Сяндемская пустынь [VI/16580]

Церковь Троицы Живоначальной
Церковь Троицы Живоначальной
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Природный
Прогулка
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Карелия респ.
Олонецкий р-н
Ближайший нас.пункт
Сяндеба
Оценки тайника[?]
Доступность: 3
Местность: 3
Рейтинг
3.75Нашли: 8
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Часовня-купальня Сяндемского монастыря
Часовня-купальня Сяндемского монастыря
Автор: juceser
Создан: 06.12.2014
Опубликован: 12.12.2014
(отредактирован: 26.07.2023)

Описание окружающей местности

Сяндемский Успенский женский монастырь находится примерно в 150 км от города Петрозаводска. Обитель, основанная в XVI веке учеником преподобного Александра Свирского преподобным Афанасием Сяндебским по благословению новгородского архиепископа Пимена, была мужской. За время своей многовековой истории монастырь не раз подвергался запустению, но всякий раз возрождался.

Начало Сяндемскому Успенскому монастырю было положено во второй половине XVI века. Основателем пустыни является святой преподобный Афанасий Сяндемский. Известно, что родом он был олончанин. В юных годах пришел на о.Валаам под духовное руководство святого преподобного Александра Свирского. Несмотря на возраст, по своей иноческой жизни он вскоре стал не только любимым учеником, но и сомолитвенником своего учителя.

По преставлении своего учителя прп. Афанасий, будучи в преклонных годах, с несколькими учениками удалился из Свирского монастыря в непроходимые карельские леса и на холме перешейка двух озер Сяндема и Рощинского (вблизи г. Олонца) была основана Сяндемская пустынь.

Место это поразило иноков своей красотой и находилось в те времена в ведении Новгородской епархии. По благословению Новгородского архиепископа Пимена, преподобный поставил часовню в честь Пресвятой Троицы и восемь келий, и собралось к нему в пустынь 10 братий.

Местные жители оклеветали прп. Афанасия перед архиепископом Пименом, и он был вынужден вернуться в Свирский монастырь, где был избран игуменом.

Долго ли управлял прп. Афанасий обителью своего наставника, остается неизвестным, только имеются данные, что в конце XVI века он называется уже бывшим игуменом Александро-Свирского монастыря и просит у Новгородского архиепископа Александра «позволения на месте Сяндемской пустыни устроить монастырь с храмом во имя Живоначальной Троицы и отвести монастырю земли под пашни». Такое благословение было дано и прп. Афанасий организовал Сяндемскую мужскую обитель, устав которой гласил, что братия должна была питаться трудами рук своих, в чем преподобный сам подавал пример.

Преподобный Афанасий преставился в своей обители в глубокой старости и был погребен на одном из мысов Рощинского озера. Над могилой была воздвигнута церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских.

Нашествие Литвы и шведов в начале XVII века истребило все письменные свидетельства о времени и трудах первоначальника пустыни. До этого события обитель процветала: храмы Божии удивляли своим благолепием, хозяйство изобиловало всеми угодьями.

В начале ХVIIIвека обитель сгорела дотла. В это время и были обретены честные мощи преподобного Афанасия. После пожара при копании рва под фундамент церкви обрели святое тело его нетленным, причем даже четки и хартия с разрешительной молитвой в руках угодника Божия были совершенно целы. Несколько суток святые мощи оставались на земной поверхности и потом были погребены в прежней могиле. Над мощами внутри храма была воздвигнута рака красного дерева с образом преподобного; у южных дверей была установлена его икона в полный рост, а за левым клиросом изображено посещение Пресвятой Богородицы, которого преподобный Афанасий сподобился вместе с преподобным учителем своим.

В годы проведения монастырской реформы в России Сяндемский мужской монастырь закрыли. Лишь в XIX веке монастырь вновь восстановили в духовных штатах. По отчетам о состоянии видно, что в обители стояли два храма: деревянный — во имя Успения Божией Матери с папертью и колокольней и каменный — во имя Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. Во вновь отстроенной в 1865 г. церкви во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских мощи Преподобного были захоронены у стены под правым клиросом.

С 1909 года обитель была преобразована в Сяндемский Успенский женский монастырь с просветительско — миссионерскими целями в Карельском крае. Материальное положение обители оставалось крайне стеснительным. Монастырские здания были ветхие и требовали основательного ремонта. Крупные пожертвования случались редко. Однако были денежные вклады от членов царской семьи: в 1909 году от великого князя Михаила Александровича, в 1911 году — от великой княгини Елизаветы Федоровны и великих князей Дмитрия и Константина.

