Особое место среди огромного разнообразия и богатства памятников древности в бассейне Верхнего Енисея занимают наскальные изображения. Петроглифы Саянского каньона Енисея были открыты в 1956 г. участником первых геодезических работ в зоне будущего водохранилища. А с 1975 г. начались их регулярные исследования.
Петроглифы— живописный рассказ прошлых поколений о самих себе, ценнейший источник наших знаний о жизни людей в те далекие бесписьменные времена, о которых мы можем составить представление лишь на основе археологических памятников. В то же время петроглифы — это яркие образцы изобразительного искусства прошлого, своеобразная «энциклопедия» искусства, помогающая определить пути эволюции первобытного творчества с глубокой древности до средневековья. Значение этого исторического источника трудно переоценить. Он отражает мировоззрение древнего человека, позволяет проникнуть в его духовный мир, приблизиться к пониманию древних верований, в какой-то мере восстановить мифологию и обряды. Изучение петроглифов дает возможность реконструировать представление древнего человека о Вселенной, Земле, о «ближнем» мире, окружающем человека, о его месте в этом мире, дает представление о социальной структуре общества и т. д.
Семантика наскальных изображений — предмет постоянных дискуссий. Каковы причины, побудившие первобытных художников обратиться к кропотливому и нелегкому труду по созданию петроглифов, какой смысл и содержание вкладывали они в свои рисунки — эти вопросы неизбежно встают перед исследователями древнего искусства. Расшифровывать смысл петроглифов — этих памятников духовной культуры первобытного человека — в определенной степени помогают нам этнографические параллели. Ведь в сравнительно недавнем прошлом идеологические представления и обряды народов Сибири включали в себя остатки мировоззрения их древних предков.
Петроглифы Тувы, или бассейна верхнего Енисея, при всем своеобразии, имеют много общих черт с наскальным искусством соседних регионов. Тувинская котловина расположена на перекрестке сухопутных и водных путей, в то же время, она достаточно изолирована, отгорожена горными хребтами. Поэтому здесь интенсивно развивались местные художественные традиции и одновременно пересекались и смыкались традиции Востока и Запада. Как и в других центральноазиатских регионах на верхнем Енисее в искусстве петроглифов преобладает образ горного козла. На скалах выбиты отдельные, изолированные друг от друга фигуры этого животного и значительные их скопления, композиционно связанные. Нередко они сочетаются с другими изображениями – антропоморфными, зооморфными, знаковыми.
Наскальные рисунки, которые можно было бы с достаточной степенью надежности датировать эпохой камня, на верхнем Енисее пока не выделены. Наиболее яркие и ценные в научном отношении петроглифы датированы эпохой бронзы. Встречаются фигуры козлов, собак и др. животных изображения птиц, из них одна гигантских размеров. Не редкость и антропоморфные фигуры – женщины в пышных ритуальных одеяниях, мужчина, вооруженный палицей, личины-маски.
Кстати, по нормам русского языка ударение в слове петроглифы рекомендуется делать на букву «и» (петроглИфы).
информация взята здесь http://rockart-studies.ru/?page_id=53