Вертикальный взлёт и посадка [TR/17451]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Традиционный
Класс: Замечательные люди
Исторический
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Крым Авт. Респ.
Кировский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Новопокровка, Журавки
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 1
РЕЙТИНГ
3.00Нашли: 9
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Автор: Scarabingo
Создан: 15.02.2015
(отредактирован 20.07.2015)
Компаньоны: Євген Ширяєв

Описание окружающей местности

В шестидесятых годах в ОКБ Яковлева началась работа по созданию самолета вертикального взлета и посадки, по примеру английского самолета Р.1127, модель которого еще в 1961 году можно было увидеть на авиасалоне в Фарнборо, а в 1965 году на авиасалоне в Бурже во Франции увидеть его в полете. Производило большое впечатление висение над землей и перемещения в стороны и назад - очень непривычно было видеть самолет, летающий как вертолет.

Экспериментальный самолет ОКБ Яковлева Як-36 с вертикальным взлетом и посадкой демонстрировался на воздушном параде в Домодедово в 1967 году. Затем в ОКБ начали проектировать боевой самолет такого типа. Вначале его называли Як-36М, а затем Як-38.

Самолет Як-38 принципиально отличается от английского самолета вертикального взлета «Харриер» и англо-американского AV-8. На этих самолетах установлен только один двигатель с четырьмя поворотными соплами. При взлете они направлены вниз, и тяга двигателя заменяет отсутствующую подъемную силу крыла. После отрыва, по мере разгона самолета и появления подъемной силы, сопла постепенно переводятся в горизонтальное положение, и самолет летит как и всякий другой. Перед посадкой сопла также по мере уменьшения скорости переводятся в вертикальное положение.

Мы не располагали двигателем достаточной удельной мощности, который один мог бы вертикально поднять этот самолет с необходимым вооружением, поэтому конструкторам пришлось кроме основного, подъемно-маршевого двигателя с двумя поворотными соплами, установить вертикально два подъемных двигателя. Они работают только на взлете и на посадке и рассчитаны на короткое время работы. В остальное время полета они являются мертвым грузом.

В отличие от самолета «Харриер», Як-38 не может использовать поворот сопел в воздухе для повышения маневренности. При его схеме - с подъемными двигателями - возникают трудности балансировки самолета и понижается надежность, так как вероятность отказа одного из трех двигателей больше, чем если двигатель только один. При этом, отказ любого из трех приводит к переворачиванию самолета, так что летчик должен без промедления катапультироваться. Чтобы не тратить время на сброс фонаря, предусмотрели катапультирование сквозь остекление, разрушаемое при ударе заголовником кресла.

На то, чтобы сообразить, что надо катапультироваться, успеть схватиться за держки привода и вытащить их, может уйти две-три секунды, но при резком «клевке» самолета это слишком долго. Разработали систему принудительного катапультирования, которая выбрасывает летчика с креслом из кабины, если углы тангажа или крена самолета превысят допустимые, при этом учитывается и скорость накренения самолета, то есть катапультирование происходит с упреждением. Когда самолет после взлета достигает скорости 350 км/ч, эта система отключается и потом снова включается при уменьшении скорости перед посадкой.

С летчиком-испытателем Хомяковым произошел интересный случай. Он облетывал Як-38 на аэродроме Саратовского авиазавода. Взлетел вертикально и стал разгонять самолет. И вдруг удар, толчок, и Вадим повис на лямках раскрывшегося парашюта. Оказалось, что когда скорость достигла 350 км/ч, в момент выключения автоматической системы катапультирования, произошел, как говорят электрики, «дребезг» контактов, выдался ложный электрический сигнал, и катапульта сработала. Хомяков благополучно опустился на парашюте, а самолет продолжал летать и только через семнадцать минут упал на землю. Электрическую схему доработали, повысив ее надежность.

Насколько такая система спасения необходима, говорит трагический случай с военным летчиком-испытателем Николаем Белокопытовым в 3-м Управлении ГНИКИ ВВС в Феодосии. У него в полете на Як-38 отказал прибор - гировертикаль, по которой и определяется кренение самолета и выдается сигнал в систему автоматического катапультирования. При таком отказе необходимо отключить эту систему, но тогда вертикально садиться запрещается. Посадочная полоса аэродрома Кировское ремонтировалась, и для посадки «по-самолетному» Белокопытов должен был уйти на соседний аэродром. Однако это был конец недели и к нему приехали гости. Очевидно торопясь домой, Белокопытов не доложил руководителю полетов об отказе и пошел на вертикальную посадку. Судьба распорядилась так, что именно при этой посадке отказал один подъемный двигатель. Самолет резко «клюнул» на нос, летчик одной рукой попытался схватить держку катапультирования, но вместо этого потянул за «всплывший» из-за отрицательной перегрузки жгут проводов. Так и упал с самолетом, с зажатым в руке жгутом…
____________________________________________________
С.А.Микоян. «Воспоминания военного летчика-испытателя»

Примечание. Тайник создан взамен навсегда утраченного http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=2602
Пройдя по ссылке, Вы можете почитать отзывы посетителей и просмотреть фото, если же Вы уже брали этот тайник ранее, для получения зачёта Вам необходимо будет вновь посетить этот тайник и отписаться в бумажном и интернет-блокнотах.

Описание тайника

Содержимое тайника

Память

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

DisaV (22.07.2016 16:59:57)
Добрался до этого места вчера вечером. Шёл туда от ж/д платформы "93 км" через Новопокровку - по пути полюбовался красивым отражением заката в водах Северо-Крымского канала, который оказался неожиданно полноводен (видимо, проблему с водоснабжением без шума и пыли решили).
У памятника лётчику оказался в начале десятого вечера - как раз в это время из-за горизонта начала всплывать большая кроваво-красная луна...
В 100 метрах к северу у кромки поля на небольшом курганчике стоит ещё один старый памятник в виде плиты с навершием - красной звездой, но надписи на нём не сохранились, и чему (кому) он посвящён - непонятно. Не исключаю, что это и есть действительное место падения самолёта Н. П. Белокопытова, а новый памятник поставили, как водится, в стороне.
В микроблокноте записался в 21:11. Атаки местных равнинно-болотных комаров (от которых я там в горах уже и отвык) не вдохновляли задерживаться на месте, и я отправился "на выход" в Кировское...
Спасибо Автору!
ЖЖ и Chuma (05.07.2016 15:55:07)
Посетили по пути из Джанкоя в Коктебель.
Нострадамус (14.05.2016 18:26:39)
latosha и Ванчо (26.08.2015 21:59:35)
Лехас (08.08.2015 15:10:18)
relicts (08.08.2015 10:03:20)
Aurora Borealis (03.08.2015 14:54:05)
arhangel820 (17.07.2015 01:19:22)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115