Ворожба - город железнодорожников [VI/16218]

Тайник находится в архиве (вне игры)

Герб Ворожбы
Герб Ворожбы
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Местность
Украина
Сумская обл.
Белопольский р-н
Ближайший нас.пункт
Ворожба, Белополье
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 3
Рейтинг
4.33Нашли: 6
Фотоальбом тайника
Поделиться тайником
Станция Ворожба. 2014 г.
Станция Ворожба. 2014 г.
Станция Ворожба. 2006 г.
Станция Ворожба. 2006 г.
Станция Ворожба. Начало XX в.
Станция Ворожба. Начало XX в.
Автор: Kavuntur
Создан: 24.08.2014
Опубликован: 19.09.2014
(отредактирован: 19.09.2014)
Компаньоны: Україна

Описание окружающей местности

Железная дорога играет в жизни Ворожбы, города в Белопольском районе Сумской области, такую же роль, как и море для портового города. Этот факт даже отражен в гербе населенного пункта, где в нижней части изображен паровоз и знак железнодорожников.

Ворожба была основана переселенцами с Правобережной Украины около 1672 г. на землях, находившейся в 2 верстах от Белополья русской слободы, жителей которой по приказу путивльского воеводы выселили на р. Снагость.

Своим названием Ворожба обязана, скорее всего, одноименной реке. В архивном документе, датированном XVIII веком, есть такая запись: "Ворожба с левой сторони Вира и по обе стороны речек Дубравки и Ворожбы и близ большой Путивлевой дороги…"

В 1681 г. Ворожбу приписали к Белополью, которое на тот момент входило в Путивльский уезд. Ворожба быстро росла. В 1685 г. здесь проживали 472 человека. Украинские переселенцы обратились к русскому правительству с просьбой отмежевать Белополье с окрестными селами (в т. ч. и Ворожбой) от Путивльского уезда. Просьба была удовлетворена, и Ворожба стала сотенным селом Сумского казацкого полка.

Основным занятием жителей села являлось земледелие, но были развиты животноводство, пчеловодство, мукомольное производство, винокурение. В Ворожбе действовали мельницы и винокурни. Наряду с несением сторожевой службы казаки сооружали плотины, чинили мосты, строили укрепления. К 1732 г. количество жителей в Ворожбе возросло. С учетом включенных в состав ворожбянской сотни сел Климовки и Проруб насчитывалось 896 ревизских душ, в т. ч. 126 выборных казаков, 436 казаков-подпомощников, 76 подсоседков, 153 подданных, 74 слуги и работника. На белопольского сотника работали в Ворожбе 106 подданных, на ворожбянского — 47.

После ликвидации полкового устройства Слободской Украины, с 1765 г. по 1780 г. Ворожба — слобода Белопольского комиссарства Слободско-Украинской губернии. Рядовых казаков и подпомощников перевели в войсковые обыватели и обложили подушной податью. В 1773 г. из 2416 жителей Ворожбы войсковых обывателей насчитывалось 2253 (или 93,2% всего населения слободы), подданных — 60, бывшей казацкой старшины — 15 человек. По-прежнему основным занятием жителей являлось земледелие. Развитым промыслом оставалось винокурение. В 1781 г. в Ворожбе действовали 10 винокурен на 20 котлов.

В 1780 г. Ворожба вошла в Харьковское наместничество, в 1796 г.— в Слободско-Украинскую губернию, восстановленую в рамках наместничества с изменением территории. С 1835 г. слобода стала центром волости Сумского уезда Харьковской губернии. По сведениям 1850 г., в Ворожбе проживали 3553 человека. В слободе были почтовая станция, постоялый двор. Торговлю вели в трех лавках.

После отмены крепостного права в Российской империи началось бурное развитие промышленного капитализма. Связанное с этим интенсивное железнодорожное строительство коснулось и Ворожбы. В 1869 г. через село пролег путь Курско-Киевской железной дороги, а в 1877 г. была проложена железная дорога к Люботину.

До прокладки железной дороги Белополье служило местом сбора муки, ржи, овса. Отсюда ржаная мука расходилась частично по Сумском и Лебединском уездах, на местные винокуренные заводы и отправлялась в город Глухов Черниговской губернии. Пшеничную муку и овес направляли на Северо-запад - в Черниговскую, Витебскую губернии. Часть овса сбывалась в Кременчуге, а рожь - на Дону. После проведения Курско-Киевской железной дороги характер и объем торговли города Белополье изменился, продукция вывозилась по стальной магистрали, причем основная масса зерна экспортировалась за границу - в Пруссию.

Вокруг станции Ворожба рос железнодорожный поселок. В 1887 в нем уже насчитывалось 557 человек. Акционерное общество Московско-Киево-Воронежской железной дороги в начале 90-х годов XIX в. построило в Ворожбянском узле мастерские по ремонту паровозов и вагонов. В 1895 г. введена в эксплуатацию узкоколейная железная дорога Ворожба — Середина-Буда, перестроенная в 1915 г. на широкий путь. Экономическое значение узла возрастало, увеличивались пассажирские перевозки. Настоятельно встал вопрос о строительстве помещения нового вокзала. Его освятили и торжественно открыли летом 1898 г. Вокзал был построен по проекту немецкого архитектора Юргенца. Здание имело два фасада: восточный и западный. В одном крыле вокзала был зал ожидания, в другом - ресторан.

В 1913 г. станция приняла 357,7 тыс. пудов грузов и отправила 1,7 млн. пудов. Вывозили главным образом хлеб, а завозили уголь, строительные материалы, соль и т. п.

После окончательного установления советской власти в Ворожбе началось восстановление узла. Уже к концу восстановительного периода узел работал на полную мощность. Здесь принималось и отсюда отправлялось грузов больше, чем в 1913 г. За 1925—1926 гг. на станцию прибыло 18,4 тыс. тонн грузов, а отправлено — 41,4 тыс. тонн. Интенсивно разрастался поселок железнодорожников. В 1923 г. его отнесли к категории поселков городского типа. В 1926 г. в Ворожбе проживало 1416 человек.

В 1929 году Управление дирекции Западных дорог переводится из Курска в Калугу, станция Ворожба получает статус общесоюзного значения. Здесь начинается строительство двух железнодорожных парков, увеличивается протяженность путей. В 1930 году реконструируется и сдается в эксплуатацию паровозное депо, сооружается вагоноремонтный пункт, который в 1933 году переименовывается в вагонное депо, внедряется централизация стрелок и сигналов, механизированы погрузочно-разгрузочные работы, увеличивается мощность электростанции. Вступает в действие железнодорожная линия Ворожба - Хутор Михайловский. В 1931 году станция Ворожба становится центром Ворожбянского эксплуатационного отделения Московско-Киевской железной дороги.

В 1936 году строятся одно- и двухэтажные дома для железнодорожников, узловая больница. Управление отделения железной дороги размещалось на втором этаже железнодорожного вокзала, рядом с вокзалом находился дом телеграфа, работали отделения милиции и госбезопасности, прокуратура. Строятся новые магазины, 2 общественные столовые, работает электростанция, проводится электрификация и радиофикация, работают поликлиника и 2 больницы, аптека, санитарный участок, медицинскую помощь оказывают 4 врача и 20 человек среднего медперсонала, работают два детских сада, в двух средних и двух семилетних школах обучалось около двух тысяч учеников, построен клуб железнодорожников, клуб колхоза Петровского, летний кинотеатр на 500 мест, клуб в с.Климовка, при клубах работали библиотеки.

В 1938 году, учитывая, что хлебная база, птицекомбинат, улица Комсомольская фактически соединили село со станцией, было принято решение об объединении этих населенных пунктов в один с предоставлением статуса поселка городского типа. В то время в Ворожбе проживало около 8 тыс. человек.

Война, навязанная Советскому Союзу фашистской Германией, прервала мирное строительство. Мужественно сражались 1346 ворожбянцев на фронтах Великой Отечественной войны, 598 из них отдали жизнь в боях за Родину, 756 — за мужество и отвагу награждены орденами и медалями СССР. Долгожданный день освобождения наступил 6 сентября 1943 г., когда части Красной Армии выбили гитлеровских захватчиков из поселка. Оккупанты превратили в руины железнодорожный узел, хлебные склады, поликлинику, школы, разграбили колхозы. В первые дни после освобождения специальные воинские части и жители Ворожбы были привлечены на возобновление движения по железной дороге и несмотря на частые бомбардировки уже 10 сентября первые военные эшелоны пошли через Ворожбу.

В 1946 году закончено восстановительные работы на участке Ворожба - Хутор Михайловский, вступает в действие построенная водонапорная башня железной дороги. В 1951 году паровозное депо ст. Ворожба становится победителем социалистического соревнования среди железных дорог СССР.

В 1959 году Ворожба получает статус города районного подчинения. Одноименная станция в результате реорганизации железнодорожного транспорта переходит в подчинение Конотопского участка Юго-Западной железной дороги. С 1969 по 1972 год проводится реконструкция вагонного депо. Начинает работать новый колесный цех. Приказом от 29 февраля 1972 локомотивное депо Ворожба заканчивает более 100-летнюю свою деятельность как самостоятельное подразделение и переводится в ранг филиала локомотивного депо Конотоп.

В конце 2009 года начались активные работы по электрификации участка Конотоп - Ворожба. 17 июня 2010 г. электрофицированный путь был торжественно открыт вместе с реконструированным вокзалом станции Ворожба. В мероприятиях принимали участие Президент Украины В.Ф. Янукович, председатель Сумской областной государственной администрации Ю.П. Чмырь и другие официальные лица. Был запущен электропоезд повышенной комфортности "Ворожба - Киев" (№ 817). Благодаря электротяге движение поездов из Ворожбы в Киев сократилось примерно на полчаса.

Вокзал станции Ворожба по объему выполняемой работы отнесен к III-му классу и по условиям процесса образования пассажиропотока является транзитным. Отсюда железнодорожные ветки идут по четырем направлениям: на Киев, Харьков, Воронеж и Оршу. В среднем за сутки с вокзала отправляется 450 пассажиров. Станция Ворожба - участковая, по объему выполняемой работы отнесена к 1-го класса, и является межгосударственной стыковой, передаточной станцией на Московскую железную дорогу.

Сайт ворожбянского городского совета: http://vorozhba-mr.in.ua

Использованы материалы:
История Городов и Сёл
Вікіпедія - Ворожба (місто)
Вікіпедія - Ворожба (станція)


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Спрятать все Показать все

MiG_76 (11.01.2018 21:05:21)
Посетили 5-го июня 2017г. во время трехдневного геокешинг-тура уже по пути домой.
Вокзал на авторской фотографии 2006 года нравится больше, чем в нынешнем цветовом оформлении. Тогда он выглядел более колоритно, ощущался какой-то дух старины. А в нынешнем виде он, визуально, мало чем отличается от многих других вокзалов.
Спасибо. Фото в альбоме.

Antohin80 (01.01.2018 23:47:46)
Нашел тайник в апреле 2017 и лишь в начале 2018 приготовил видеоролик о посещении. Спойлеров и подсказок нет, только эмоции. https://youtu.be/KwZAVN0-hBI Еще раз спасибо автору!
Antohin80 (19.04.2017 13:03:41)
Кельтика (29.01.2017 21:28:11)
SerZiO (10.07.2015 20:39:01)
СУМЧАНЕ (11.05.2015 12:17:38)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.