Рождества Пресвятой Богородицы Молченский монастырь [VI/17444]

Рождества Пресвятой Богородицы Путивльский Молченский Печерский женский монастырь
Рождества Пресвятой Богородицы Путивльский Молченский Печерский женский монастырь
ТАЙНИК
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Исторический
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Украина
Сумская обл.
Путивльский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Путивль
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 5
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Собор Рождества Пресвятой Богородицы
бывший теплый храм Рождества св. прор. Иоанна Предтечи
бывший теплый храм Рождества св. прор. Иоанна Предтечи
Монастырская территория
Монастырская территория
Ворота
Ворота
Автор: NeposedЫ
Создан: 01.06.2015
(отредактирован 09.07.2017)
Компаньоны: Україна

Описание окружающей местности

Монастырь-крепость расположен на юго-восточной окраине города Путивля, у самого Сейма, на одном из образуемых оврагами мысов. Если смотреть на архитектурный ансамбль с древнерусского "Городка" или Никольской горки, то издалека Молченский монастырь воспринимается как венец пейзажа: изысканные силуэты сооружений, которые венчают эпические формы рельефа.

Эта каменная цитадель построена в самом конце XVI века (не позднее 1602 года) на месте древнерусского деревянного острога, который неоднократно упоминается в летописях XII века. Называлась она Кремлем и была шестиугольной в плане, с круглыми угловыми башнями и четырехгранной надвратной. Невысокие стены имели значительную толщину и три яруса бойниц. Неприступность Путивльских укреплений вызывала удивление современников. Здесь во времена вражеских нападений окружающее население находило защиту. Поэтому и неудивительно, что в 1570-х годах монахи Молченской пустыни, которая была в лесу в 20 км от Путивля, у нынешнего села Новая Слобода, основали в стенах каменной крепости свой двор, где бы они могли отсидеться в случае нападения татар или поляков. В те неспокойные времена большинство монастырей имели свои "осадные дворы" в городах и крепостях.

23 марта 1593 г. правительство подписало грамоту о правах стоящего близ Путивля древнего монастыря, известного как Молченская пустынь (название происходит от болота Молча), и направило документ властям города. В грамоте процитированы писцовые книги Путивля за 1591 г.: «В Путивльском уезде, от города двадцать верст, монастырь Молчинской Рождества Пречистыя Богородицы, да того ж монастыря на посаде, в остроге, теплой храм Софии, Премудрости Божии, да собор Пресвятыя Богородицы». В 1884 г. исследователь П. Преображенский предположил, что указанное владение пустыни в городе было ее подворьем, а в 1591-1593 гг. стало самостоятельным монастырем, при этом нисколько не утратившим своих оборонительных качеств.

Главной святыней Молченской пустыни была чудотворная икона Молченской Божьей Матери, она была обретена в 1405 г. на месте будущей пустыни. При разорении пустыни в 1605 г. иноки перенесли чтимый образ Пресвятой Богородицы в Путивльский монастырь, который и унаследовал историческое название - Молченский. Икона до наших дней не сохранилась, по одной из версий она погибла при пожаре. В обители находится список Молченской иконы Божией Матери (написан в 1724 г. и прославлен чудотворениями), а также старинный образ «Новозаветная Троица», старинная икона Божией Матери «Утоли моя печали».

Занимаемый обителью мыс вытянут с северо-запада на юго-восток; на северо-западе он соединен с господствующим над рекой плато, на середине своей длины имеет сужение. Это сужение условно делит обитель на 2 половины: основную – юго-восточную, и придаточную – северо-западную. Юго-восточная часть представляет собой вытянутый по оси мыса двор, в плане – овал со срезанными концами. В центре двора стоит храм Рождества Пресвятой Богородицы. К северо-западу от него, на боковых сторонах и торце того же двора, расставлены полукольцом остальные сооружения, создающие, вместе с храмом, ядро архитектурного ансамбля. Придаточная часть обители представляет собой еще один двор, с хозяйственными и жилыми постройками.

