Мосты Тверецкого тракта [MS/16614]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Исторический
Природный
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Тверская обл.
Торжокский р-н
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 3
Местность: 3
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: latosha и Ванчо
Создан: 16.11.2014
(отредактирован 25.12.2014)
Компаньоны: hank, Marikello, ВАНЧО

Описание окружающей местности

Этот тайник посвящен небольшому участку Вышневолоцкой водной системы. Подробнее о самой системе можно почитать, например, здесь. Наш маршрут будет проходить по берегу реки Тверцы на участке примерно между селом Медное и Торжком. На этом участке Тверца довольно широкая, в русле кое-где даже появляются острова. По левому берегу, по которому мы и будем двигаться, протянулся красивый сосновый лес.

Конец 18-го - начало 19-го века. В то время судоходство на Волге и ее притоках было подъемное (взводное), когда суда тащили вверх против течения, и сплавное – соответственно, по течению. Вверх суда поднимали тягловой силой лошадей или людей, сплавлялись же, используя вёсла и потеси (девятисаженные еловые бревна, обтесанные в форме весел). Первым способом – подъемом – суда приходили в Тверь со всех пристаней, которые лежали между Тверью и Рыбинском в течение всей навигации. Таким же способом караван шел по Тверце от Твери до Вышнего Волочка. Сплавом по течению в Тверь приходил только один караван ранней весной после схода льда со стороны верхневолжских и гжатских пристаней. Летом верхняя часть Волги сильно мелела, поэтому от Ржева до Твери могли ходить только совсем малые и легко груженные суда. 

Типичными судами Вышневолоцкой системы были барки и полубарки, устройство которых было строго регламентировано законом, но на самом деле в полной мере было вызвано необходимостью. 
Барки, из которых и состоял Весенний караван, строились в уездах верхних частей Волги и ее притоков: Гжатском, Сычевском, Ржевском, Зубцовском, Старицком, Новоторжском, Вышневолоцком, Тверском, и в некоторых уездах, лежащих ниже по течению: Корчевском, Кашинском, Калязинском, Углицком. Длина барки была 17 сажен (причем 14 сажен – прямые, а нос и корма закругляются на 3 сажени), ширина – 4 сажени, высота бортов – 2 аршина. Дно было абсолютно плоским, а борта прямыми. Оснастка барки отличалась в зависимости от того, для какого судоходства она предназначалась. Для подъема устанавливалась мачта и навешивалась губа (руль), а для сплавного всё это снимали, к тому же еще навешивали помосты и клали потеси. Такая барка при грузе 6-6,5 тысяч пудов сидела в воде на 12 вершков, при грузе 7-7,5 тысяч пудов – на 14 вершков, а при грузе в 8 тысяч пудов опускалась до 15 вершков в воду. Совершив одну путину, барки уже не возвращались. Ремонтировать их было дорого, проще было продать в Санкт-Петербурге на дрова.

Конструкция и размеры полубарок тоже были определены законом. В длину не более 12-ти, ширина – 4 сажени, высота борта 1-1,5 аршина. Грузоподъемность такого судна была уже меньше – 4500-6500 пудов при осадке 12-15 вершков.
Крупных верфей для постройки таких судов не было, они строились местными крестьянами.

Такое устройство используемых судов было обусловлено самим вышневолоцким путем. Так как суда не возвращались, они должны были стоить хозяину как можно дешевле. Кроме того, суда получали значительные повреждения на порогах. Фарватер был мелкий, поэтому приходилось строить именно плоскодонные суда, чтобы при малой осадке они могли поднимать как можно больше грузу. Для гибкости их строили из очень тонко распиленного елового леса – днище было в два дюйма толщиной, борта – один дюйм. 

По Вышневолоцкой системе за одну навигацию из Твери уходило три каравана: Весенний, Летний и Осенний. На каждую барку полагалось 10 лошадей и 4 коновода. Такой караван от Твери до Вышнего Волочка по Тверце против течения доводился лошадьми за две недели. Там была стоянка, а после отдыха примерно в середине мая караван выдвигался в Санкт-Петербург, которого и достигал примерно через семь недель. От Волочка в сторону Санкт-Петербурга судоходство было уже сплавное, поэтому коноводы возвращались в Тверь. Обратно уже не шли вдоль реки, а двигались по шоссе, как можно быстрее, длительных остановок не делая, чтобы в дороге зря не проедаться. А барки же готовились для сплава: с них снимали мачту и руль, устраивали «полати» (четыре помоста), на которые становились лоцман и рабочие, по концам для управления клали потеси.

Итак, проведённые лошадьми вверх по Волге до Твери, суда заходили в Тверцу. Здесь команда менялась (а если суда не подходили для дальнейшего движения по мелкой и порожистой Тверце, то менялись и суда, на которые перегружали все товары). И вот уже тверской лоцман, наняв четырех коноводов и десять лошадей, вёл барку до Волочка. Лошади шли вдоль реки по бечевнику (набитой дороге по прибрежной полосе), таща за собой барки бечевой, привязанной к мачте. 

Несмотря на свое создание еще при Петре I даже к началу XIX века Вышневолоцкая система всё еще оставалась основным водным путем в Санкт-Петербург, хотя система уже и не справлялась с транспортным потоком грузов. В 20-х годах XIX века были проведены работы в попытках хоть как-то улучшить состояние дел. По левому берегу Тверцы бечевник местами выложен камнем. Примерно в это же время и в следующее десятилетие вместо ненадежных и недолговечных деревянных мостков через многочисленные ручьи, впадающие в Тверцу, построены каменные мосты и мостики. Что удивительно, некоторые из этих мостиков до сих пор сохранились. Возможно, этому способствовало то, что в скором времени этот путь всё же пришел в упадок, использовался всё меньше. Между двумя столицами прошла Николаевская железная дорога. На востоке успела вырасти и окрепнуть другая, более спокойная водная система — Мариинская. После национализации речного флота в 1918 году мелкое судоходство на Тверце окончательно прекратилось. Набитый бечевник постепенно зарастал. Каменные мосты покрывались мхом и приобретали довольно романтичный вид. Взглянув на них, можно даже по незнанию приписать этим мостикам лишних пару сотен лет возраста. Тем не менее, они до сих пор вполне пригодны для проезда транспорта. По крайней мере, точно выдержат вес автомобиля. Хотя и не каждому автомобилю проехать по такому мостику позволит клиренс.

По теме можно почитать интересные материалы: здесь и здесь

Описание тайника

Содержимое тайника

Контейнер с призами.

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

Kompas (27.07.2016 23:53:22)
Попытка номер два! Не смотря на то что капсула на шаге два утеряна, тайник не давал покоя так как это единственный не взятый тайник в этом районе. Авторы тайника дали координаты третьего шага (хотя я и сам уже предположил где он находится и оказался прав), но не дали значение которое должно быть на шаге два. В принципе меня это не очень пугало, бывали задачи и посложнее. Капсулу на шаге три ели обнаружил, место закладки нашел, за камушком увидел погрызенный зиплок, а капсулы нет... Посветив фонариком в эту щель между камнями увидел в глубине капсулу от киндера практически провалившуюся за камень, дотянуться руками не было ни какой возможности. Соорудив из веток что-то на подобии китайских палочек с большим трудом извлек капсулу, был риск что она совсем провалится за камень. Капсула тоже была кем-то погрызана до дыр но записка с целеуказанием цела. Замотал капсулу скотчем что бы влага не попала и положил на место. Двинулся к четверному шагу. Мост четверного шага оказался напротив деревни, смутил момент что авторы пишут на пути должен попасться мост без капсулы, но мне это мост не попадался. Я предполагал что без капсулы как раз и будет именно это мост, так как рядом деревня и довольно много народу. Поискал побыстрому капсулу и не нашел, понял что привлекаю внимание отдыхающих на реке, не стал упираться в поисках.
В результате у меня было два значения из четырех. К сожалению на первом шаге было значение В, а не А как я надеялся. Имея А и С моно было бы определить место закладки контейнера с вполне приемлемой погрешностью.. А так у меня получился только азимут на котором лежит контейнер, да и то с погрешностью. Построив азимут на навигаторе, оценил по карте где может быть заложен контейнер, в принципе если упереться то найти можно. Но тут возникла непредвиденная проблема, я в торопях забыл дома распечатку с фотом тайника. Единственно что помнил с фото это бензопила, но подумал что ее я врятли найду в лесу))) К тому же надвигалась гроза, в связи с этим пришлось перенести взятие тайника на следующий раз. Взятие тайника с недостающими данными оказалось очень интересным занятием, правда требующим много времени. Надеюсь что в третий раз у меня все получится. Если найду контейнер, то соответственно узнаю значение всех переменных и смогу восстановить капсулу на шаге два. Спасибо авторам за небольшой взрыв мозга!
Kompas (04.06.2016 20:56:04)
Пытался взять тайник, не смог найти капсулу на втором шаге, либо она пропала, либо я был недостаточно настойчив. В любом случае приеду еще раз. Заезжал на берег после деревни Савинские Горки, нужно искать первый более мение накатанный поворот направо. Дорога если включить мозги проезжаема на любом автомобиле. По берегу можно доехать до одного из мостов, дальше чуть меньше полутора километров пешком до первой капсулы. Когда то проходили весь это маршрут большой компанией, когда тайника этого еще не было, доехали до самого водопада. Фотки с той поездки выложил в фотоальбом, но это было на майские праздники, думаю летом будет проще.
volchisa (05.05.2016 10:42:37)
Михаил Гризли (23.06.2015 17:07:18)
hank (14.06.2015 22:31:38)
Михаил Гризли (14.06.2015 16:14:39)
Marikello (14.06.2015 11:11:43)
Михаил Гризли (13.06.2015 20:23:31)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117 Карта 118 Карта 119 Карта 120 Карта 121 Карта 122