее и опала старого приятеля. Жизнь бабушки была всецело подчинена интересам внука, она пеклась о нем и вникала во все, что имело отношение к его заботам и учению. В ее комнате поэтому не случайно оказались учебники (в частности, курс математики Безу с автографом Лермонтова), по которым занимался Мишель, книги и альманах «Цефей» за 1829 год, составленный из стихов и прозы, авторами которых были воспитанники Московского университетского благородного пансиона. На стене — одно из наиболее ранних изображений Тархан (картина Л. Х. Фрике, масло, 1849).

Малая гостиная — комната, в которой всегда царило веселое оживление. Здесь звучали стихи, разгорались жаркие споры, сменявшиеся задушевными беседами молодых людей, — их интересовало все на свете, в том числе вечные проблемы бытия, насущные и острые вопросы русской общественной жизни. Собирались друзья пансионских и студенческих лет: бывали А. Д. Закревский, М. И. Сабуров, Д. Д. Дурнов, Н. И. Поливанов, частенько заходили Лопухины, А. М. Верещагина, Е. А. Сушкова и другие. В малой гостиной представлены любимые книги Лермонтова, среди них Шекспир, Шиллер, Пушкин. Здесь и ранние живописные работы Лермонтова, один из портретов Вареньки Лопухиной, изображенной в костюме испанской монахини. Тут можно увидеть и журнал «Атеней» со стихотворением Лермонтова «Весна». В большом зале отдыхала и веселилась молодежь, ставились домашние спектакли, пьесы для которых сочинял Лермонтов вместе со своими друзьями, звучала музыка. На стенах — портреты бабушки, матери и Лермонтова-ребенка. В зале стоит рояль, на нем — ноты, здесь же — скрипка.

В комнате Лермонтова, в мезонине, воссоздана атмосфера той напряженной духовной, наполненной творческим горением жизни, которой жил поэт в Москве. Портреты Байрона и Пушкина, бюст Наполеона, гравюра с видом Кавказа, журналы той эпохи, томики пушкинских произведений — все эти экспонаты рассказывают о его интересах. Столик для живописных работ с красками и рисунками («Чета белеющих берез», «Портрет Ю. П. Лермонтова») напоминает о его увлечении живописью. В музее довольно большая библиотека — книги на русском и иностранных языках дают представление о круге чтения поэта.

Два зала в музее отведены под экспозицию живописного наследия Лермонтова. Здесь можно ознакомиться с его картинами, акварелями, рисунками, на которых изображены виды Кавказа, сражение при Валерике, друзья. Драгоценной реликвией московского музея является акварельный автопортрет Лермонтова 1837 года, подаренный им в 1838 году В. А. Лопухиной, в замужестве Бахметевой. Переданный ею на хранение А. М. Верещагиной (Хюгель), он был обнаружен в замке Хохберг и привезен в 1962 году И. Л. Андрониковым из ФРГ на родину поэта.

О местах, которые посещал М.Ю.Лермонтов в Москве можно узнать отсюда. Все материалы для описания взяты из того же источника.

Описание тайника

Содержимое тайника

+++

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

set-square (30.09.2016 17:21:57)
Тайник нашли вместе с xboct1996. Самым неоднозначным нам показался вопрос про номер парковки, уж больно странное число получается при подстановке, но решили попробовать и нашли. Автору спасибо за тайник, а mr_bo за восстановление.
mr_bo (28.09.2016 08:29:15)
Тайник восстановлен на том же месте
mr_bo (07.07.2016 00:17:04)
Aqvarius (23.05.2016 09:50:22)
blue_horse (10.04.2016 00:12:28)
Araiguma (29.02.2016 14:02:35)
Decreed (23.02.2016 21:31:54)
GeorgA1971 (30.12.2015 16:37:30)
Ma-mandarinka (22.12.2015 13:22:56)
volchisa (15.12.2015 23:46:58)
delia и shimp (30.10.2015 22:21:01)
pupanoid (13.05.2015 22:50:47)
Упорный (16.03.2015 22:29:29)
ahelena (03.02.2015 09:36:25)
Байдерины (18.01.2015 17:10:06)
Sergio79 (20.12.2014 11:04:46)
GaryZver (13.11.2014 15:51:09)
GAB (10.11.2014 02:02:10)
fgr (08.11.2014 07:20:29)
Natiс (08.11.2014 00:25:53)
mmm1863 (07.11.2014 20:47:31)
gremling (25.08.2014 08:12:24)
delia и shimp (19.08.2014 16:11:41)
latosha и Ванчо (31.07.2014 19:29:05)
kuzich (29.07.2014 21:22:52)
fgr (21.07.2014 16:54:03)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры
АП квартал ответы что такое up квартал.

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117 Карта 118 Карта 119