С северной стороны сохранились две оборонительных стены - внутренняя, непосредственно окружающая монастырскую территорию, и внешняя, вдоль дороги к р.Сейм. Она невысокая, с бойницами разнообразной формы: узкими - для ружейного огня и широкими - для артиллерии. Именно незначительная высота, всего около полутора метров, не позволяет признать эту стену крепостной. И все же это - чудом уцелевший элемент сложной системы общегородских укреплений ХVII века. Внешнюю оборонительную стену по приказу московского царя Михаила Федоровича соорудил в 1620 г. выдающийся украинский военный инженер Анисим Михайлович Радышевский (в Москве его называли Анисимом Михайловым). Радышевский был, кроме всего прочего, еще и артиллеристом, военным теоретиком, градостроителем и архитектором, автором книги "Устав ратных, пушечных и других дел, к воинской науки относящихся ...", ставшей первой на Руси теоретической работой, которая познакомила наших предков с передовым европейским военным и строительным искусством. Укрепление, построенное Радышевским в Путивле, - не единственное точно установленное его сооружение, которое сохранилось до нашего времени. Стена не только защищала проходящую мимо дорогу - один из главных въездов в средневековый Путивль, но и выполняла функции подпорной стенки, предотвращая сдвиги монастырской горы.

Центральным сооружением и в оборонительной системе, и в архитектурной композиции ансамбля, бесспорно, является монументальный собор Рождества Пресвятой Богородицы, или, как его еще называли местные жители, собор Белой Богородицы. Этот собор - явление в украинской архитектуре совершенно уникальное, ни на что не похожее. Храм необычен в планировке и внешнем оформлении. Высказывались гипотезы, что это - лишь часть древнего, гораздо большего сооружения, возможно, крестообразного пятидольного, или, наоборот, - собор - это поздняя пристройка к древней крепостной башне, превращенной в алтарь. Конец всем домыслам вокруг собора положили исследования, начатые в 1970-х годах архитектором-реставратором В.И.Трегубовым.

Сооружение двухэтажное, состоит из трех отдельных объемов - собора, придела и алтаря, сложенных вместе и окруженных галереей. Оказалось, что такой необычный образ храма - результат перестроек на рубеже XVII-XVIII веков. Все три объема - центральный, придел и алтарь, а также первый ярус галереи были построены одновременно, где-то в 1580-х годах. Первоначально центральный четверик венчала так называемая "горка кокошников" с цилиндрическим подкуполом и шлемовидным куполом. Аналогично завершался и придел, а алтарную башню завершал мощный каменный шатер, которое возносился выше соборного купола, что по церковным канонам недопустимо. Кроме того, алтарь в виде квадратной башни, а не полукруглой апсиды - еще одно нарушение канонов. Чем это вызвано? Видимо тем, что собор возводился посреди тесного крепостного двора, застроенного со всех сторон. Просто не было места построить отдельными зданиями трапезную, теплую церковь, собор, самую высокую крепостную башню, "поварню", хранилища пороха и оружия. Пришлось все это объединить в одном здании. Кладовая - в подвале и на первом этаже, который назывался подклетью, трапезная и "поварня" - в подклете, собор и теплая церковь - во втором ярусе, боевая камера с бойницами - на третьем ярусе, над алтарем. С этой восьмиугольной в плане боевой камеры с тремя бойницами по сторонам света можно было простреливать дальние подступы к монастырю. Сюда вел потайной ход в толще стены собора. Таким образом, собор Рождества Богородицы Молченского монастыря относится к редкому типу многофункциональных культовых сооружений, приспособленных к обороне, их иногда называют "церковь-крепость". Неизвестные нам зодчие конца XVI века не только создали гармоничную архитектуру, но и решили важную инженерную задачу: с появлением собора система фортификации Кремля стала вполне совершенной и он стал неприступным.

Свидетельством надежности Молченской крепости может быть то, что Лжедмитрий I в 1605 году именно здесь имел свою резиденцию, и чувствовал себя вполне безопасно. С этим историческим персонажем связана бурная страница истории монастыря.

Так называемый Лжедмитрий I по версии царя Бориса Годунова был монахом-расстригой Гришкой Отрепьевым, а по исследованиям серьезных историков - настоящим сыном Ивана Грозного, царевичем Дмитрием, который, однако, не имел юридических прав на московский престол. Получив хорошее образование где-то в Украине и собрав здесь в 1604 году небольшую армию, преимущественно из казаков, он двинулся на Москву. В битве под Добрыничами армия Бориса Годунова разгромила царевича и он собрался бежать в Польшу. И вдруг на поле битвы прискакал гонец с сообщением, что главный город Северской земли Путивль перешел на сторону царевича и готов выставить сорокатысячное войско.

Расположившись в Молченском монастыре под защитой путивльского воеводы Рубца-Мосальского, царевич начал собирать войско для нового похода. В трагедии Александра Пушкина "Борис Годунов" царь дает исторически точную оценку результатам битвы под Добрыничами:

Он побежден, какая польза в том?
Мы тщетною победой увенчались.
Он вновь собрал рассеянное войско
И нам со стен Путивля угрожает.

В этих стенах Лжедмитрий провел 4 месяца. По преданию, он жил в боевой камере над алтарем собора. По свидетельству Карамзина, в Молченском монастыре состоялась довольно странная встреча Лжедмитрия со шпионами Бориса Годунова. Тот послал в Путивль монахов Чудова монастыря, которые якобы лично хорошо знали Гришку Отрепьева, чтобы разоблачить его. Увидев через окно своих "сотрапезников", царевич переодел в свой наряд шляхтича Иваницкого и посадил того в "тронное кресло". Когда Иваницкий допросил монахов, те признались, что имеют задание отравить царевича. По другой версии, о происках этих агентов Лжедмитрий узнал благодаря "слухам" - пустотам в стенах, которые соединяли боевую камеру, где сидел царевич, с подвалом собора, где держали московских монахов, и тот мог слышать их разговоры.

После Лжедмитрия I в Молченском монастыре сохранилось несколько реликвий: так называемое "тронное кресло Самозванца"; деревянная скульптура "Христос в темнице" - шедевр станковой пластики начала XVII века; список Жировицкой иконы Божией Матери на холсте, данный мнимому царевичу названным тестем Мнишеком перед походом в Россию. На списке Жировицкой иконы, послереволюционная судьба которого неведома, читалось по-польски: «Честнейшая Херувим, славнейшая без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшая» и «Чудотворный образ Божией Матери в Жировицах в области Литовской». Скульптура и кресло долго хранились на 3-м этаже восточной башни. В XIX в. они демонстрировались паломникам так: в "келье Самозванца" над соборным алтарем, в тронном кресле сидел деревянный Христос в монашеском одеянии. Следует отметить, что скульптура изначально не была рассчитана на драпировки, поскольку одинаково подробно проработано лицо, руки и вся фигура. По характеру пластики это произведение очень похоже на народную скульптуру Западной Украины, пожалуй, оттуда оно и происходит. Удивительно одухотворенное лицо страдающего Христа, который поднял правую руку, словно защищаясь от удара, - образ всех униженных и оскорбленных. Ныне скульптура и кресло – в краеведческом музее Путивля.

После переноса боевых действий в глубь Московского царства Путивльский Молченский монастырь вновь стал центром нового этапа гражданской войны. По свидетельству историка К.Валишевского, здесь образовался настоящий "революционный очаг" всех украинских земель, главный центр борьбы против московских порядков под лозунгами "земли и воли". В Путивле оппозиционное движение нашло уже готовые организационные формы. Мятежников поддержали новоназначенный путивльский воевода князь Григорий Шаховский и черниговский воевода князь Телятевский. Последний выдвинул на главнокомандующего армии своего бывшего холопа Ивана Болотникова, который из подставной фигуры скоро стал действительно выдающимся полководцем. Центром восстания Болотникова 1606-1607 годов оставался Путивль. Отсюда повстанческая армия отправлялась на Москву, сюда в начале 1607 г. привел несколько тысяч человек Лжепетр, мнимый сын царя Фёдора Иоанновича, а на самом деле донской казак Илья Горчаков. Во время этих бурных событий в Молченском монастыре произошел пожар, который нанес большие разрушения. Восстановление затягивалось, поскольку в 1613 г. Путивль взяла штурмом и разгромила польская армия, а в 1618 г. - осквернили казаки, которые под руководством гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного шли в Москву на помощь польскому королевичу Владиславу. Собор был восстановлен лишь в 1630 г. и заново освящен только в 1636 г., как об этом гласила надпись на деревянном напрестольном кресте. Долгое время эта дата считалась датой основания каменного собора, однако исторические источники ее не подтверждают.

В 1654 г. монастырь посетил на пути в Москву патриарх Антиохийский Макарий с сыном, архидиаконом Павлом Алеппским, упомянувшим обитель в своем знаменитом труде «Путешествие Патриарха Макария»: "Монастырь на окраине города, на высоком холме, возвышающемся над окружающими землями, а перед ним внизу течет река. Он весь каменный. Под пение мы поднялись по высокой лестнице в святую церковь. Она имеет большой сводчатый купол, окруженный большой галереей, откуда открывается вид на реку и поля. Возле этой церкви другая - малая, во имя Нерукотворного образа, и вблизи нее красивая колокольня. Кругом большого купола еще высокие купола. Под этой церковью много подвалов, склепы и монастырская трапеза с церковью во имя св.Антония. Склепы в этой стране имеют вид красивых жилых помещений с арочным каменным сводом: внутри их маленькие окошки, в которых ставят свечи по воскресными и праздничными утрам ..." В соборе патриарх Макарий отслужил литургию, а в нижней церкви - панихиду на могиле Иеремии, митрополита Акрского. Рядом с Иеремией было и захоронение греческого епископа Неофита. Они принадлежали к многочисленной общине греческих епископов, которые в ХVI-ХVII веках ездили за помощью в Москву. Эти двое где-то в 1640-х годах заболели, проезжая через Путивль, и здесь умерли.

На рубеже XVII-ХVIII веков собор Рождества Богородицы очень перестроен: разломали свод центрального четверика и придела, шатер над алтарем, а взамен надстроили восьмерики стройных пропорций с типично украинским куполами барочных очертаний. Это и неудивительно, ведь интенсивные российско-украинские отношения того времени должны были оставить следы и в архитектуре. Надстройку вел российский архитектор, о чем неопровержимо свидетельствуют элементы конструкций (тромпы при переходе от четвериков к восьмерикам). Возможно, им был знаменитый "записной Государев мастер Матвей Ефимов", который именно в это время, как документально установлено, работал поблизости - в Глухове и Глуховско-Петропавловском монастыре. Формы надстроек монастырского собора свидетельствуют о влиянии украинской архитектуры, которая проникнув в середине XVII в. в Москву, была усвоена местными мастерами. Результатом стало органическое сочетание общей высотной композиции, характерной для украинского строительства, с типично русским декором.

Три высокие башни типа "восьмерик на четверике" поражают монументальностью. Подклеть низкая и затемненная, перекрытая приземистыми сводами. А на втором ярусе, щедро освещенном благодаря многочисленным большим окнам, сильное впечатление производит раскрытие внутреннего пространства каждой башни. В этом - влияние эстетики украинского деревянного храма, в котором каждый сруб имеет самостоятельное завершение. Следует отметить, как тактично подошел мастер к произведению своего предшественника. Характерные формы декора конца XVII века введены очень осторожно, даже скупо, хорошо сочетаются с декором рубежа XVI-XVII веков. Это способствует цельности художественного образа храма.

В результате перестройки высота собора достигла 35 метров и ансамбль стал играть большую роль в объемно-пространственной композиции города. Мы не можем без него представить себе силуэт Путивля, он стал характерной приметой города.

К западу от собора, на одной оси с ним - надвратная колокольня, на вид - стандартное сооружение типа "восьмерик на четверике", завершенное шатром с куполом. Но детальное изучение строения в последние годы показало, что нижний ярус - четверик с воротами - это не что иное, как оборонная надвратная башня, построенная на рубеже XVI-XVII веков. Сейчас уже ничто не напоминает об оборонительном характере здания - бойницы разрушены, внутренний ход, ведущий на крепостную стену, заложен кирпичом, и сами стены, которые прилегали к башне, не сохранились, только их фундаменты в земле. В 1700 деревянную палаточную крышу башни разобрали и надстроили высокий восьмерик с арочными проемами колоколов и шатром. Автором надстройки был тот же мастер, который перестроил собор Рождества Богородицы. В стены были вделаны многоцветные глазурованные изразцы, что, контрастируя с белой гладью стен, создали мажорный цветной аккорд. Внутренней лестницей можно подняться на верхний ярус колокольни, где когда-то висели колокола, чтобы полюбоваться панорамой нагорной части города и необозримыми лугами, на фоне которых возвышается величественный собор.

Рядом с колокольней расположен трапезный корпус. Одноэтажный, с цокольным этажом, прямоугольный в плане, он вытянут вдоль двора. Из северного угла здания выступает башня. До уровня карниза корпуса она круглая в сечении (относится к рубежу XVI-XVII вв.), а выше имеет 8-гранный ярус со сводчатыми окнами, увенчанный куполом в виде луковицы. На высоту цоколя северо-восточную грань корпуса образует небольшой сохранившийся участок крепостной стены конца XVI века. Значительная толщина, частое расположение бойниц верхнего и косого боя, наличие в нижнем ярусе глубоких арочных ниш - печуры для артиллерии - все это надежно обеспечивало оборону. Корпус был пристроен к стене в XVIII-XIX вв., надстройка башни осуществлена в 1880-х годах.

