Храмы Мирополья [VI/16321]

Свято-Николаевская церковь в Мирополье
Свято-Николаевская церковь в Мирополье
ТАЙНИК
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Исторический
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Украина
Сумская обл.
Сумский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Мирополье
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 5
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Без подписи
Без подписи
Николаевская церковь в тумане
Николаевская церковь в тумане
Автор: NeposedЫ
Создан: 27.09.2014
(отредактирован 06.10.2014)
Компаньоны: Україна

Описание окружающей местности

Мирополье было основано как одно из слободских казачьих поселений около 1650 г. переселенцами из одноименного волынского села. Уже через двадцать лет населенному пункту был присвоен статус города, который относился к Сумскому полку. В XVIII веке, после разделения Российского государства на губернии, Мирополье, входило в состав то Киевской (1708 г.), то Белгородской (1727 г.), то Слободско-Украинской губернии (1779 г.), в 1780 году преобразованной в Харьковское наместничество, одновременно город становится центром уезда.

В 1781 году, в числе прочих городов Харьковского наместничества, был учреждён герб города Мирополье: «В верхней части щита герб Харьковский. В нижней — часть засеянного житом поля и положенные крестообразно две масличные ветви в серебряном поле, означающие имя сего города».

В 1796 году, в результате губернской реформы Павла I была восстановлена Слободско-Украинская губерния, Миропольский уезд упразднён, а Мирополье вошло в состав Суджанского уезда Курской губернии как заштатный город. С потерей Миропольем статуса уездного центра, население города стало сокращаться. В 1859 году здесь проживало менее тысячи жителей. Ситуация изменилась к концу XIX века, по данным периписи населения Российской империи 1897 года, в Мирополе проживало 10 101 человек (5085 мужчин и 5016 женщин). В городе было больше жителей, чем в уездном центре — Судже (7433 человека), Мирополье входило в число крупнейших городов Курской губернии. Развивается ремесленничество (сапожное, кузнечное, ткачество, портняжничество, кожевенный промысел), которое способствовало оживлению торговли. С конца XVII в. в городе ежегодно проводились три ярмарки, а с начала XIX в. их количество возросло до пяти. Кроме ярмарок, дважды в неделю собирались базары. Наиболее развитым становится кожевенно-сапожный промысел. В 1897 г. по инициативе председателя Суджанской земской управы князя Петра Дмитриевича Долгорукова открывается земская сапожная мастерская, в которой работали 400 человек. Слава миропольских мастеров была настолько велика, что даже В.И. Ленин упоминал о них в своих трудах.

Накануне первой мировой войны в Мирополье действовали три кирпичных завода, две водяные и три паровые мельницы, 9 земских начальных школ, двухклассное министерское (открыто в 1900 г.) и частное женское (создано в 1908 г.) училища, работала народная библиотека, аптека и больница. Что же касается церквей, то информация в русской и украинской версиях Википедии немного разнится - 8 и 6 соответственно. В описании Мирополья за 1671 г. упоминаются четыре храма.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы
«Церковь Покрова Пресвятой Богородицы рубленая, небольшая, место по мере 82 саж., а у той церкви поп Павел Антонов, пришел из малороссийских городов, из Ромен». Вот и все, что известно про этот храм. После ремонтов и перестроек в XIX в. была построена новая каменная церковь. Не было ни рисунка, ни фотографии этого храма. Его разрушили в 30-е годы XX века, когда в Советском Союзе был инициирован массовый снос храмов в рамках борьбы с религией.

Свято-Преображенский храм
Свято-Преображенская церковь была построена почти сразу с крепостью и место ей было отведено в посаде. "Церковь Преображения - рубленая, небольшая, места вокруг кругом 78 саж. У той церкви поп Иван Алексеев; притом он из малороссийских городов, из Козельца, на церковном месте поставлена школа - у ней дьячек Семен Богданов». Городской посад быстро заселялся новоприбывающими жителями и церковь уже не удовлетворяла нужды прихожан. Она часто ремонтировалась, в 1863 г. был построен новый каменный храм, который как и другие, был разрушен в годы борьбы с религией. Только на единственной фотографии панорамы Мирополья, сделаной в начале XX в, можно оценить какое то было величественное архитектурное украшение города.

Храм Архистратига Михаила
Строили его вместе с крепостью. Единым свидетельством про этот храм является описание города Мирополья за 1671 г.: «За Суджанскими вороты в Старом селе церковь Архистратига Михаила, рубленая, небольшая; около церкви места кругом 58 саженей. У той церкви поп Григорий Романов пришел из-за Днепра, из Субботова, у той церкви дьячек Захарка Григорьев, а у него двор да школа». В XIX в. вместо деревянной была построена каменная церковь, которая дожила до времени повального разрушения храмов.

Успенский храм
В «Памятной книжке Курской губернии» про этот храм написано: «Духовенство миропольских церквей было пришлое. В большом городе - церковь соборная Успения рубленая, небольшая. Около церкви места по мере кругом 92 саж., а у той церкви протопоп Дмитрий Мировицкий, у него два сына, поп Григорий и поп Авраам; пришел он из Конотопа; подле церкви же у него, у протопопа, двор его со всеми строениями; место дворовое мерою в длину 22 сажня; в ширину 33 сажня. У той же церкви пономарь Исайка Федоров; у него двор близ церкви мерою в длину 8 саж., поперек 7 саж.».

Некоторые из сынов священников учились в Харькове у известного просветителя - украинского поэта и философа Григория Саввича Сковороды. Во втором томе полного собрания его сочинений опубликован документ, где упоминается: «города Мирополья Успенской церкви священника Григория сын Иван Мировецкий, 13 лет. В 1760 году определен в школу. Изучился грамматике. Обучался синтаксиме. Понятлив».

Точно неизвестно когда именно была построена Успенская церковь, она несколько раз перестраивалась, а в XIX в. возведена в камне. Судьба у нее такая же, как и у большинства миропольских храмов. От Успенского собора осталась только кирпичная башня в центре Мирополья (координаты N51°01,4602', E35°14,7024').

Свято-Николаевский храм
Это единственный из миропольских храмов, который более-менее сохранился до наших дней.

Про Николаевский храм в описании за 1671 г. читаем: «За городом за хотьмыжскими воротами на посаде церковь Николая рубленая, небольшая. У той церкви поп Иван Васильев, пришел он с Хоружевки. Около той церкви места 74 сажени, у той церкви школа».

Эта небольшая церковь не могла существовать долго, деревянная, с течением времени она требовала значительных средств на перестройку и капитальные ремонты да и с ростом численности населения возникла потребность в более просторном помещении, чтобы править службу. В 1885 г. был построен прекрасный каменный храм в форме креста с высокой колокольней, который был освящен в честь святого Николая Чудотворца. Для Сумщины церковь уникальна - ее колокольня самая высокая в области и к тому же единственная пятиярусная.

Здесь были крещены известные личности: Игнат Васильевич Михайличенко - писатель, государственный деятель, первый нарком просвещения Украины, а также генерал-майор авиации Михаил Харитонович Гордиенко, который во времена становления советской авиации вместе с известным летчиком Владимиром Константиновичем Коккинаки совершил первый в мире беспосадочный трансатлантический перелет в Америку.

Вторую жизнь Николаевская церковь получила после Великой Отечественной войны. Однако это уже был не тот величественный белый монумент воплощения веры и надежды; колокольня разрушалась на глазах, одного крыла храма уже не стало, а центральную часть обжили воробьи. Служба правилась только в правом крыле. Вид этого некогда красивого здания стал жалким.

Историко-архитектурная справка по состоянию на 1988 год
(автор Кургаева А.В.)

Церковь Николаевская, 1885 г
с.Мирополье, Краснопольский район, Сумская область

Расположена в центре с.Студенок, ныне объединенного с с.Мирополье, ранее имела обширную церковную усадьбу, обнесенную каменной оградой, сохранившейся в восточной части. В настоящее время плотно окружена жилой застройкой. Построена на месте старой деревянной церкви, в 1930-е годы закрыта и частично разрушена, ныне действующая.

Кирпичная, оштукатуренная, крестовая в плане, четырехстолпная, одноглавая, трехпрестольная. Выполнена в русле историзма с элементами позднего классицизма и «русского» стиля. Общая композиция этого сооружения весьма оригинальна, центральная часть относится к типу т.н. «трапезных» церквей, где главный объем объединен с колокольней и трапезной, а общая симметрия архитектурных масс подчиняется явно выраженной продольной оси запад-восток. Полукруглая апсида и трапезная отделены поперечными нефами от подкупольного квадрата, выделенного в прямоугольном плане центрального объема мощными подкупольными пилонами сложной формы. Рукава креста, примыкающие к главному объему на севере и на юге, имеют полукруглые выступы. На востоке к пределам примыкают граненые апсиды. Три входа в церковь расположены на западе, один через колокольню, остальные - в рукавах креста. В настоящее время северный придел полностью разрушен.

Церковь отличают большие размеры, она производит строгое, величественное впечатление. Архитектурное решение фасадов также очень оригинально и монументально. Господствующей в архитектуре храма является пятидесятиметровая пятиярусная колокольня. Прямоугольная в плане, столпообразная колокольня возвышается над остальным объемом западной части храма, составляя ее главный фасад. Представляет собой четыре прямоугольных, поставленных друг на друга и уменьшающихся в плане и по высоте объема, увенчанных восьмериком. Первый ярус с трех, а второй - с четырех сторон украшают четырехколонные, упрощенного дорического ордера портики, увенчанные треугольными фронтонами. На третьем и четвертом ярусах портики заменены подчеркивающими звоны пилястрами, на которые опирается неполный антаблемент с фронтоном. По мере возрастания колонны и пилястры утончаются, а фронтоны уменьшаются, что придает сооружению стройный и легкий вид. Восьмерик, с как бы пронизанными воздухом арками звона, обрамленными архивольтами, обегает фриз упрощенного дорического ордера. Его венчал купол, ныне утраченный. Фасады колокольни членятся по горизонтали сильно профилированными карнизными тягами. По главным осям поярусно расположены арочные проемы, обрамленные архивольтами сложного профиля.

Южный, северный и восточный фасады церкви оформлены гораздо скромнее. В плоскостном убранстве фасадов основное внимание уделено архитектурному оформлению проемов (арочные окна первого и второго ярусов обрамлены архивольтами сложного профиля, подчеркнуты в первом ярусе подоконными нишами), создающих однообразный монотонный ритм. Фасады лишены декора, увенчаны обегающим храм по периметру упрощенным фризом и небольшого выноса карнизом.

Интерьер церкви производит цельное и величественное впечатление. Здесь доминирует подкупольное пространство, которое пилоны сложной формы с устроенными в них проходами как бы изолируют от остальных помещений. Это впечатление усиливают трансепты, перекрытые цилиндрическими сводами и отделяющие подкупольный квадрат, с куполом на световом барабане, от апсиды и трапезной, а также низкие полуциркульные арки, раскрывающие в неф рукава креста. Трапезная перекрыта цилиндрическим сводом, алтарь - конхой, перекрытия в приделах плоские.

Представляет интерес конструкция перекрытий с применением металлического проката. Перекрытия представляют собой небольшие кирпичные сводики, опирающиеся на металлические балки.

Внутреннее убранство церкви не сохранилось. Южный придел в настоящее время, отделенный от основного объема стеной, отремонтирован и расписан в 1988 г.

C середины 90-х годов минувшего столетия после долгого запустения храм и монастырское подворье начали восстанавливаться и развиваться. Разработан и продолжает реализовываться проект реставрации Свято-Николаевской церкви с достройкой ранее разобранного придела, построены 2-этажное здание теплой церкви Иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» с кельями на первом этаже, пищеблок и другие подсобные помещения. Несколько лет назад на вершину был поднят почти полный комплект новых колоколов. На сегодня в храме собирают пожертвования на приобретение последнего пятитонного набатного колокола.

По материалам:
Мирополье (Сумская область)
Миропілля (Краснопільський район)
МИРОПОЛЬЕ
ХРАМИ КРАСНОПІЛЬЩИНИ ( V )
МИРОПОЛЬЕ И МОГРИЦА - 2014 ( часть 1)

Описание тайника

Содержимое тайника

виртуальный, знакомство с историей миропольских храмов

Интернет-блокнот

Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115