Максим Адамович Богданович классик беларуской литературы, один из создателей беларуского литературного языка нового времени. Поэт, прозаик, переводчик, публицист.
Без этого «банального» вступления, видимо, не обойтись. Далеко не все читатели этого текста знакомы с творчеством Богдановича. Кто-то может даже в шутку принять его фамилию за отчество. Поэтому стоит сказать пару слов об этом поэте. В описании, тем не менее, будет больше стихов Богдановича. Я считаю это оправданной необходимостью.
Большинство своих произведений были написаны Максимом Адамовичем на родном языке, который в литературной среде до этого всерьёз не воспринимался, считался «мужицким» диалектом. Но уверенно и полнокровно зазвучал у поэта.
Табою ўсягды пагарджалі,
Цябе не пушчалі з ярма
I душу тваю абакралі,—
У ёй нават мовы няма.
Богданович первым из беларуских авторов, и, несомненно, удачно использовал для стихосложения классические формы сонета, рондо, триолета. Им были раскрыты высокий художественный потенциал родного слова и показана возможность создания беларуской поэзии по классическим образцам. Да что там говорить, именно Богданович «даў беларускай паэзіі стыль, рытм і рыфму — рэчы, якія да Багдановіча ніяк не маглі ў ёй прыжыцца».
Цямнее край зубчаты бора...
І тчэ, забыўшыся, рука,
Заміж персідскаго узора
Цвяток радзімы васілька.
О чём писал Богданович? О родной земле, её судьбе, истории.
Ўсё лятуць і лятуць тыя коні,
Срэбнай збруяй далёка грымяць...
Старадаўняй Літоўскай Пагоні
Не разьбіць, не спыніць, не стрымаць.
Маці родная, Маці-Краіна!
He усцішыцца гэтакі боль...
Ты прабач. Ты прымі свайго сына,
За Цябе яму ўмерці дазволь!..
Об уникальной природе родного края.
На цёмнай гладзi сонных луж балота,
За снег нябёснай вышынi бялей,
Закрасавалi чашачкi лiлей
Мiж пачарнеўшых каранёў чарота.
И, конечно, о любви. Вечная тема.
Буду ў далёкім краю я нудзіцца,
Ў сэрцы любоў затаіўшы сваю;
Кожную ночку на зорку дзівіцца
Буду ў далёкім краю.
Не чужды Богдановичу были размышления о роли поэта в обществе.
Ведай, брат малады, што ў грудзях у людзей
Сэрцы цвёрдые быццам з камення.
Разаб'ецца аб іх слабы верш заўсягды,
Не збудзіўшы святога сумлення.
Трэба з сталі каваць, гартаваць гібкі верш,
Абрабіць яго трэба с цярпеннем.
Як ударыш ты ім, — ён як звон зазвініць,
Брызнуць іскры з халодных каменняў.
Поэзия Богдановича актуальна и сегодня.
Нашто ж на зямлі
Сваркі і звадкі, боль і горыч,
Калі ўсе мы разам ляцім
Да зор?
Ах, колькі ёсць красы цудоўнай поруч з намі,
Калі глядзець вакол дзіцячымі вачамі!
В литературу Максим попал благодаря писателю Сергею Полуяну, который увидев в архиве «Нашай Нивы» его стихи добился их признания и широкой публикации. Долгое время Богданович занимался разработкой концепции развития беларуской литературы от древности до ХХ века, что нашло отражение в статье по истории беларуской письменности "Глыбы і слаі" и в работах "Кароткая гісторыя беларускай пісьменнасці да ХVІ сталецця", "За сто лет. Нарыс гісторыі беларускай пісьменнасці" и "Новый период в истории белорусской литературы".
Кроме этого в российской и украинской печати появились публицистические работы Богдановича на русском языке, посвящённые вопросам истории литературы, национальным и общественно-политическим проблемам: "Новая интеллигенция", "О гуманизме и неосмотрительности", "Белорусы", "Украинское казачество", "Образы Галиции в художественной литературе".
Всего только десять лет было отпущено поэту для творчества. Тяжёлая болезнь преследовала поэта последние годы. В 1915 году он провёл лето в Старом Крыму в пансионе на месте современного санатория. Несомненно, болезнь повлияла на настроение и творчество поэта: «Рукой аўтара водзіць яго хвароба — і часам у яе атрымліваюцца шыкоўныя рэчы. Здаровым на зайздрасьць».
У Максима Богдановича было много творческих планов. Готовились к изданию целый ряд поэтических сборников: "Маладзік", "Пярсцёнак", "Шыпшына", "Полынь-трава". Но осуществить их он не успел…
«Як і любую сапраўдную паэзію, Багдановіча ня трэба завучваць на памяць — ён запісваецца на яе сам, як вірусны файл».
По материалам:
http://maksimbogdanovich.ru
«Становление классических жанрово-строфических форм в белорусской поэзии начала ХХ века». А.О. Шелемова
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: