Алханай. Субарган памяти Цыбенова Жимба-Жамсо [VI/16104]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Забайкальский край
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Алханай
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 3
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: макс и сцветка
Создан: 12.07.2014
(отредактирован 06.09.2014)

Описание окружающей местности

Субарган— буддийское архитектурно-скульптурное монолитное монументальное и культовое сооружение, имеющее полусферические очертания. Первоначально ступа  представляла собой реликварий, а затем стала памятником, возводившимся в честь какого-то события в буддизме. Исторически восходит к могильным курганам, сооружавшимся для погребения царей или вождей.

Жимба-Жамсо Цыбенов, последние годы жизни прослуживший настоятелем Цугольского дацана в Агинском бурятском национальном округе был последним из плеяды замечательных бурятских Учителей, еще успевших получить основы классического тибетского буддийского образования в двадцатые годы, сделать Учение неотделимой частью своего сознания и сохранивших во всем объеме подлинные традиции Дхармы в нашей стране. С его уходом завершилась целая историческая эпоха в истории бурятского, да и российского в целом буддизма.

Жимба-Жамсо родился 6 ноября 1904 года (хотя в паспорте стоит дата 1909) в селе Зокдоши Дульдургинского района Читинской области в семье бедняка-скотовода Цыбена и его жены Лхамо. Уже в шесть лет он убежал из дома учиться грамоте к учителю Аюр-бакши, жаждая знаний, и, по совету Аюр-бакши, родители отдали его в Тарбагатайский дацан. Через три года его перевели в Агинский дацан, где и дали имя, под которым он жил дальше, - Жимба-Жамсо, "Океан щедрости". Проучившись в Агинске около пяти лет, в числе наиболее способных хувараков Жимба-Жамсо направляется продолжать обучение в Монголию. В Брайбун-хиде Хэнтейского аймака он получает ученую степень гэбши и встречается с одним из главных своих учителей - аграмбой Бадма Цыреном и монгольским учителем поэтики Ундур-хунцо, а также с учителем живописи боро Лобсаном, писавшим танки в тибетской манере.  Затем Жимба-Жамсо перебирается в Улан-Батор, где продолжает образование в монастыре Гандан. Там он интенсивно изучает тантру под руководством известного чахорского ламы Лодоя Жамсо и учится тибетской медицине у мэнрамбы Шейраб Жамсо. Продолжает он и занятия живописью, знакомясь с китайскими стилями буддийской живописи.

В Монголии же встречает Жимба-Жамсо еще двух главных своих учителей - Сандак Дорже Палзангпо и Кэлсан Галдана, вместе с которыми и пытается скрыться в степях от начавшихся арестов духовенства. Арестуют его в 1934 году и после девяти месяцев предварительного заключения дают десятку, как всем. Отбывает срок он в Коми и опыт художника несколько облегчает его лагерное бытие: ведь и в лагере нужна наглядная агитация (Ленина и Сталина с той поры Жимба-Жамсо изображал одним росчерком пера).

Срок ему «скостили» до пяти лет, и как считал Жимба-Жамсо, наверное, благодаря практике специального дхарани, которому его научил в лагере один монгол, тоже очень быстро отпущенный на волю.

После лагеря два года Жимба-Жамсо проработал на поселении в Томске, а в 1941 г. был призван в армию. Войну он отслужил в тылу, близ Ачинска, а после войны, женившись, поселился в г. Юрга Кемеровской обл. В 1953 году переселился поближе к родным местам - в Курорт Дарасун Читинской области, где до выхода на пенсию по инвалидности работал маляром-художником, тайно исполняя обряды для верующих и практикуя тибетскую медицину.

Глубокие познания в тибетской медицине послужили поводом для приглашения Жимбы-Жамсо на работу в Бурятский филиал Сибирского отделения АН СССР, где он числился мл. научным сотрудником, консультируя тибетологов и буддологов всего института. Там же работали Б.Дандарон, Л. Ямпилов и некоторые другие бывшие ламы (почему-то не упомянутые в статье о Бурятском институте общественных наук). Проработав 11 лет в БИОНе, заслужив медаль "Ветеран труда" и став автором ряда научных работ, Жимба-Жамсо вернулся в Курорт Дарасун.

Жимба-Жамсо был прекрасным знатоком философии, необыкновенно сведущ в тантре, причем не только школы Гелуг, но и других направлений. Он был непревзойдённым знатоком буддийского искусства и,  когда государство потребовало сделать научное описание всех священных изображений Иволгинского дацана, – именно Жимба-Жамсо был привлечён в качестве основного эксперта к этой работе. С ходу он отвечал на любые вопросы и о доктринах Сакья и о терминологии Ньингма, и об иконографии Кагью. "Хотя в основном мы относим себя к Гелуг, - однажды объяснил он, - но надо практиковать и учения других школ: все это - Учение Будды". Прекрасно зная историю бурятского буддизма, он как никто другой мог дать необходимую справку, распознать лам и здания дацанов на старых фотографиях.

Мысли и полное отсутствие суеверий и предрассудков у Жимбы-Жамсо тоже производили сильное впечатление. С юмором он комментировал строгие наставления некоторых пожилых служителей дацана о том, что можно и что нельзя фотографировать в храме, о том, что женщинам не полагается подниматься на второй этаж и т.п. "Дацаны, хуралы - это не так важно, - сказал он ,  - главное, что у тебя в сердце!».

Очень любил Жимба-Жамсо своих внуков, помогал детям в их житейских трудностях, но всячески старался не афишировать свои уникальные знания в родном поселке - опасался новых неприятностей от властей. Когда в 1982 году умерла его жена Лхамажап,  он вновь принял на себя монашеские обеты и переехал в Агинский дацан.

В 1988 году, когда удалось добиться возвращения Ленинградского буддийского храма буддийской общине, с благословения тогдашнего Пандидо Хамбо-ламы Ж.-Ж. Эрдынеева мы пригласили Жимбу-Жамсо стать настоятелем ленинградского храма. Он , было,  согласился, но как раз в это время верующим вернули и Цугольский дацан, один из важнейших бурятских храмов, - и Жимба-Жамсо остался руководить его восстановлением.

До последних дней, уже больной, он оставался в Цугольском дацане, окруженный заботой семьи и нескольких местных и приезжих учеников. Ушел из этой жизни Жимба-Жамсо 16 июня 1995.

Земные следы трудов этого замечательного Учителя - тысячи излеченных больных, оживший Цугольский дацан, десятки буддийских икон и росписей, в том числе в Агинском и Иволгинском дацанах, множество разного рода религиозных произведений и стихов на тибетском языке (хранятся они у разных людей, а как хорошо было бы собрать их вместе и издать!) – и ученики.

Тело ламы Жимбы-Жамсо Цыбенова было предано огню на горе восточнее Цугольского дацана 22 июня 1995 года.

http://www.kunpendelek.ru/about/gurus/tsybenov/

Описание тайника

Содержимое тайника

Виртуальное

Интернет-блокнот

Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117 Карта 118