В 1744 году Казанский Священный Синод направляет в село Норусово Тугаевской волости Цивильского уезда указание: «...вышеписанную новокрещенскую деревню Норусово, а и оставшиеся в тех деревнях жительствующие некрещеные чуваши усмотря в объявленной деревне Норусово новопостроенной церкви ко всем крестьянам чателъно, что приходят весь без остатку, которых иметь быть по близости приписаны в приход в новоназначенный Норусовской церкви...».* Не трудно догадаться, что речь идет о приписке чувашских крестьян в новопостроенный Норусовский приход и об их крещении. В конце XIX века на этой земле действовало 6 церквей. Это Абызовская, Асакасинская, Альменевская, Норусовская, Сугут-Торбиковская, Сюлькасинская (Кукшумская), а в начале XX века появилась Кадышевская церковь Святого Авраама Болгарского. Новая церковь в кирпичном исполнении в селе Норусово была построена в 1889 году на средства прихожан 16 деревень. Приход состоял из 1103 двора, где проживало 5476 человек. О строительстве этой церкви до нас дошла только легенда... «В селе Норусово решили построить церковь на века. Чтобы она простояла дольше, нужно было, как велели традиции, под фундамент положить живого человека. На это в селе никто не соглашался. Когда люди стояли и думали, как быть, мимо проходила молодая, красивая девушка из соседней деревни Ямбахтино. Вот с ней заговорили: - Хочешь быть вечной? Она далее не призадумываясь ответила: - «Кто же не хочет увековечиться? » Тогда ей сказали: - Иди к нам, - дали ей выпить крепкое пиво и предложили ложиться на угол будущего фундамента церкви. Девушка легла. На неё полетели камни. Она не сопротивлялась, быстро потеряла сознание. Затем её залили цементным раствором. Так в селе Норусово поднялась невиданной красоты церковь. Поговаривают, храмов с подобной архитектурой было в России всего три». Конечно это легенда полный вымысел, но нужно отметить, что в чине закладки храма есть момент, когда в основание храма закладываются Святые Мощи. Вот эти Святые Мощи, которые могли принадлежать святой Православной церкви, и были заложены в основание храма, что может быть и послужило причиной возникновения легенды.
Совет Народных Комиссаров РСФСР 20 января (2 февраля) 1918 года издал декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах. Из всех официальных актов устранили всякое указание на религиозную принадлежность граждан. Отменили все религиозные клятвы, присяги. Школу отделили от церкви, начали преподавать истинную, подлинную науку, а не искаженное вероучение (так объявляла Советская власть). Все имущество церквей, религиозных обществ было объявлено народным достоянием. Решением Ядринского уездного Совета в марте 1919 года все церкви, их имущество, земли описывались и передавались на бессрочное пользование государству. Пятого марта 1919 года было описано имущество Норусовской церкви, а через четыре дня - Кукшумской церкви. В первую очередь у них было реквизировано золото и серебросодержащие облачения, вещи, колокола. В советские годы Норусовский храм решили уничтожить: закрыли в 1939 году, но разобрать не смогли. Комиссия, собравшаяся в начале 1972 года, постановила, что для восстановления храма необходимых средств нет, следует разобрать. Для выполнения работ вызвали саперов из Казани. После первого взрыва здание церкви качнулось, но не рухнуло. Решили повторить, но только через два месяца. Второй взрыв превратил здание в груду кирпичей, расчеты были точны. Говорят, что храм отомстил за себя, будто непосредственные участники уничтожения церкви один за другим скоро ушли в мир иной. Вопросы закрытия церквей решали одним махом, не считаясь с мнениями старых и престарелых прихожан. Таким образом, на территории района не осталась ни одной действующей церкви, а их в начале XX века было девять. Позже власти разрешили совершать богослужение только одной - Артеменьковской церкви, которая и действовала одна на весь Вурнарский район. Ныне действующий приход церкви Покрова Пресвятой Богородицы зарегистрирован 2000 году. Для совершения богослужений Калининская школа предоставила здание бывшего интерната для учеников из далеких деревень. После ремонта и переделки под молитвенный дом, здание было освящено и в нем начались богослужения. Нужно отметить, что молитвенный дом находится буквально напротив месту разрушенного старого храма. Вскоре нашелся благотворитель из уроженцев села Калинино, который взял строительство нового храма на себя - это Юрий Михайлович Горшков. Местом для нового храма избрали восточную окраину села, недалеко от сельского кладбища. Были предложения найти место под храм в середине села, но от этого варианта быстро пришлось отказаться- никак не могли найти пригодное место для храма. В 2003 году в селе Калинино храм был достроен и освящен правящим архиерем Чебоксарсо-Чувашской епархии митрополитом Варнавой в честь иконы Пресвятой Богородицы Покрова. Храм имеет девять оригинальных куполов в честь девяти чинов ангелов. В 2009 году освящен правый придел в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, а на месте взорванного храма поставлен памятный крест.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: