Индо-Европейский телеграф в Гагре [VI/16392]

Старая карта, изображающая трассу, по которой проходил Индоевропейский телеграф. Крайняя точка слева — Лондон, справа — Калькутта
Старая карта, изображающая трассу, по которой проходил Индоевропейский телеграф. Крайняя точка слева — Лондон, справа — Калькутта
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Исторический
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Абхазия
Ближайший нас.пункт
Гагра
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 2
Рейтинг
4.65Нашли: 44
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Общий вид телеграфного аппарата Юза с гиревым приводом
Общий вид телеграфного аппарата Юза с гиревым приводом
Принцип работы буквопечатающего телеграфного аппарата Юза.
Принцип работы буквопечатающего телеграфного аппарата Юза.
Автор: SVER
Создан: 25.09.2014
Опубликован: 18.10.2014
(отредактирован: 18.10.2014)

Описание окружающей местности

Когда личный секретарь Льва Толстого Николай Чертков с восторгом сообщил ему об Индоевропейском телеграфе и о том, что "теперь за несколько минут человек может передать любую свою мысль на другой конец планеты", Толстой в ответ лишь спросил: "Николай Николаевич, а есть ли у человечества мысли, которые необходимо передавать с такой скоростью?"

По заданным координатам вы найдёте памятник Индоевропейскому телеграфу, который когда-то проходил и по этой территории. Как сообщают некоторые источники, на улице Соломона Званба, а также вблизи «Глазного источника» в Гагре и в других местах Черноморской Ривьеры сохранились необычные столбы: невысокие, чугунные, с широкой «пятой» у основания, где выбита дата – 1869 год. Но как мы не старались, так их и не нашли.

История этих столбов началась в 70-х годах XIX столетия, когда немецкий предприниматель Г. Сименс и его компаньон Д. Гольске получили концессию на устройство и эксплуатацию Индо-Европейского телеграфа по трассе Калькутта – Карачи – Тегеран – Эривань – Тифлис – Сухум – Сочи – Керчь – Одесса – Бердичев – Варшава – Берлин – Лондон. Генеральный подрядчик нашёлся быстро: "Телеграфное предприятие «Сименс и Гальске» уже имело необходимый опыт, пусть и не в таких грандиозных масштабах. «Siemens & Halske» к тому времени уже построили первую в Германии телеграфную линию Берлин — Франкфурт-на-Майне (1849 г.), предприятие занималось строительством линий, связавших Берлин с Кёльном, в 1852 году правительство Нидерландов заказало оборудование, связавшее Роттердам с Бельгией, а в 1853 году «Siemens & Halske» начали строительство русской телеграфной сети. Работы в России продолжались два года, сеть покрыла расстояние свыше 10 000 км, протянувшись от Финляндии до Крыма.

В 1868 году Сухум посетил руководитель строительства телеграфной линии Г. Сименс, «чтобы обозреть побережье и на месте решить ряд вопросов своего предприятия».

Вскоре на рейде широкой Сухумской бухты бросил якорь английский пароход «Алабама». Потрёпанный катерок взял на буксир «Магуну» – большую, неуклюжую баржу, служившую для перевозки грузов с кораблей на берег. «Магуна» переправила с «Алабамы» необычный для этих мест груз – столбы, диковинную аппаратуру, огромные катушки с медной проволокой и другое оборудование для телеграфного дела.

За короткое время в Сухуме были построены телеграфная станция, жилой дом для связистов, складские помещения. Именно тогда на Черноморском побережье Кавказа через каждые сто пятьдесят метров были установлены телеграфные столбы до самой Одессы. На кронштейнах из фарфора загудели, зашумели провода...

Работы велись одновременно на территории разных стран, и, тем не менее, рекордные сроки окончания строительства до сих пор вызывают уважение даже у современных специалистов. Строительство линии заняло всего лишь два года. Торжественной открытие состоялось в 1870 году: 12 апреля из Лондона в Калькутту по телеграфу был передан текст государственного гимна "Боже, храни королеву" и табель зарплаты будущих телеграфистов. Скорость передачи сообщения была по тем временам ошеломительная: сеанс связи занял 28 минут.

Индоевропейская компания успешно работала на территории Российской Империи: телеграфная линия использовалась и для местных нужд. Работа в компании считалась престижной, здесь трудились представители дворянства. Стать телеграфистом было не так-то просто — от кандидатов на должность требовалось не только крепкое физическое и психическое здоровье, но и хорошее образование. Работа была очень ответственной, ведь по телеграфу проходили и секретные военные сообщения. Поэтому при поступлении на службу каждый подписывал "клятвенное обещание", в котором присягал на верность царю. Служащие даже жениться (или выйти замуж (Почтово-телеграфное ведомство первым стало принимать на службу не только мужчин, но и женщин) не могли по собственному усмотрению. Прежде нужно было получить разрешение от начальника почтово-телеграфного округа. При этом заключение брака с представителями иных профессий не приветствовалось. Интересный факт: земля вокруг телеграфных столбов, в радиусе трёх метров, принадлежала Соединённому Королевству. Король Георг V выкупил землю вокруг каждого столба телеграфа, эта территория до революции считалась собственностью Великобритании (хотя встречались и опровержения данной информации). После революции большевики национализировали телеграфную линию, проходящую по территории России, а в 1922 году была продлена концессия с англичанами по совместной эксплуатации телеграфа, который успешно работал вплоть до 1931 г.

