Площадь им. Карла Маркса [VI/17607]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Виртуальный,
городской
Класс: Архитектурный
Прогулка
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Ростовская обл.
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Ростов-на-Дону
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 2
РЕЙТИНГ
4.33Нашли: 20
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Вид на памятник Екатерине и собор
Вид на памятник Екатерине и собор
ДК "Красный Аксай"
ДК "Красный Аксай"
Вид на прежний памятник Марксу
Вид на прежний памятник Марксу
Автор: Blackadder
Создан: 10.07.2015
(отредактирован 10.07.2015)

Описание окружающей местности

Площадь Карла Маркса (бывшая Екатериненская) одна из самых красивых и уютных площадей Ростова с богатой историей.

Архитектурный ансамбль площади образуют памятник Карлу Марксу, сквер имени Фрунзе с мемориальным комплексом «Павшим воинам» и Областной дом народного творчества (бывший ДК «Красный Аксай»). Каждый из этих объектов по-своему интересен и уникален.

Сурб Григор Лусаворич и ДК «Красной Аксай»

В свое время Екатерининская площадь была центром армянского поселения, а затем и города, Нор-Нахичеван, основанного в 1779 году. А кафедральным собором города стал Сурб Григор Лусаворич (Собор во имя Св. Григория Просветителя), план которого по поручению Екатерины II был составлен выдающимся архитектором Иваном Егоровичем Старовым. Он в это время возводил Таврический дворец. Предание гласит, что императрица сказала ему: «Ты строишь Таврический дворец, а теперь для таврических переселенцев строй хороший собор».

Свой завершенный вид Собор приобрел в 1814 г. Кафедральный собор Сурб-Лусаворич как храм закрыли в начале 1930-х годов. Его высокую звонницу и купол разобрали сразу, а здание приспособили для детской технической станции. В 1942 году, во время немецкой оккупации, в здании бывшего собора возобновились богослужения, продолжавшиеся до конца 1950-х годов.

Однако, пережив богоборчество первых лет советской власти и оккупацию города, собор не смог пережить антицерковную политику Н.С. Хрущева, обещавшего к 1980-у году показать «последнего попа». Местными властями было инспирировано письмо «от группы рабочих завода Красный Аксай» с просьбой предоставить им место на площади им. К. Маркса для строительства собственного Дома Культуры. И вышестоящие инстанции принимают решение закрыть, а затем и снести Армянский кафедральный собор. Это решение встретило активное сопротивление только что созданного районного отделения ВООПИиК. Однако «нужды трудящихся» возобладали над здравым смыслом и культурной ценностью собора, и в 1963 году собор был взорван. А в 1970-м на его месте соорудили ДК завода "Красный Аксай".

Здание проектировали московские архитекторы, не жалея денег на необычные интерьеры с подвесными потолками и фигуры муз из алюминия. Рельефный фасад был облицован смальтой в сине-желтых тонах: здание красиво сверкало. Однажды, как утверждают городские легенды, первый секретарь обкома партии Бондаренко, не любивший синий цвет, проезжая мимо ДК, увидел, что Карл Маркс стоит на фоне этого сияющего великолепия. Через несколько дней всю смальту сбили отбойными молотками, а уникальные фигуры муз были перенесены на тыльную сторону здания, где и находятся до сих пор.

Памятник Карлу Марксу

Основным композиционным элементом площади является памятник Карлу Марксу. Однако ранее на месте памятника Марксу располагался памятник Екатерины II. Он был установлен в 1894 году в благодарность о выделении мест для поселения армян в крупных городах на юге России (Краснодар, Ростов, Ставрополь). Указ Екатерины II о переселении крымских армян вышел в 1779 году после прошения главы крымской армянской христианской паствы архимандрита Петроса Маркосяна о переселении в Россию с принятием «в вечное подданство Российской империи». На памятнике Екатерине II крупными буквами написали «Императрице Екатерине благодарные армяне».

Однако молодая советская власть не могла примирится с наличием памятников «тиранам и угнетателям». Памятник императрице был снесен, а на его месте, даже на его постаменте был воздвигнут памятник философу и экономисту, учение которого стало политико-философской парадигмой советского строя, Карлу Марксу.

1 мая 1920 года в Ростове-на-Дону был торжественно установлен памятник Карлу Марксу. Памятник Марксу подвергся нескольким изменениям. До установки 28 июня 1925 года памятник был из бронзы, затем его убрали и заменили на бетонный памятник. На нем Карл Маркс был в полный рост, его правая рука заложена за борт сюртука, а левой он опирался на стопку книг. В основании памятника была табличка «Памятник сооружен рабочими Нахичеванского района по постановлению 2-й широкой рабочей конференции от 23 ноября 1924 г». В наши дни данная табличка находится в Ростовском краеведческом музее.

