Лётчикам 16-й воздушной армии [VI/16647]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Замечательные люди
Исторический
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Курская обл.
Ближайший нас.пункт
Курск
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 4
Рейтинг
4.27Нашли: 32
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Автор: gremling
Создан: 04.01.2015
Опубликован: 07.01.2015
(отредактирован: 16.02.2022)

Описание окружающей местности

70-летию Великой Победы посвящается.

Весна 1943 года. Фашистские войска разбиты под Сталинградом и жаждали реванша, планируя уничтожить советские войска под Курском. Образованный в основном из войск Донского фронта новый Центральный фронт, с воздуха поддерживала 16-я воздушная армия. Все войска активно готовились к обороне, стремясь измотать врага, стремившегося взять в кольцо Курский выступ. Только в марте воздушной армией было выполнено 5178 боевых вылетов, проведено 94 воздушных боя и сбито 53 самолёта противника.

16-я воздушная армия при подготовке к оборонительной операции должна была прикрыть от ударов с воздуха войска фронта, тыловые объекты и коммуникации, вести непрерывную разведку, ударами по войскам противника в пунктах дислокации и на пути к фронту препятствовать их сосредоточению, уничтожать вражескую авиацию на аэродромах, быть в готовности поддержать свои войска в случае атак противника.

В границах воздушной армии имелось 128 аэродромов (около одной трети было занято авиацией) и 9 площадок для самолетов По-2, что вполне обеспечивало боевую деятельность авиасоединений и частей. Аэродромы истребителей, штурмовиков и ночных бомбардировщиков находились на удалении 25 — 35 км от линии фронта, а дневных бомбардировщиков — на удалении 60 — 70 км. Искусственные покрытия имелись на 8 аэродромах. На большей части аэродромов были построены землянки, КП и укрытия для самолетов. Естественной маскировкой обеспечивались две трети аэродромов.

Кроме действующих было подготовлено до 50 ложных аэродромов с 240 макетами самолетов. В период подготовки к операции они 61 раз подвергались налетам авиации противника.

Созданные запасы горючего и боеприпасов могли обеспечить боевые действия воздушной армии в течение 8 — 9 дней. Кроме того, имелся трехдневный неприкосновенный запас. 

С мая 1943 г. боевая деятельность 16-й воздушной армии активизировалась. К ней были привлечены все авиасоединения и части. Наряду с боевой подготовкой армия прикрывала войска фронта, железнодорожный узел Курск, участок дороги Курск — Касторное и свои аэродромы, вела воздушную разведку, уничтожала авиацию противника в воздухе и на аэродромах орловского аэроузла, действовала по войскам, обнаруженным воздушной разведкой, бомбардировала железнодорожные станции и перегоны.

2 июня немецкая авиация совершила крупный налет на железнодорожный узел Курск. Отражали этот налет истребители 16-й и 2-й воздушных армий, 101-й иад ПВО страны и зенитная артиллерия Центрального и Воронежского фронтов. Несмотря на то что для налетов 2 июня фашистским командованием было привлечено большое количество самолетов, разрушить железнодорожный узел Курск им не удалось. Узел возобновил свою работу через 12 часов. Потери же немецкой авиации во время налета были огромны. Она лишилась 145 самолетов, в том числе 104 — от атак истребителей и 41 — от огня зенитной артиллерии. Потери советской авиации составляли 27 самолетов-истребителей.

Не достигнув желаемой цели и понеся при этом неоправданные потери в самолетах и летном составе, немецкое командование было вынуждено отказаться в дальнейшем от попыток использования крупных сил авиации для действий по нашим тыловым объектам. С 3 июня и до начала Курской битвы авиация противника не производила массированных налетов на объекты нашего тыла. Все дневные бомбардировочные удары в этот период по нашим тыловым объектам вражеская авиация наносила преимущественно мелкими группами истребителей, в основном ФВ-190. Но и при этом, благодаря высокой готовности и согласованным действиям наших истребителей и зенитной артиллерии, а также налаженной системе оповещения, противник нес большие потери.

В ходе оборонительного сражения на Курской дуге 16-я воздушная армия своими действиями помогла войскам фронта остановить наступление немецко-фашист-ских войск. 

Наши летчики в этот период выиграли напряженную борьбу за господство в воздухе и его удержание, нанося противнику огромные потери, прежде всего в воздушных боях. Удары в мае по вражеским аэродромам несколько ослабили силу немецкой авиации, но к началу своего наступления на Курской дуге противник успел восполнить потери и создал мощную авиационную группировку на этом направлении.

Значение воздушных боев в борьбе за господство в воздухе хорошо иллюстрируют следующие цифры: если за март — июнь 1943 г. авиасоединениями 16-й воздушной армии в результате ударов по аэродромам противника было уничтожено и повреждено 127 самолетов, то в воздушных боях советские летчики сбили 365 самолетов врага.

За несколько дней оборонительного сражения на Курской дуге было проведено около тысячи воздушных боев, в которых участвовали соединения трех воздушных армий (16, 2 и 17-й). В этих боях враг потерял 1400 самолетов. Наши потери были в 1,5 раза меньше.

В итоге Курской битвы военно-воздушным силам Германии был нанесен новый сокрушительный удар. За 50 дней непрерывных напряженных боев советские летчики уничтожили свыше 3,7 тыс. самолетов противника. Немецко-фашистская авиация окончательно лишилась стратегического господства в воздухе, которое удерживала с начала войны. Инициатива в воздухе полностью перешла к советской авиации.

 

8 мая 1975 года у развилки дорог идущих в аэропорт и в Воронеж был установлен памятный знак «Воинам 16-й Воздушной армии». Сооружен в честь воинов прославленного авиасоединения, сражавшегося на Северном фасе Курской дуги под командованием генерал-лейтенанта авиации Героя Советского Союза С.И. Руденко.

По материалам Военно-исторического очерка о боевом пути 16ВА и сайта «Горенка»

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Байдерины (14.08.2023 21:31:40)
Было познавательно почитать описание тайника, спасибо.
Зажигалочка (01.07.2022 17:19:00)
Взят проездом. Считать фигуры не в самом каркасе надо, а те, что получаются при пересечении каркаса со стойками. Автору спасибо!
Pavva (17.02.2022 01:32:23)
Santa (21.11.2021 11:37:54)
putnik67 (13.05.2021 01:24:44)
zepr (13.01.2021 13:46:08)
Feodor (16.03.2020 00:11:40)
Trankvill (27.10.2019 14:14:30)
pusheen (26.08.2019 22:12:36)
Steelrat🐭 (05.12.2018 11:48:25)
Лиса и Алиса (12.06.2018 09:53:41)
Katerin-ka (04.04.2018 20:48:50)
Pachita & two (02.04.2018 04:50:48)
Simba (25.03.2018 20:15:29)
venture (11.03.2018 19:31:12)
Mannew (09.01.2018 01:40:46)
volchisa (14.08.2017 15:09:03)
Синяя Птица (09.07.2017 14:50:56)
-nz- (20.03.2017 21:03:11)
radiogerman (26.02.2017 13:12:42)
gremling (01.01.2017 22:18:42)
mamalena (16.03.2016 22:49:24)
Баранья Нога (09.03.2016 20:16:06)
A&Y (19.02.2016 04:58:47)
delia и shimp (17.02.2016 21:30:44)
X-xi (08.10.2015 19:23:52)
Fun GPS route (17.09.2015 05:44:23)
X-xi (16.08.2015 18:11:42)
макс и сцветка (16.06.2015 21:47:46)
Солдат (04.05.2015 14:02:47)
borisss (17.03.2015 12:34:27)
Dr_evil (13.03.2015 21:39:14)
Зямыч (09.03.2015 23:41:58)
Aleslav (21.01.2015 09:29:59)
procella (11.01.2015 01:21:52)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.