Говорят, что рукописи не горят или «что написано пером не вырубишь топором». Наверное, это во многом верно для тех трудов, которые свою значимость проверили временем. Сегодня мы хотим познакомить вас, уважаемые геокешеры, с Личностью. Она не у всех на устах, но горожане о ней помнят. Это священник Никифор Андрианович Мурзакевич - автор «Истории губернского города Смоленска» — первого печатного труда по истории Смоленской земли.
Никифор Мурзакевич родился в Смоленске, в 1769 году, в семье священника кафедрального Успенского собора. Род Мурзакевичей происходил из крымской орды. Их предки попали в плен во время похода В. Голицына против Крымского ханства. Родители большое внимание уделяли воспитанию и образованию мальчика. Отец Никифора был просвещенным человеком, писал стихи, занимался переводами с латыни. В доме была солидная библиотека. К десяти годам мальчик мог бегло читать на русском и латинском языках. Отец Мурзакевича рано умер, и семья осталась практически без средств к существованию. Это помешало мальчику получить образование. Ему удалось проучиться в духовной семинарии лишь четыре года из восьми. Четырнадцатилетнего Мурзакевича определили псаломщиком в Успенский собор, а через десять лет он был рукоположен в дьяконы.Молодого дьякона интересовала старина, на протяжении многих лет он собирал книги по русской истории, покупал их на рынке. Особенно его интересовала история родныхмест.
Прочтя рукописную «Историю города Смоленска», составленную в 1780 году иеромонахом ИоасафомШупинским к приезду в Смоленск императрицы Екатерины II, о. Никифор нашёл в ней множество недостатков и сам занялся составлением более полной и подробной истории. Эти занятия пользовались поддержкой епископа Парфения, предоставившего в распоряжение диакона свою библиотеку, личные выписки относительно смоленских древностей и обеспечившего ему доступ в архив консистории.
После смерти епископа Парфения в 1795 году положение о. Никифора ухудшилось: новый епископ Дмитрий не оказывал диакону прежней поддержки. Закрылся для него и доступ в архив. Смоленское духовенство, и без того не расположенное к ученому-диакону, теперь стало относиться к нему и вовсе презрительно. Неожиданная помощь была оказана Мурзакевичу студентами Московского университета И. А. Двигубским, А. С. Карсаровым и А. И. Тургеневым, которые, направляясь на учёбу в Европу, проезжали через Смоленск, познакомились с о. Никифором и пообещали поспособствовать его работе. А. И. Тургенев написал о смоленском диаконе своему отцу, ректору Московского университета И. П. Тургеневу, активному члена Дружеского ученого общества, и через несколько месяцев Мурзакевич получил посылку из Москвы. В посылке были книги по российской истории В. Н. Татищева, М. М. Щербатова и И. М. Штриттера, Никоновская летопись, «Синопсис», «Вивлиофика» Н. И. Новикова и другие труды.
Благодаря помощи из Москвы, Мурзакевич сумел к 1803 году завершить свою «Историю города Смоленска». Представленная епископу Дмитрию, работа не нашла поддержки у духовных властей: епископ возвратил рукопись «с выговором и бранью». Тогда Мурзакевич представил рукопись смоленскому гражданскому губернатору Д. Я. Гедеонову, а тот передал её генерал-губернатору Смоленска С. С. Апраксину. По распоряжению Апраксина в 1803 году в губернской типографии за его счет было напечатано 600 экземпляров первого издания «Истории губернского города Смоленска» в четырёх книгах. Весь тираж издания был подарен автору и быстро разошелся по подписке. Епископ Дмитрий был разгневан и выгнал диакона из кафедрального собора, предложив ему искать другое место. Такое место вскоре нашлось. 16 апреля 1803 года о. Никифор был рукоположен в священники Одигитриевской церкви.
В 1804 году вышло второе издание «Истории», дополненное пятой книгой с грамотами русских, польских и литовских государей, данными Смоленску. С. С. Апраксин переслал книгу обер-прокурору Синода князю А. Н. Голицыну, а тот представил её императору Александру I, который велел выдать автору 500 рублей. Кроме того, смоленское дворянство и граждане ссудили отцу Никифору 1500 рублей, что дало возможность купить у купца Квецинского дом за алтарем Одигитриевской церкви.
В его доме стали бывать представители местной интеллигенции, столичные гости.Во введении к своей книге Мурзакевич пишет о местоположении города, а также о его жителях. Затем он рассказывает о том времени, когда город строился. Рассуждает автор и о происхождении названия города и делает вывод: «Смоленск получил свое название от смольян, гнавших смолу и промышлявших ею в различных местах: соседи и те, кои покупали оную для смоления водоходных судов, прозвали их смольянами, а селение Смоленец называлось». Пишет Мурзакевич об «обычаях и богопочитании смольян». Затем «История…» последовательно рассказывает о русских князьях, царях и императорах и положении Смоленска в периоды их правления: начинает он с того времени, когда кривичами управляли местные князья, и заканчивает царствованием Александра I. Рассказывает Мурзакевич и о том времени в жизни Смоленска, когда город находился под властью литовских князей и польских королей. Повествует о битвах за Смоленск, о местных епархиях, церквях и монастырях. В пятой книге отдельно были опубликованы грамоты, данные в разное время городу от правителей российских, польских королей и литовских князей. Мурзакевич написал политическую и военную историю города, потому что в книгах нет ничего о состоянии народного хозяйства, социальном составе населения, помещиках. Специалисты, изучая труд Мурзакевича, выяснили, что он содержит ряд неточностей. Но эти пять томов имели большое значение для культурной жизни Смоленска начала XIX века.
В 1812 году, во время наступления французов на Смоленск, священнику не удалось уехать из города. У него умерла жена, на его попечении осталось семеро детей и больная мать, семья нуждалась. В это нелегкое для города время Мурзакевич проявлял мужество, помогал больным и раненым. Он проводил службы в Успенском соборе, сумел сохранить его от разрушения. По его личной просьбе маршал Мюрат велел поставить у собора караул. Кроме того, отец Никифор смог уберечь от разорения Троицкую и Одигитриевскую церкви, соборную ризницу, архиерейский дом.
Во время битвы за Смоленск Мурзакевич был вместе с солдатами, благословлял сражающихся, исповедовал умирающих. Позже командир дивизии, которая защищала 4 августа Королевский бастион, генерал И. Паскевич представил отца Никифора к награде.Однажды Мурзакевич шел к больному и встретил французского генерала. Отец Никифор растерялся, снял шапку и протянул ему просфору. Неизвестным генералом оказался Наполеон, а эта встреча имела печальные последствия для Мурзакевича: против него выдвинули обвинение в измене, нарушении верноподданнической присяги и запретили ему отправлять службы. Только через два года отца Никифора признали по решению Священного Синода невиновным и снова назначили священником Одигитриевской церкви.
Мурзакевич продолжал работать над дополнением своей «Истории губернского города Смоленска», он надеялся подготовить новое издание, в которое хотел вписать подробности смоленских событий войны с Наполеоном. Он вел активную переписку со знатоками истории, ездил в поисках документов по губернии. Мурзакевич общался со столичным историком Н. Румянцевым, который читал рукопись и делал замечания к ней. Но нового издания «Истории …»не последовало. Переиздание книги вышло лишь в 1903 году. Этим занимался С. Писарев. К новому изданию был приложен «Смоленский дневник» Н. Мурзакевича, который содержит много интересных фактов. В нем рассказывается о посещении Смоленска Екатериной II, о строительстве дома для Дворянского военного училища, возведении здания для театра.
Значение труда Мурзакевича признавали многие историки. И. Орловский считал, что по многим вопросам истории Смоленска книга отца Никифора «имеет значение первоисточника наподобие того, как утрата некоторых документов, которыми пользовался Карамзин, сделала его историю России первоисточником по многим вопросам общерусской старины». Этим объясняется живучесть истории Н.А. Мурзакевича, несмотря на ее устарелый язык и другие недостатки, несмотря на появление строго научных исследований по истории Смоленской земли».
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: