По пути от Нижнего Новгорода в сторону Арзамаса на горке стоит село Богоявление с великолепным храмом-памятником в честь победы русского оружия в войне 1812 года. Храм был освящен в честь Богоявления Господня в 1826 году.
Немного не доезжая до села, в сторонке от асфальтовой дороги стоит скромный памятный знак «Рубеж обороны города Горький в 1941 году».
Уже в январе 1941 года на совещании у Гитлера по плану «Барбаросса» Франс Гальдер, в то время начальник штаба Верховного командования сухопутных войск вермахта, сделал доклад, основной идеей в котором была следующая формула успеха, с его точки зрения: «Быстрота. Никаких задержек. Не ожидать железных дорог. Достигать всего, используя мотор». В это же время было намечено: сразу же после захвата Москвы, во второй половине сентября, начале октября 1941 года немцы должны вступить в Горький, причем планировалось использовать автодороги, ведущие к городу с запада – Московское шоссе и трассу Горький-Муром, которая была построена, как будто специально, в 1941 году. Гальдер делает вывод, что захват Украины, Ленинграда и Москвы с Горьким сделает страну неспособной к дальнейшему сопротивлению.
В ноябре 1941 года началось беспрецедентное грандиозное строительство рубежа обороны города. Около 350 тысяч горьковчан, в том числе 150 тысяч рабочих и учащихся, зачастую вручную лопатой и ломом, сделали почти невозможное. За два месяца на дальних подступах к городу, в лесах и полях было выполнено 12 миллионов кубометров земляных работ.
Сами по себе эти цифры ни о чем непосвященному человеку не говорят. А вот в сравнении с другими аналогичными – это другое дело. Так вот, все знают такое грандиознейшее сооружение, как Беломоро-Балтийский канал, там было 20 миллионов кубометров.
То есть рубеж обороны Горького оказался меньше одной из самых крупных в мире судоходных рукотворных водных систем всего на 40%, при этом следует учесть, что канал строился 20 месяцев, а рубеж всего 2. Другой пример: крупнейшее ирригационное сооружение в Советском Союзе – Большой Ферганский канал – строился тоже около полутора лет, а объем земляных работ почти сравним с рубежом обороны.
При этом следует учесть, что часть работ проводилась в зимний период, а все знают, что зима 1941-42 годов была очень и очень суровой
К 1 января 1942 года строительство оборонительных сооружений было завершено. 14 января они были приняты специальной комиссией.1134 километра- такова была общая протяженность противотанковых траншей. На оборонительных рубежах было возведено 1116 дотов и дзотов, 1026 землянок, 114 командных пунктов. Танкоопасные направления были перегорожены надолбами, железными «ежами» и завалами. К сожалению, мы сейчас не знаем имен и фамилий этих тружеников из зимы 1941 года. В любом случае они достойны нашей благодарной памяти, потому что задолго до 9 мая 1945 года в тяжелейших условиях они работали во имя Победы и верили в нее!
В 2010 году началась массовая патриотическая акция, посвященная строительству рубежа обороны. Десятки школьных экспедиций прошли по бывшему рубежу, на всех его пересечениях с автомобильными дорогами были установлены памятные знаки. Вот к одному из таких знаков мы и свернули с трассы. Этот знак около села Богоявление был установлен 27 октября 2011 года.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: