Великий Новгород. Всемирное наследие ЮНЕСКО. Церковь Успения на Во́лотовом поле [TR/16873]

Основатель тайника и/или администрация сайта считают, что тайник временно не действует.

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Традиционный
Класс: Археологические памятники
Исторический
Музей/экскурсия
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Новгородская обл.
Новгородский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Волотово
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 2
Местность: 3
РЕЙТИНГ
4.20Нашли: 11
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Фото 1862 г.
Фото 1862 г.
Схема росписи храма
Схема росписи храма
Автор: Missing
Создан: 07.03.2015
(отредактирован 17.04.2017)
Компаньоны: Tomson56

Описание окружающей местности

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона:
Волотово поле расположено в 3 верстах на восток от Новгорода. По преданию, здесь стоял идол Велес или Волос и было поле (слудка), где новгородцы погребали своих богатырей. Саженях в 20 к юго-востоку от церкви Успения Богородицы находится "холм Гостомысла" или его могила, насыпанная, по преданию, пригоршнями новгородцев.

Увы, "холм Гостомысла" до нашего времени не сохранился. Еще в 1821 г. известный этнограф и фольклорист А.Чарноцкий предпринимал поиск предполагаемой могилы Гостомысла, раскопав ближайшую к церкви сопку, имевшую сравнительно небольшие размеры. В насыпи Чарноцкий нашел костные останки, принадлежавшие животным, и древесные угли. По заключению архимандрита Макария, «все это осталось, вероятно, после совершаемых некогда над могилою тризн». Повторно сопка была разрыта в 1878 г. под наблюдением этнографа Н.Г. Богословского при посещении Новгорода великими князьями. В ней «ничего найдено не было».
А вот Церковь Успения дожила до наших дней, хотя и не без потерь.
Церковь Успения на Во́лотовом поле поставлена в 1352 году архиепископом Моисеем на берегу Малого Волховца неподалеку от Великого Новгорода. В 1363 году храм был украшен настенной живописью по заказу уже другого новгородского архиепископа Алексея. Стены церкви украшали около 200 фресковых композиций. Это был уникальный по качеству и полноте ансамбль монументальной живописи второй половины XIV века. С момента его «открытия» в середине ХIХ века он неизменно вызывал восхищение ценителей искусства и огромный научный интерес. «Фрески церкви Успения на Волотовом поле принадлежат к числу выдающихся памятников древнерусского творчества, как «Слово о полку Игореве», церковь Покрова на Нерли, «Троица» Рублева и храм Василия Блаженного», - пишет академик М.В.Алпатов. Определяя место волотовской живописи в истории мировой культуры, он замечает, что «картина европейского искусства ХIV века будет более бедной, если рядом с падуанским циклом Джотто не поставить волотовский цикл». Академик Д.С.Лихачев, обращаясь в мае 1998 г. к Министру культуры России с письменной просьбой о финансировании работ по реставрации фресок церкви Успения, назвал их «ключевыми для понимания русского искусства ХIV века».
После открытия в Новгороде работ Феофана Грека было замечено сходство между волотовскими фресками и феофановскими. Долгое время считали волотовскую роспись работой самого Феофана. Но по мере более пристального её изучения укрепилось мнение, что создать её мог только русский мастер. Сам мастер, видимо, был очень сведущ в иконографии, что в то время ценилось в художнике. Возможно, он был начитан и в писании, и этому не следует удивляться: новгородские книгохранилища славились по всей Руси. В некоторых случаях он снабжал свои фрески русскими надписями, в других случаях греческими, и этому тоже не следует удивляться, поскольку Новгород в неменьшей степени, чем Москва, поддерживал прямые связи с Царьградом. Но самое главное было то, что волотовский мастер был яркой творческой личностью. Он не только знал все то, что в то время требовалось от каждого живописца. У него был свой взгляд на то, о чем он повествовал, и он не боялся выразить это в своей работе.
Во время шведской оккупации 1611—1617 года
храм был разорён, однако ни стены, ни фрески не пострадали.
А вот во время Великой Отечественной войны Успенская церковь в течение 29 месяцев находилась на линии фронта и была полностью разрушена немецкой артиллерией. Сохранился только контур стен (он нанесён на внешние стены восстановленной церкви) и столбы высотой от двух до четырёх метров. Площадь утраченной фресковой живописи составила около 350 м².
После окончания боевых действий на месте руин церкви остались 1,7 миллионов фрагментов фресковой живописи. Полвека бесценные фрески пролежали в земле и под обломками стен. Руины церкви Успения были в 1955 г. законсервированы, и всё же фрески постепенно разрушались от пребывания во влажном грунте, гибли во время хищнических раскопок.
В 1992 года церковь Успения Богоматери на Волотовом поле была включена в список памятников Всемирного наследия ЮHЕСКО. А в 1993 году новгородские реставраторы начали реставрационные работы с фрагментами фресковой живописи.
Целью реставрации волотовской живописи является ее воссоздание в результате собирания фрагментов фресок, извлеченных из руин храма, в композиции и их монтировки на реставрационную основу. В процессе подборки фрагментов используются копии калек, снятых с волотовских фресок в 1894 – 1895 гг. Несмотря на это, подборка фрагментов в композиции представляет невероятную сложность. Основной рабочий материал, полученный во время раскопок, составляют мелкие фрагменты (1-2 кв. см), так как левкас (штукатурная основа) фресок необычайно тонкий и хрупкий, а само здание церкви было сильно разрушено. Основная работа по реставрации живописи на фрагментах заключается в поиске стыкующихся между собой фрагментов. Собрать фрески реставраторам помогают компьютерные технологии. Специалисты надеются возродить от 50% до 80% монументальной живописи. А то, что "реанимации" не подлежит, окрашивается тонированным левкасом. Дописывать утраченные фрагменты реставраторы не станут.

В 2001 году по совместному германско-российскому проекту началось восстановление храма. Работы финансировались обеими сторонами. Торжественное открытие восстановленной церкви состоялось 28 августа 2003 года. А летом 2008 года первые спасенные специалистами фрески были возвращены на их прежние места. Однако, ещё тысячи и тысячи фрагментов ждут своего часа.

Интересный факт: при реставрации церкви в 2002 году на не обожженном кирпиче 1352 года был обнаружен рисунок, на котором изображена ладья под парусом с носом в виде звериной головы, в которой находятся три воина в кольчугах.

Церковь – объект показа Государственного Художественного музея Новгородской земли. Открыта ежедневно с 10.00 до 16.00, кроме понедельника и вторника.

Источники:

http://wikimapia.org/
http://www.nogardia.ru/
http://sobory.ru/
http://visitnovgorod.ru/
http://www.nereditsa.ru/
http://www.russianculture.ru/

Описание тайника

Содержимое тайника

Только блокнот. Пишущие принадлежности необходимо приносить с собой.

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

Missing (17.04.2017 17:41:24)
В связи с пропажей контейнера тайник временно переведён в недействующие.
Sergio79 (24.02.2017 16:04:52)
Искал тайник вечером 23.02.2017 в компании с N-i-k-s-o-n и Задохликовым тупиком. Увы, ничего не обнаружили.
Rog&Co (07.11.2016 22:41:36)
banderaz (12.10.2016 11:41:58)
jamget (25.08.2016 00:21:05)
Vladsc (10.07.2016 23:36:35)
Vampirella (06.05.2016 03:27:49)
fsw63n (06.12.2015 11:52:16)
Tomson56 (18.10.2015 21:42:35)
Missing (26.07.2015 19:08:12)
-nz- (20.05.2015 17:03:40)
Cossacks (06.05.2015 21:37:24)
макс и сцветка (29.03.2015 22:56:47)
rg.obr (29.03.2015 10:54:13)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117