С конца XVII века крепость потеряла свое оборонительное значение и постепенно приходила в упадок. В начале XIX века начали разрушать старые башни и крепостные стены, а на их основе построили несколько новых сооружений, в том числе в 1866-69 годах - церковь Иоанна Предтечи в формах официального так называемого "русско-византийского" стиля. Она тактично вошла в окружающую среду и образовался художественно совершенный ансамбль, который составляют здания разных эпох и стилей. К сожалению, в 1930-х годах когда монастырь закрыли и отдали под производство, на церкви Иоанна Предтечи снесли купол и верхнюю половину здания расширили до размеров площади нижней половины (надстроили еще двумя этажа) и этот тяжелый объем нарушил гармонию старинного ансамбля.

С южной стороны монастырского двора привлекает внимание большой двухэтажный настоятельский корпус 1730-х годов, толстые стены которого и постановка на склоне горы свидетельствуют о том, что в основании сооружения - старинная крепостная стена, а возможно, и еще какие-то постройки конца XVI века.

К западу от надвратной колокольни, ближе к городу - сооружения монастырского хозяйственного двора и два каменных гостиничных корпуса, перестроенных основательно в послевоенный период.

Из старой литературы и архивных источников известно, что монастырскую гору пронизывают пещеры и подземные ходы, некоторые из них прорыты одновременно с построением оборонного монастыря, их своды выложены из кирпича. В XIX веке в этих пещерах находили польские монеты начала XVII века с именем короля Сигизмунда. В советский период эти подземные пустоты не исследовали и, наверное, они прячут еще немало тайн.

Монастырь, как и весь город, начал постепенно приходить в упадок еще с конца XVII века. Правда, в 1667 г. возникла идея открыть в Путивле архиепископскую кафедру, образовав таким образом новую епархию. В 1678 г. было решено резиденцию Путивльского архиепископа устроить в Молченском монастыре. К сожалению, что-то помешало осуществлению этих планов. После реформ императрицы Екатерины II монастырь стал третьеклассным, то есть самым низким по своему статусу. Но он продолжал привлекать не только простых паломников, но и историков, исследователей старины, которые сделали немало открытий в богатейшем монастырском архиве, сожженном воинственными хамами в 1920-х годах.

Во второй половине XIX века монастырский собор имел 4 престола: главный в верхнем этаже - Рождества Богородицы, в правом приделе - во имя Святых Симеона и Саввы, Сербских Чудотворцев, в левом приделе - во имя Святых Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Нижний престол в подклете освящен во имя Собора Пресвятой Богородицы. Иоанновская церковь была Трехпрестольной: главный престол - во имя Рождества Предтечи и Крестителя Христова Иоанна, в правом приделе - во имя Святителя Тихона Задонского, в левом - во имя Святителя Чудотворца Николая Мирликийского.

В послереволюционный период монастырь закрыли, монахов разогнали. В мае 1927 года Киевский краевой инспектор охраны памятников Федор Эрнст сделал отчаянную попытку спасти художественные памятники монастыря. Он писал Глуховскому окрисполкому: "монастырь имеет большую историко-художественную ценность и все его строения находятся под угрозой скорого разрушения (нет водосточных труб, плохая кровля и дождевая вода протекает в здание), так как нет средств не только на его ремонт, но и даже на зарплату сторожу по охране имущества ... " Для спасения памятников Ф.Эрнст предлагал передать монастырские сооружения религиозной общине. На удивление, это предложение было одобрено - монастырь на несколько лет получил заботливого хозяина, но Эрнсту это не прошло безнаказанно - в 1934 году его репрессировали, вспомнив и дело о Молченском монастыре.

После того здесь было много "хозяев": детский дом, ремесленное училище, с 1950-х гг. - завод радиодеталей военно-промышленного комплекса. Совместными усилиями они и довели архитектурный ансамбль до катастрофического состояния. Старые интерьеры собора не сохранились, был сожжен великолепный резной позолоченный иконостас...

Изучение Молченского монастыря началось после второй мировой войны. Реставрационные работы ведутся с 1960-х годов, но до конца ХХ века ни одна из достопримечательностей ансамбля не была выведена из аварийного состояния. В 1987 г. здесь создан Государственный историко-культурный заповедник, на который была возложена задача превратить Молченский монастырь в большой музейный комплекс. Однако и эти добрые пожелания не были реализованы. Ситуация была бы почти безнадежной, если бы в конце 1991 года тогдашняя власть не нашла понимания с Украинской Православной Церковью в деле восстановления в Путивле полноценного монастыря. То, что осталось от Молченского монастыря, много десятилетий спустя вернулось законным хозяевам, которые уже занялись восстановлением монастырских зданий. В 1997 г. монастырь был преобразован в женский.

Молчанский монастырь
Официальный сайт монастыря

Описание тайника

Содержимое тайника

история

Интернет-блокнот

Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117 Карта 118 Карта 119