С началом прихода советской власти, на базе монастырей началось создание совхозов, коммун и артелей, поскольку они имели сельскохозяйственные угодья. На первом этапе, монашествующие самостоятельно пытались объединиться в совхозы, чтобы на новых условиях сохранить свои обители как центры религиозной жизни. Затем монастырское имущество было все национализировано, а созданное монашествующими хозяйства реорганизованы. Последняя настоятельница обители матушка Елисавета стала невольной свидетельницей организации в монастыре совхоза им. Ленина. Поначалу ее назначили управляющим совхоза. Затем церковь разорили, здание каменной церкви передали Гушкальскому лесозаготовительному пункту.

В 1941 году рядом с монастырем проходил оборонительный рубеж. Финны рвались к Свири, чтобы, соединившись с немцами в районе Тихвина, напасть на Ленинград. Стрелковые полки ленинградцев поспешили занять оборону на реке Сяндебка. Под перекрестный огонь попали здания монастыря. Впоследствии оставшиеся строения монастыря были разобраны до основания местными жителями для своих нужд.

Но, несмотря на то, что от Сяндемского Успенского женского монастыря, который воздвигли благоговейные руки наших православных предков, не осталось даже фундамента, Господь и Божия Матерь не оставили этого места. 25 августе 2009 г. Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил отслужил молебен у Поклонного креста, воздвигнутого на территории бывшего Сяндемского Успенского женского монастыря, а 31 января 2010 года, после почти 90-летнего перерыва, была совершена первая Божественная Литургия в небольшом деревянном храме во имя Пресвятой Живоначальной Троицы.

В связи с прошением Преосвященного архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила Священный Синод Русской Православной Церкви 27 июля 2011 года благословил открытие Сяндемского Успенского женского монастыря.

Вот и теперь монастырь отстраивается заново, Успенская Сяндемская пустынь возрождена как женская обитель. В журнале №95 заседания Священного Синода от 27 июля 2011 года имеется запись: «В связи с прошением Преосвященного архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила благословить открытие Сяндемского Успенского женского монастыря деревни Сяндеба Олонецкого района Республики Карелия и назначить монахиню Варвару (Иванову) на должность настоятельницы (игумении) этого монастыря».

За короткое время трудами матушки Варвары и нескольких насельниц возведены деревянный Троицкий храм, жилые и хозяйственные постройки. Но предстоит еще много трудов, поэтому возрождающаяся обитель сейчас особенно нуждается в поддержке. Здесь очень радушно и сердечно принимают паломников, рады трудникам. Ну а тот, кто хоть раз побывал в Сяндебе, ищет возможность вернуться сюда вновь.

Нельзя сказать, что монастырь впечатляет приезжающих величием храмов и колоколен. Поражает он величием истинного монашества, когда люди идут в монастырь не для того, чтобы сбежать от мирских проблем, их приводит сюда искренняя горячая любовь к Богу. Когда вместо полного благополучия человек избирает тяжелый быт, нескончаемые труды и заботы на благо восстановления обители, и при этом он счастлив в своем служении.

Думается, именно открытые Богу сердца насельниц так восхищают, заставляют размышлять о своем духовном состоянии и стараться помочь монастырю, хоть немного поучаствовать в его возрождении. С любовью и благодарностью вспоминаются игумения Варвара и сестры, являющие пример истинного горения светлых душ, не внешнего, а настоящего, влекущего к себе людей самых разных – воцерковленных и не очень. И именно поэтому, всего лишь один раз побывав здесь, человек позволяет себе сказать: «Моя Сяндеба…»

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Sergio79 (16.07.2023 10:59:32)
Взяли тайник 02.07.2023 на обратном пути с нацпарка Паанаярви. Понравился монастырь, особенно в районе часовни на берегу озера. Как раз закончилась воскресная служба и процессия во главе с батюшкой направлялась с храма в трапезную. У него я и уточнил про монастырскую лавку. Ибо номер телефона на лавке теперь отсутствует. Придумал новый вопрос взамен утраченному.
Автору спасибо!
Fess.kl (25.08.2019 21:40:04)
Были 4 августа 2019. Снаружи выглядит как большая стройплощадка: рабочие, стройматериалы, техника... Даже засомневались, а можно ли туда? Но решили, что попробовав, мы ничего не теряем, выгонят так выгонят. Рабочим оказалось вообще всё равно, а чуть позже откуда-то появилась женщина, и спросила, может ли она нам помочь. Мы ответили, что просто посмотрим и всё, и она потеряла к нам интерес. Часовня на берегу очень красивая, виды чудесные. Там как раз стройка не идёт.
Когда закончится благоустройство территории, думаю будет там здорово. Автору спасибо!
Скремблер (17.06.2019 03:24:27)
jamget (29.07.2018 22:04:05)
Seriy Volk (27.06.2018 21:11:25)
ЖЖ и Chuma (28.08.2017 19:13:59)
ЖЖ и Chuma (29.08.2016 12:13:16)
Romeo (18.08.2015 15:15:56)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.