Во время немецкой оккупации памятник, разумеется, был уничтожен. Старожилы утверждают, что его попросту расстреляли из танковой пушки. Но в 1959 году вновь восстановлен, но уже в несколько иной композиции. Памятник Марксу был изготовлен по эскизам скульптора Бибаева. В конце 1990-х представители местной армянской диаспоры предложили восстановить памятник Екатерине II на прежнем месте, но эта инициатива не была поддержана. Вопрос переноса памятника Карлу Марксу и восстановления на его месте памятника Екатерине II вновь стал активно обсуждаться в 2005 году, когда в Ростове был перемещён памятник Кирову. Согласно опросам, против переноса памятника Марксу выступает большинство жителей Пролетарского района.

Мемориальный комплекс «Павшим воинам»

В 1943 году после освобождения города в сквере имени Фрунзе появилась братская могила, где были захоронены более 300 советских воинов и мирных жителей, погибших в период оккупации и в боях за Ростов. В апреле 1957 года у братской могилы был установлен памятник. 9 мая 1959 года на братской могиле зажгли вечный огонь. Почётного права зажечь вечный огонь были удостоены Герои Советского Союза П. А. Самохин и Н. Н. Павленко.

Мемориал представляет собой массивное бетонное полукольцо, установленное горизонтально на двух опорах. На внутренней стороне кольца — металлический барельеф с изображением скорбящей Родины-матери. В правой руке она держит лавровую ветвь. В центре кольца горит вечный огонь. Он обрамлён пятиконечной звездой, которая покоится на 45 сомкнутых штыках. По замыслу авторов мемориала, полукольцо символизирует насильственно прерванную жизнь. Авторы монумента — ростовские скульпторы Э. Г. Мирзоев, А. В. Васильев и архитектор Л. В. Симоненко.

С 9 мая 1975 года у вечного огня по инициативе комсомольских, партийных и пионерских организаций Ростова-на-Дону был установлен юнармейский Пост № 1. Почётный караул несут учащиеся старших классов различных образовательных учреждений города. Продолжительность несения вахты Памяти одной школой — 1 неделя (с понедельника по понедельник следующей недели). Время работы поста с 8:00 до 16:00 ежедневно кроме каникул. Смена часовых и патрульных на мемориале происходит каждые 15-20 минут. В первый день, во время мемориального часа, юнармейцы принимают торжественную клятву. После окончания юнармейцам, сдавшим Пост, выдаётся почётная грамота. Юнармейцы одеты в парадную военную форму. До недавнего времени юнармейцы были вооружены ППШ, потом их сменили АК-74. Первыми на Пост №1 заступила МБОУ СОШ №1. До сих пор, с момента первого заступления на Пост, служба не прекращалась ни на один день.

Этот пост у вечного огня интересен тем, что нигде в стране подобных вахт, кажется, не осталось. Ростов действительно чуть ли не последний город, где школьники знают устав и занимаются маршировкой со строевыми учениями и лекциями по воинской службе.

***

Есть на площади еще один интересный памятник. Увековечить имя живого человека - само по себе уже не совсем обычно. Поэтому городские власти дважды отказывались установить памятник нашему борцу и земляку Вартересу Самургашеву. Но желание восторженных болельщиков - закон. Чтобы разрешить вопрос в их пользу, скульптура по документам формально посвящена не Вартересу, а достижениям Донской федерации греко-римской борьбы в целом. Самургашев же в данном случае выступал в качестве модели: в самом деле, фигуру надо с кого-то лепить! В июле 2004 года на площади Карла Маркса появился-таки памятник олимпийскому чемпиону 2000 года по греко-римской борьбе. Это постамент в виде чаши олимпийского огня, в центре которой - фигура спортсмена с портретным сходством. Кстати, на памятнике высечена такая надпись: «Вартерес Самургашев - первый донской олимпийский чемпион по греко-римской борьбе». Строго говоря, это звание принадлежит Валентину Николаеву, победившему на играх в Мельбурне в 1956 году. Однако из-за того, что он по рождению не дончанин, а только жил в Ростове, почетный титул достался Самургашеву.

Авторский текст по материалам: https://ru.wikipedia.org http://www.kp.ru/ http://ru.hayazg.info http://mir.travel

Описание тайника

Содержимое тайника

Приятная прогулка.

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

Marazm (07.11.2016 19:06:25)
Тайник взяли 04.11.2016 в поездке «Ноябрьские праздники в Ростове» (14 тайников).
На сегодня это был последний тайник. День, начавшийся хмурым небом и холодным дождем, закончился совершенно ясным небом и быстро стынущим воздухом. Но закатное солнце все-таки немножко грело, и мы сели на лавочке неподалеку от памятника, дабы прочесть описание тайника, а также осмотреться и отдохнуть.
Расслабиться не дала стая собак, которая с громким лаем бегала по площади, изгоняя большую собаку с хозяином, которые проявляли упорство и никак не уходили. А я-то думала, что в крупных городах проблему агрессивных собачьих сообществ уже решили. Но, увы, это явно не так.
Тем не менее, переждав собачью свалку, мы пошли читать таблички и искать ответы. Хоть и не сразу, но отыскали все. Потом решили обойти здание ДК и посмотреть на металлических муз, которые были перенесены на тыльную сторону здания.
Да, музы действительно впечатляют. И как такая фантазия могла прийти в голову человеку? Жуть какая-то, вся в острых пиках и зубьях, более похожих на орудия пыток, чем на что-то, что должно вдохновлять на культурные шедевры. Теперь я знаю, как могут выглядеть назгулы. Чтобы это представить, нужно или выпить чего-нибудь горячительного как следует, или нюхнуть, или сойти с ума навсегда. Возможно, что-то подобное с автором и произошло в момент творческого вдохновения? Но понять, как же это было одобрено в советское время, вообще невозможно.
Под ярким впечатлением от увиденного, мы пошли дальше и наткнулись на вполне действующую армянскую церковь. Ну хоть что-то восстановили в нормальном виде. Но неподалеку от входа в церковь мы увидели не менее жуткую скульптурную композицию в виде отрубленных кистей рук. Вздрогнули, ужаснулись. Оказалось, что это – в память о геноциде.
В общем, площадь – это совмещение несовместимого: памятник немцу Марксу + мемориал погибшим от немецких захватчиков, ДК на месте разрушенной церкви + церковь восстановленная, жуткие музы + не менее жуткие руки. А также несколько камней в кустах с выточенными на них композициями, хорошо, что довольно мирного содержания и вполне нормального исполнения. И венчает все это силач местного происхождения.
Ну что ж, Ростов – город контрастов. И это стало несомненным в процессе сегодняшней прогулки!
Aurora Borealis (02.10.2016 22:30:58)
Интересная история. Конечно, она не уникальна, в том смысле, что почти каждое культовое строение в нашей стране имеет в своей летописи цепочку "при царе построили - при коммунистах закрыли - при немцах открыли - при Хрущёве разрушили - при Ельцине вернули остов церкви". И всё же, гуляя по исторической площади, рассматривая старинные открытки с видами Екатерининской площади, под впечатлением от свежепрочитанного кожей чувствуешь связь времён и находишь себя в непрерывном историческом процессе.

Но вот что мы не можем понять. Собор мало было закрыть, порушить и "перепрофилировать". ДК "Красный Аксай" напоминает осиновый кол, вбитый в грудь погребённой ведьмы. Чтоб уже точно не встала. Ведь после резкой смены и внедрения в массы государственной идеологии до разрушения Сурб Григора прошло больше сорока лет. Всё, победили, молодцы. Но нет. Стены храма продолжали точить советских руководителей изнутри, резать глаза, торчать костью в горле. Надо было построить этот коробок не где-нибудь, не рядом, а именно здесь, на пепелище! Утвердиться новым на руинах старого, завершить незавершённое. Чего они боялись? Почему так страшились бывших церквей, в которых не осталось ни единого попа уже к концу тридцатых?

Правда, городская легенда относительно "Красного Аксая" на наш взгляд лукавит. На тыльной сторое ДК смальта-то сохранилась! Наверняка ещё та, которую с фасада безжалостно сбили отбойными молотками. Так вот она не синяя! Она жёлто-красная! А предположить, что товарищу Бондаренко не нравился красный цвет, а не синий, как это утверждает легенда, это уж совсем ни в какие ворота не лезет. Иначе бы первый секретарь обкома тут же отправился бы следом за ней и алюминиевыми музами. На тыльную сторону...

Кстати "муз" явно ковал абстракционист, коих так не любил Никита Сергеевич. Они больше похожи на назгулов, чем на героинь древнегреческой мифологии.

Но и опять непонятно. Ну вот сбили смальту. Перенесли "муз" на заднюю стенку, где их никто не увидит. Ну, сголовотяпничали с психу руководители. Концепт опять сменился, и что?.. Почему муз не вернули на место? Почему на площади до сих пор стоит бородатый фантазёр, ненавидевший славян и русских в частности? Почему Екатерина II, так много сделавшая для России, забыта. Где, спрашивается, статус кво?!

"Не будем воевать с памятниками" - нам говорят. Но почему в этих словах слышится "Давайте утрёмся и проглотим"? Конечно, не будем воевать. Зачем же нам война. Вернём Екатерину, Маркса сдадим в музей утопии, дадим площади её прежнее название и одной справедливостью в мире станет больше. А следующей будут "яйца" площади Советов.

Гуляли здесь 23 сентября. Спасибо Авторам за интересную историю!
NatIn (14.09.2016 17:58:00)
BagiraDove (22.05.2016 22:09:01)
Ната_Ру (19.05.2016 23:06:14)
Bindejka (03.04.2016 21:45:39)
Angel_A (28.02.2016 15:31:25)
BlowFar (23.02.2016 18:43:51)
pupanoid (10.01.2016 20:10:04)
Trankvill (16.12.2015 16:49:51)
N-i-k-s-o-n (15.12.2015 21:09:56)
Poleva (14.11.2015 08:40:23)
KE17 (01.11.2015 22:38:06)
Звезда (01.09.2015 11:46:05)
Scarabingo (27.08.2015 18:15:02)
Dmitry13 (09.08.2015 21:58:19)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115