Индо-Европейский телеграф в Гагре [VI/16392]

Старая карта, изображающая трассу, по которой проходил Индоевропейский телеграф. Крайняя точка слева — Лондон, справа — Калькутта
Старая карта, изображающая трассу, по которой проходил Индоевропейский телеграф. Крайняя точка слева — Лондон, справа — Калькутта
ТАЙНИК
Тип: Виртуальный,
городской
Класс: Исторический
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Абхазия
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Гагра
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 2
РЕЙТИНГ
4.33Нашли: 12
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Общий вид телеграфного аппарата Юза с гиревым приводом
Общий вид телеграфного аппарата Юза с гиревым приводом
Принцип работы буквопечатающего телеграфного аппарата Юза.
Принцип работы буквопечатающего телеграфного аппарата Юза.
Автор: SVER
Создан: 25.09.2014
(отредактирован 18.10.2014)

Описание окружающей местности

Когда личный секретарь Льва Толстого Николай Чертков с восторгом сообщил ему об Индоевропейском телеграфе и о том, что "теперь за несколько минут человек может передать любую свою мысль на другой конец планеты", Толстой в ответ лишь спросил: "Николай Николаевич, а есть ли у человечества мысли, которые необходимо передавать с такой скоростью?"

По заданным координатам вы найдёте памятник Индоевропейскому телеграфу, который когда-то проходил и по этой территории. Как сообщают некоторые источники, на улице Соломона Званба, а также вблизи «Глазного источника» в Гагре и в других местах Черноморской Ривьеры сохранились необычные столбы: невысокие, чугунные, с широкой «пятой» у основания, где выбита дата – 1869 год. Но как мы не старались, так их и не нашли.

История этих столбов началась в 70-х годах XIX столетия, когда немецкий предприниматель Г. Сименс и его компаньон Д. Гольске получили концессию на устройство и эксплуатацию Индо-Европейского телеграфа по трассе Калькутта – Карачи – Тегеран – Эривань – Тифлис – Сухум – Сочи – Керчь – Одесса – Бердичев – Варшава – Берлин – Лондон. Генеральный подрядчик нашёлся быстро: "Телеграфное предприятие «Сименс и Гальске» уже имело необходимый опыт, пусть и не в таких грандиозных масштабах. «Siemens & Halske» к тому времени уже построили первую в Германии телеграфную линию Берлин — Франкфурт-на-Майне (1849 г.), предприятие занималось строительством линий, связавших Берлин с Кёльном, в 1852 году правительство Нидерландов заказало оборудование, связавшее Роттердам с Бельгией, а в 1853 году «Siemens & Halske» начали строительство русской телеграфной сети. Работы в России продолжались два года, сеть покрыла расстояние свыше 10 000 км, протянувшись от Финляндии до Крыма.

В 1868 году Сухум посетил руководитель строительства телеграфной линии Г. Сименс, «чтобы обозреть побережье и на месте решить ряд вопросов своего предприятия».

Вскоре на рейде широкой Сухумской бухты бросил якорь английский пароход «Алабама». Потрёпанный катерок взял на буксир «Магуну» – большую, неуклюжую баржу, служившую для перевозки грузов с кораблей на берег. «Магуна» переправила с «Алабамы» необычный для этих мест груз – столбы, диковинную аппаратуру, огромные катушки с медной проволокой и другое оборудование для телеграфного дела.

За короткое время в Сухуме были построены телеграфная станция, жилой дом для связистов, складские помещения. Именно тогда на Черноморском побережье Кавказа через каждые сто пятьдесят метров были установлены телеграфные столбы до самой Одессы. На кронштейнах из фарфора загудели, зашумели провода...

Работы велись одновременно на территории разных стран, и, тем не менее, рекордные сроки окончания строительства до сих пор вызывают уважение даже у современных специалистов. Строительство линии заняло всего лишь два года. Торжественной открытие состоялось в 1870 году: 12 апреля из Лондона в Калькутту по телеграфу был передан текст государственного гимна "Боже, храни королеву" и табель зарплаты будущих телеграфистов. Скорость передачи сообщения была по тем временам ошеломительная: сеанс связи занял 28 минут.

Индоевропейская компания успешно работала на территории Российской Империи: телеграфная линия использовалась и для местных нужд. Работа в компании считалась престижной, здесь трудились представители дворянства. Стать телеграфистом было не так-то просто — от кандидатов на должность требовалось не только крепкое физическое и психическое здоровье, но и хорошее образование. Работа была очень ответственной, ведь по телеграфу проходили и секретные военные сообщения. Поэтому при поступлении на службу каждый подписывал "клятвенное обещание", в котором присягал на верность царю. Служащие даже жениться (или выйти замуж (Почтово-телеграфное ведомство первым стало принимать на службу не только мужчин, но и женщин) не могли по собственному усмотрению. Прежде нужно было получить разрешение от начальника почтово-телеграфного округа. При этом заключение брака с представителями иных профессий не приветствовалось. Интересный факт: земля вокруг телеграфных столбов, в радиусе трёх метров, принадлежала Соединённому Королевству. Король Георг V выкупил землю вокруг каждого столба телеграфа, эта территория до революции считалась собственностью Великобритании (хотя встречались и опровержения данной информации). После революции большевики национализировали телеграфную линию, проходящую по территории России, а в 1922 году была продлена концессия с англичанами по совместной эксплуатации телеграфа, который успешно работал вплоть до 1931 г.

А когда линия Индо-Европейского телеграфа была продолжена через подводный кабель до Австралии, «говорящие» провода сблизили Азию, Европу и Кавказ с Америкой: телеграммы из США поступали в Лондон по трансатлантическому телеграфу, а затем по Индо-Европейскому передавались через Берлин, Варшаву, Бердичев, Керчь, Сочи, Сухум, Тифлис, Эривань, Тегеран, Карачи, Калькутту в Австралию.

Новости из Индии, например, в Турцию направлялись через Карачи, Тегеран, Тифлис, Сухум, Сочи в Одессу, а отсюда по подводному кабелю в Константинополь. Из Турции индийские вести «летели» в африканские государства. Через подводный кабель Севастополь – Варна, проложенный в 1908 году по дну Чёрного моря, Индо-Европейский телеграф стал обслуживать Болгарию.

В пятницу, 24 мая 1912 года, Лондонская газета "Таймс" опубликовала статью, посвященную Индо-Европейской компании. К этому времени, телеграфная линия Лондон-Калькутта, успешно работала уже сорок два года. Здесь можно прочитать перевод этой статьи: http://iskatelklada.tuapse.ru/razdely-sajta/indo-evropejskij-telegraf/dokumenty-i-stati/107-tajms-24-maya-1912-goda.html

 

Здесь можно найти много интересностей по этому телеграфу. Люди розыскивают остатки телеграфной линии,  углубляются в информацию по этой тематике: http://iskatelklada.tuapse.ru/razdely-sajta/indo-evropejskij-telegraf/

А здесь фотографии и рассказ о поиске линии на территории Крыма: http://kerch.fm/2010/04/01/telegraf-london-kalkutta-140-let-spustya-foto.html

Доп.источник: http://gazeta-ra.info/index.php?ELEMENT_ID=5831

 

Для тех, кто заинтересовался как работает данный телеграфный аппарат, а именнно модель Юза: буквопечатающий телеграфный аппарат профессора Д. Юза (1831-1900) впервые был установлен на магистрали Москва - С.-Петербург в 1865 г. Его особенностью являлась передача не точек и тире, например как в аппаратах Морзе, а передача букв, цифр и других знаков, что значительно сокращало время обработки принятых телеграфных сообщений.

Для передачи сообщений использовалась клавиатура, состоящая из 28 белых и черных клавишей. Аппарат имел гиревой привод с центробежным регулятором скорости продвижения телеграфной ленты. Прием посылок тока осуществлялся поляризованным электромагнитом реле. Вращающееся типовое колесо с выгравированными по окружности знаками (типами) алфавита, цифр и др., отпечатывало их на бумажной ленте.

Принцип работы буквопечатающего аппарата Юза основывался на синхронном и синфазном вращении типовых колес передающего и приемного аппаратов. При нажатии, например, на клавишу К на передающем аппарате станции А, в линию через контакт клавиши поступает посылка тока. Когда типовое колесо приемного аппарата будет находиться над буквой К, сработает электромагнит М, и на телеграфной ленте отпечатает принятый знак.

Работоспособность аппарата Юза при 120 оборотах типового колеса в минуту составляла 10800 знаков в час. Дальность передачи находилась в пределах 600-800 км.

http://www.rzd-expo.ru/history/Telegraf/

А здесь чуть поподробнее.

 

Описание тайника

Содержимое тайника

Приятной прогулки!

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

Байдерины (05.03.2017 11:53:02)
Занятный памятник. Но больше впечатлило обрушившееся жилое здание рядом.
Leshiy1 (20.11.2016 11:45:31)
А вот следом и второй тайник с осенней велопокатушки по Абхазии! Ответы отправил, интересно.
ДинозаврДР (05.10.2016 21:38:22)
Vladdy&Lanka (14.09.2016 21:43:46)
Владимир Юрич (04.08.2016 19:10:13)
polikrnd (23.06.2016 13:51:53)
Surikot (01.06.2016 22:28:16)
Вера (11.03.2016 23:05:28)
ChateNoire (01.09.2015 09:28:53)
guom (28.07.2015 17:58:30)
alexkirov76 (15.06.2015 18:49:07)
Звезда (24.03.2015 23:06:41)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117