В начале XIX века произошло событие, открывшее большие возможности для роста Липецка. 25 апреля 1805 года был открыт курорт, названный «Минеральными Водами». Тамбовскому губернатору совместно с директором курорта И. Н. Новосильцевым было поручено превратить провинциальный и беспорядочно застроенный деревянно-соломенный городок в конкурента западных фешенебельных курортов. С этой целью был разработан новый генеральный план Липецка, который был утверждён императором Александром I 19 июля 1805 года. Этот план игнорировал существовавшую на тот момент сетку улиц. Новые улицы прокладывались прямо по «живому» Это был сложный процесс полной реконструкции города, растянувшийся до середины XIX века. Перестройке Липецка «помогли» три крупных пожара 1805 и 1806 годов, уничтоживших почти половину городских домов. Строжайший контроль обеспечил выполнение генплана. Заложенная им новая сеть прямых и широких улиц дошла неизменной вплоть до начала 30-х годов XX века. Согласно «Всеобщему географическому словарю» в 1843 году в Липецке было 25 улиц и 4 площади, 1254 дома (в том числе 11 каменных), 16 заводов, 2 училища. Всего в городе проживало 8700 человек. Новый генеральный план, предусматривал увеличение территории города с разбивкой его на прямоугольные кварталы. На плане появляются две площади: первая — центральная, на левом берегу реки Липовки, ныне Соборная (Ленина), вторая — для ярмарок и базаров, на правом берегу, ныне Коммунальная. Город окружали вал и ров, откуда четверо ворот вели в Воронеж, Усмань, Лебедянь и Тамбов. У каждых ворот располагалась полицейская будка, питейный дом и кузница. Открытие Минеральных Вод привлекло на жительство в Липецк большое количество дворян. Для строительства домов им отводились участки в лучших местах города: на возвышенности против Петровского пруда (левый берег реки Липовки). В то же время на правом берегу Липовки застраивалась торговая часть города. Здесь появились улицы Усманская (ныне Фрунзе), Воронежская (Советская), Базарная (Первомайская), Площадная (Октябрьская), Церковная (Льва Толстого), 1-я Липовская (Ворошилова), Стрелецкая (Горького), Соляная, Гульбищенская (Пушкина), Крайняя и другие. Центром данной части Липецка стала вышеупомянутая площадь, ранее называвшаяся Троицкой (ныне Коммунальная). Здесь же, у пересечения Воронежской и Гульбищенской улиц, был устроен «Воронежский сад», уничтоженный в 1930-е годы в связи со строительством станкозавода. Улицы были вымощены и уже в начале XX века хорошо освещены. Здесь располагалось множество магазинов и мелких лавок. Например, был известен магазин А.С. Парфенова, где продавались фарфор, фаянс, хрусталь. Неподалеку располагался магазин Д.Е. Тонких, где жители приобретали обувь, парфюмерию, дорожные вещи и даже граммофоны и пластинки. На улицу Воронежскую в кондитерский магазин Пелишенко многие ходили за вкусными дешевыми пирожными, тортами, печеньем и прочими сладостями. Купеческая часть города была застроена преимущественно двухэтажными особняками из красного кирпича. Первый этаж использовался, как правило, для торговых целей. Ряд магазинов в первых этажах каменных домов на углу нынешних улиц Фрунзе и Советской - так выглядел торгово-развлекательный центр в Липецке в XIX веке. Магазины купцов Перелыгина и Иванова пользовались успехом у покупателей. Сюда стекались люди, чтобы буквально «прогуляться по магазинам», развлечься. Рядом был канал, соединявший речку Липовку с рекой Воронеж, и потому торговый ряд прозвали местным «Невским проспектом». Курортный Липецк славился своими магазинами, что было признаком хорошего развития города. «Липецк, на три, четыре губернии может быть – единственное место, где находятся в удивительном изобилии все почти продукты, необходимые для выгодной и даже роскошной жизни. Дичь всякого рода, бакалейные товары, вина, фрукты, начиная с отличных дуль и слив до ананасов, персиков и абрикосов... В отношении других потребностей жизни, как платье, обувь, шерстяные, шелковые и галантерейные товары, Липецк не уступает губернским городам», - так писали в девятнадцатом веке о Липецке. Купцы состязались в уловках для привлечения покупателей. Так, например, в магазине купца Тонких приказчики заводили граммофон. Публика заходила посмотреть на блестящую трубу, из которой доносится музыка, и, конечно, обращала внимание и на товар. В «Липецких сезонных листках» печатали рекламные объявления, дескать, в доме Шелехова на улице Усманской действует колбасный магазин Рейтера, аптека Карстенса и купеческий клуб. А когда в начале двадцатого века в уездных городах стала развиваться потребкооперация и выставляла на продажу товары по очень низким ценам, купцы заволновались. В селе Троекурово Раненбургского уезда был забавный случай, когда один купец, скрепя сердце, вывесил над входом в лавку рекламное объявление: «Ввиду конкуренции снижаю цены на свои лучшие товары!» В настоящее время квартал исторической застройки, слагаемый улицами Фрунзе, Октябрьская, Первомайская, Скороходова - маленький островок «старого» города в центральной части современного индустриального и административного центра области. Эту часть города можно условно назвать торговой, т.к. ранее здесь располагалась Старо-Базарная площадь ( ныне площадь Революции) и дома, как правило, принадлежали зажиточному купечеству.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: