Сложно рассказывать о красоте монгольских озер. Невозможно передать словами эту особую, уникальную энергетику, завораживающую красоту столь далеких, можно сказать даже призрачных мест. Это нужно видеть своими глазами, нужно приехать в этот чудный мир, ощутить все на своей шкуре, прочувствовать, и лишь тогда можно все понять. Каждое озеро здесь настолько гармонично вписывается в окружающий пейзаж, что порой кажется, будто смотришь на искусно написанную картину, на шедевр гениального художника. Время в этих краях давно уже течет не так, как мы привыкли его воспринимать. Здесь важно отбросить все ненужное, лишнее, забыть о том, что творится за пределами этого мира, прекратить суетиться и обратиться к себе, к тому, что действительно важно…
Если вы планируете путешествие по Монгольскому Алтаю и раздумываете о том, стоит ли вам ехать на озеро Хотон-Нур, то мой вам совет – однозначно стоит. Озеро находится в приграничной зоне и в национальном парке, поэтому перед поездкой вам необходимо получить пропуск в погранзону и купить билетики на посещение нацпарка (последнее также можно сделать непосредственно при въезде в парк). Все это делается в Баян-Олгий. На Хотон-Нур славная рыбалка, особенно в протоке (от моста налево метров 200 и можно забрасывать спиннинг). Но больше всего озеро все же знаменито своими петроглифами, которым и посвящен этот тайник. Петроглифы расположены на скале, в очень живописном месте. Многие из них хорошо сохранились и видны очень отчетливо. Петроглифов много, все они делались в разное время. Если спуститься от петрогрифов вниз, то слева, на берегу озера будет идеальная стоянка с дровами! Дальнейшее описание взято из книги А.А.Лебедева “По русскому и монгольскому Алтаю”, которую я настоятельно рекомендую всем туристам, собравшимся посетить эти дивные места.
Петроглифы Далан-Туруний-Хос-Толгой находятся на склоне горы, в 200м к востоку от балбалов (2100 м). Они начинаются на высоте 2118 м и выбиты на отполированных солнцем и древним ледником скальных выходах на уровне земли. Скалы имеют характерный темный цвет. Это – пустынный загар, который состоит из окислов железа и марганца, выделяющихся на поверхности камня, при попеременном увлажнение и высыхании при резкой смене температур.
Рисунки создавались в разное время и разной техникой. Часть художников выбирала камень внутри контура и затем шлифовала его. Такая техника называется точечной выбивкой. Ей созданы козлы, собака, быки, скотоводы, перегоняющие быков и оленей. Среди петроглифов встречается большое разнообразие художественных стилей, соответствующих разным эпохам. Так, в скифскую эпоху изображали тело оленя вытянутым и с горбом на спине. А более древние народы выбивали это животное с рогами в виде дерева.
В 150 м к востоку от южного начала мыса (это 400 м от балбалов) на берегу растет одиночная лиственница. Неподалеку от нее, в 8 м над уровнем озера, находится большая галерея древних образов: олени, быки, всадники, утки. Интерес предоставляет петроглиф, изображающий противостояние белого (его тело обозначено контуром) и черного (точечная выбивка внутри контура) быков. В эпосе народов Центральной Азии есть много примеров борьбы между двумя быками, различавшимися окраской. Обычно эти быки являются хранителями богов или героев. В монгольском эпосе “Гэсер” помощником двенадцатиголового Мангуса является черный бык, который на берегу Великого озера постоянно борется с белым быком – хранителем Гэсэра. В одном алтайском сказании повествуется о борьбе двух быков: черного (на котором ездит Хозяин Алтая) и сивого (он принадлежит Хозяину Озера):
На вершинах двух гор
Друг против друга остановились
Два быка-великана.
Рогами о рога ударили –
Из рогов пламя вылетело,
Из лбов искры брызнули.
Семь лет бодались –
Ни один с места не сдвинулся.
Считается, что культ быка появился в Монголии в эпоху сюнну. На некоторых изображениях показаны необычные горные козлы, у которых хвост заканчивается кисточкой. Также интересны козлы, на туловище которых выбита крупная точка. Это солярный знак, обозначающий Солнце (solar – солнечный). На протяжении тысячелетий кочевники Центральной Азии использовали лунный и солнечный календари и умели наблюдать за этими светилами.
Немного в стороне есть рисунки двух колесниц, поражающие необычной развернутой проекцией: колеса вывернуты в разные стороны и находятся в одной плоскости с колесницей, если смотреть на нее сверху. Древняя колесница в очень хорошем состоянии была найдена на территории Горного Алтая в Пятом Пазырыкском кургане (IV – III в. до н.э.) и сейчас находится в Эрмитаже, в зале №26 отдела “Первобытная культура”.
Местные жители называют гору Далан-Туруний-Хос-Толгой – “точильный камень”. На ее южном склоне, на скальных выходах хорошо видны прочерченные параллельные линии, идущие в разные стороны. Они имеют разную глубину и ширину. Это следы деятельности древних ледников, относящихся к разному времени. Самые широкие борозды (ширина 60-65 см) оставил ледник, который спускался с запада на восток.
Еще одна группа петроглифов находится в северной части оз. Хотон-Нур, в 2 км выше устья р. Цаган-Ус. На вершине невысокой гряды Арал-Толгой (2221 м; “холм-остров”) архаичной контурной выбивкой изображены различные животные и птицы. Здесь отсутствуют типичные для эпохи развитой и поздней бронзы изображения вооруженных мужчин, нет сцен охоты и войны, выпаса скота. Исходя из этого, ученые предполагают, что петроглифы Арал-Толгой являются самыми древними в Монгольском Алтае и принадлежат к эпохе неолита (ранняя бронза). У южного подножия скальных выходов с петроглифами находится небольшой поминальный комплекс (48 44’ с.ш., 88 08’ в.д.), включающий три скифских кургана, балбалы и поминальные каменные колодца. Рядом с ними можно увидеть олений камень (240 х 40 х 25 см), установленный “вверх ногами”.