А когда линия Индо-Европейского телеграфа была продолжена через подводный кабель до Австралии, «говорящие» провода сблизили Азию, Европу и Кавказ с Америкой: телеграммы из США поступали в Лондон по трансатлантическому телеграфу, а затем по Индо-Европейскому передавались через Берлин, Варшаву, Бердичев, Керчь, Сочи, Сухум, Тифлис, Эривань, Тегеран, Карачи, Калькутту в Австралию.

Новости из Индии, например, в Турцию направлялись через Карачи, Тегеран, Тифлис, Сухум, Сочи в Одессу, а отсюда по подводному кабелю в Константинополь. Из Турции индийские вести «летели» в африканские государства. Через подводный кабель Севастополь – Варна, проложенный в 1908 году по дну Чёрного моря, Индо-Европейский телеграф стал обслуживать Болгарию.

В пятницу, 24 мая 1912 года, Лондонская газета "Таймс" опубликовала статью, посвященную Индо-Европейской компании. К этому времени, телеграфная линия Лондон-Калькутта, успешно работала уже сорок два года. Здесь можно прочитать перевод этой статьи: http://iskatelklada.tuapse.ru/razdely-sajta/indo-evropejskij-telegraf/dokumenty-i-stati/107-tajms-24-maya-1912-goda.html

 

Здесь можно найти много интересностей по этому телеграфу. Люди розыскивают остатки телеграфной линии,  углубляются в информацию по этой тематике: http://iskatelklada.tuapse.ru/razdely-sajta/indo-evropejskij-telegraf/

А здесь фотографии и рассказ о поиске линии на территории Крыма: http://kerch.fm/2010/04/01/telegraf-london-kalkutta-140-let-spustya-foto.html

Доп.источник: http://gazeta-ra.info/index.php?ELEMENT_ID=5831

 

Для тех, кто заинтересовался как работает данный телеграфный аппарат, а именнно модель Юза: буквопечатающий телеграфный аппарат профессора Д. Юза (1831-1900) впервые был установлен на магистрали Москва - С.-Петербург в 1865 г. Его особенностью являлась передача не точек и тире, например как в аппаратах Морзе, а передача букв, цифр и других знаков, что значительно сокращало время обработки принятых телеграфных сообщений.

Для передачи сообщений использовалась клавиатура, состоящая из 28 белых и черных клавишей. Аппарат имел гиревой привод с центробежным регулятором скорости продвижения телеграфной ленты. Прием посылок тока осуществлялся поляризованным электромагнитом реле. Вращающееся типовое колесо с выгравированными по окружности знаками (типами) алфавита, цифр и др., отпечатывало их на бумажной ленте.

Принцип работы буквопечатающего аппарата Юза основывался на синхронном и синфазном вращении типовых колес передающего и приемного аппаратов. При нажатии, например, на клавишу К на передающем аппарате станции А, в линию через контакт клавиши поступает посылка тока. Когда типовое колесо приемного аппарата будет находиться над буквой К, сработает электромагнит М, и на телеграфной ленте отпечатает принятый знак.

Работоспособность аппарата Юза при 120 оборотах типового колеса в минуту составляла 10800 знаков в час. Дальность передачи находилась в пределах 600-800 км.

http://www.rzd-expo.ru/history/Telegraf/

А здесь чуть поподробнее.

 

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Волжанка (04.01.2024 13:50:17)
С интересом рассматривала модель телеграфа. Удивительное изобретение человечества. Трудностей с ответами не возникло. Автору спасибо.
olegas (18.11.2023 20:06:38)
Подъехал к почте на такси и не сразу понял, туда ли я попал, памятника не увидел. Потом, осмотревшись, за деревьями его нашел. Интересная история телеграфа. Автозачет. Автору спасибо.
Нострадамус (16.10.2023 22:14:33)
vickych (12.10.2023 00:27:52)
Мари|я (08.10.2023 18:38:33)
chiston (24.02.2023 00:02:11)
Любопытные еноты (01.08.2022 11:27:24)
chebykinlexa (06.12.2021 16:58:06)
Синяя Птица (24.10.2021 21:01:18)
Kesha&Ko (24.10.2021 20:25:33)
putnik67 (08.09.2021 10:49:30)
Lenshik (01.07.2021 16:30:46)
Семья Тумановых (06.01.2021 15:35:53)
КругоСветка (01.11.2020 18:56:14)
Sancho-R (12.10.2020 09:44:57)
PaniYanina (17.03.2020 19:38:32)
grenium (26.02.2020 19:01:19)
Alget (09.01.2020 21:34:20)
delia и shimp (09.01.2020 16:03:03)
cosmonavt (24.10.2019 21:11:40)
froLOVEs (04.10.2019 10:58:34)
ptichk@ (02.10.2019 13:47:45)
DidJ (09.11.2018 23:37:20)
ИКаР (10.10.2018 20:17:41)
Aleslav (03.10.2018 21:42:14)
Missing (29.06.2018 12:05:38)
НЕСЕЗОН (30.05.2018 11:46:46)
АБорМото (16.11.2017 10:22:58)
zavar (12.10.2017 21:03:39)
OlgaKZ (19.09.2017 12:33:28)
Байдерины (05.03.2017 11:53:02)
Leshiy1 (20.11.2016 11:45:31)
Lesnik_SPB (05.10.2016 21:38:22)
Vladdy&Lanka (14.09.2016 21:43:46)
Владимир Юрич (04.08.2016 19:10:13)
polikrnd (23.06.2016 13:51:53)
Surikot (01.06.2016 22:28:16)
Вера (11.03.2016 23:05:28)
Lucy.Geo (01.09.2015 09:28:53)
guom (28.07.2015 17:58:30)
alexkirov76 (15.06.2015 18:49:07)
Звезда (24.03.2015 23:06:41)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.