Следуя этому нехитрому указателю, можно добраться до деревни Теребени Опочецкого района Псковской области. Лучше, конечно, воспользоваться приведенными в описании координатами тайника.
В деревне Теребени сохранилась деревянная Воскресенская церковь XVIII века с двумя приделами – Варваринском и Знамения. Погост Теребени и Воскресенская церковь упоминаются в псковских писцовых книгах конца ХYI в. Первое, известное нам, описание церкви относится к 1764 г. Она значится в Псковской епархии Опочецкого заказа, Теребенского погоста при реке Теребенке.
Церковь погоста Теребени выстроена в 1757 году, храм типа «восьмерик на четверике», безстолпный, на каменном фундаменте, рублен «в лапу», деревянный с многоярусной шатровой колокольней. Его стены обиты парусиной в 19 веке, но колорит интерьера был «селадоновый» серо – зеленый, с яркими пятнами золота иконостаса, который сейчас покрашен бронзовой краской, с набитыми на парусине вазонами и колоннами, все это напоминало садовую ротонду – беседку. Все единообразно: и стены храма, и иконостасы, и иконы – барокко. Иконостас центрального придела повторяет контурно фасад Собора Петра и Павла в Петербурге.
Сведения о дате ее освящения противоречивы, однако известно, что частично она выстроена на средства семьи Кутузовых; Михаил Илларионович был здесь при погребении отца – Иллариона Матвеевича – в 1784 году. Захоронения Кутузовых – в подцерковье храма. Рядом – сельское кладбище, где выделяются памятники над старыми могилами Львовых, Карауловых. Здесь же – каменные «идолы», приметы древнего языческого капища.
Два придела в храме: во имя иконы Божией Матери Знамение и великомученицы Варвары. Храм был великолепным, почти имперским, иконостасы изготавливали в столице.
«Нетленные мощи отца фельдмаршала Кутузова найдены в церковном подвале …
И вот наступили дни августовского путча. С утра была церковная служба. После службы - домой, к телевизору и радио. Отец Георгий ушел в храм, матушка Валентина прилегла отдохнуть. А мальчишки-подростки, сыновья питерских друзей, которые в это время гостили у Мицовых, полезли на колокольню. Маленького сына священника, Олежку, с собой не взяли. Салага не стерпел такого попрания личности и пожаловался отцу. "Ничего, сынок, они на колокольню, а ты подпол обследуй", - утешил отец Георгий мальца и отодрал в полу церковного придела две половицы.
- Едва успела я задремать, как прибегает Олежек с криком: "Мама, мама, там склеп и два гроба!" Спустилась в подпол. Смотрю: кирпичная стена и лаз в ней. Я туда, конечно, тут же влезла с фонариком. И очутилась в склепе. Там высота - в человеческий рост. И в центре, на возвышении, стоят два закрытых гроба. Я раскрыла деревянные створки одного из гробов, подняла крышку и... обомлела...
Перед ней лежал пожилой мужчина с благородными чертами иссохшего лица, которые просматривались так явственно, словно его только вчера похоронили. Его внешний вид напоминал великолепно сохранившуюся мумию. И даже старинная одежда (генеральский мундир, в который он был одет) истлела лишь местами.
- Придя в себя, я раскрыла второй гроб. Там я увидела лишь истлевшие косточки на дне...
Позднее прибывшие к месту находки специалисты из Ленинградского артиллерийского музея констатировали: в склепе похоронены родители фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова - его отец Илларион Матвеевич и его мать Анна. Их могилы и раньше искали. Ведь родовое поместье Кутузовых находилось всего в километре от погоста - в селении Ступино. Да и сам храм, по некоторым сведениям, был построен самим Илларионом Матвеевичем.»
Конечно, в Теребени приезжали ради одной только беседы с отцом Георгием (Мицовым), бывшим сотрудником Русского музея. Он находил общий язык с любым человеком. Об отце Георгии написано немало. Приведем только одну статью из «Новой газеты».
БАТЮШКА-ШЕСТИДЕСЯТНИК
Деревенский священник был знаком с художником Шемякиным и служил панихиду по Довлатову
Отец Георгий
Он прекрасно знает Михаила Шемякина. Хотя для отца Георгия тот по-прежнему остается коллегой по бригаде, которая в свое время обслуживала такелажные нужды государственного Эрмитажа. Поэтому и отзыв о Шемякине соответственный.
— Мне всегда нравилась в Мишке его… реальность. Работал ли, выпивал — всегда от души! — такую парадоксальную характеристику дает живописцу мой собеседник.
Наудачу спрашиваю: может быть, и с Довлатовым знакомство имел?
— Нет! — следует категорический ответ. — И это к нашему взаимному счастью…
— ?
— Иначе бы просто спились, — простодушно отвечает Георгий Здравович. — Кто тогда в Питере не пил? Каждый спасался, как мог. Но зато отпели его здесь, в Теребенях. Когда Леша и Рита Шерстневы узнали о смерти Сергея, то приехали ко мне (раньше-то они жили в Пушкинских Горах, дружили с Довлатовым) и заказали панихиду.
Только и остается воскликнуть: чудны дела твои, Господи! Но видно так было угодно распорядиться судьбе, что бренное тело человека, который обладал даром органического беззлобия, нашедшее последний приют на кладбище под Нью-Йорком, было отпето по христианскому обряду в глухой опочецкой деревушке.
В российской табели о рангах отец Георгий Мицов (батюшка его был из болгар) более всего подходит под категорию шестидесятника. То есть бедный, но честный. Добавлю от себя: к тому же и отчаянный. Не всякий бы решился бросить доходную даже по советским временам работу реставратора, которая давало почти 400 рублей в месяц, и уехать в опочецкую глушь на поиски… смысла жизни.
По церковному уставу поп должен кормиться с прихода. Однако назвать «кормлением» жизнь этой семьи трудно. В первый месяц пребывания в Теребенях их общий бюджет составил всего 31 рубль. На четырех человек, из которых трое – мужчины, это было, мягко говоря, маловато. Как им удалось выкрутиться, знает только жена, матушка Валентина. Поневоле вспомнишь того же автора «Заповедника», который, попав в Нью-Йорк, написал следующие строки: «Мужья лежали на продавленных диванах. Интеллигентные жены кроили дамские сумочки на галантерейных фабриках… Может, у наших жен сильнее чувство ответственности? А нас просто сдерживает бремя интеллекта?» В неменьшей степени эти строчки можно отнести и к отцу Георгию, потому что иммиграция бывает не только там, за океаном. Удаленность от суеты северной столицы, пропитанной дождем и какой-то странной аурой порока, и дает сегодня ему силы жить в Теребенях, как бы подтверждая его собственный афоризм о том, что православие не доказуемо, а показуемо.
Это человек редкого обаяния, что нечасто встретишь среди людей его, если так можно выразиться, профессии: без меры говорлив («Матушка все время меня пилит за болтливость!»), добродушен и отзывчив.
Матушка Валентина осталась одна… Присматривает за храмом. И тот скудный ручеек верующих, которые приезжали к отцу Георгию, иссяк…
Что же будет с Теребенями?
Сообщение об ошибке в тексте тайника
Геокэшинг в соцсетях
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: