Крестовоздвиженский храм села Лекарево [VI/17641]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Исторический
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Татарстан респ.
Елабужский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Лекарево
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 3
РЕЙТИНГ
4.33Рекомендаций: 1Нашли: 4
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: mr_bo
Создан: 23.05.2015
(отредактирован 17.07.2015)

Описание окружающей местности

Село Лекарево первоначально называлось Воздвиженское, а также Стырово и было основано во второй половине XVII века, еще в допетровские времена. Село раскинулось в широкой долине, где в бесконечности горизонта теряется проселочная дорога, поблескивает лента речки Анзирки, в туманной синеве тонут очертания еле заметной церковки и освещенных солнцем или погруженных в тень холмов. Этот до боли привычный, знакомый и любимый пейзаж пробуждает в человеке чуть печальное, спокойное и просветленное настроение. Именно в таких уголках русской природы и рождаются одаренные, художественные натуры.

Левобережье Вятки заселялось в основном выходцами из верхневолжских губерний, а также со стороны Перми и Вятки. В конце 1780 года образовывается Вятское наместничество, а в 1798 году – губерния. До 1920 года село входило в состав Вятской губернии Елабужского уезда Граховской волости, (ныне Елабужский район Республики Татарстан). Оно находится в семнадцати километрах от Елабуги, что и по тому времени сравнительно недалеко; богомольцы пешком доходили за 3-4 часа.

В конце XIX столетия Лекарево представляло собой довольно крупное село.

В 1837-1841 годах под руководством графа генерала П.Д.Киселева была проведена широкая система мероприятий – реформа управления государственными крестьянами. Они составляли более трети сельского населения, платившего подати, и находились в ведении Министерства финансов. Цель реформы – поднять благосостояние этой категории крестьян, чтобы облегчить сбор налогов, и показать помещикам пример отношения к крестьянам. Управление государственными крестьянами было передано специально созданному Министерству государственных имуществ. Оно заботилось об удовлетворении хозяйственных и бытовых нужд подведомственных крестьян, проводило размежевание земель и увеличивало наделы малоземельных, создавало семенной фонд и продовольственные магазины (склады) на случай неурожая, следило за справедливой раскладкой налогов, открывало в деревнях начальные школы и больницы.

Реформа улучшила также правовое положение государственных крестьян. Впервые в России вводилось выборное местное крестьянское самоуправление на уровне волости (6 тыс. жителей мужского пола) и села (1500 душ крестьян). Для разбора мелких мирских тяжб избирались сельские и волостные суды.

Первая деревянная церковь на селе была освящена еще в петровские времена, в 1708 году. В начале XIX века сельчане, как и жители многих других казенных деревень (в частности, села Кураково, ныне Менделевский район), были приписаны к Ижевскому оружейному заводу, а это означало, что вместо подушной подати они должны были отрабатывать на заводе до шестидесяти дней в году.

Каменный Крестовоздвиженский храм построен по инициативе выпускника Казанской духовной семинарии, священника Василия Гавриловича Лекарева, служившего здесь в 1798-1836 годах. Его дед, а также отец, Гавриил Семенов (1736-?), служили в этом приходе в 1770-1798 годах. Василий Гаврилович добился от руководства Ижевского завода выделения средств на постройку нового трехпрестольного каменного храма.

Проект церкви в 1812 году составил архитектор Ижевского оружейного завода Семен Емельянович Дудин. Он был учеником великого русского зодчего Андрияна Дмитриевича Захарова (1761-1811), который создал в Петербурге один из шедевров русской архитектуры – здание Адмиралтейства (1806-1823), собор в Кронштадте (1806-1817, не сохранился). По проекту Захарова Дудин построил в Ижевске в 1820-1823 годах одну из архитектурных жемчужин города – Александро-Невский собор. Многие его постройки в Ижевске считаются выдающимися памятниками архитектуры.

Церковь в Лекарево строилась долго, по мере поступления средств. В 20-е годы XIX века подрядчиками были елабужские купцы братья Новиковы, отстраненные за недобро-порядочность, – с этим и была связана задержка в строительстве. Отделочные работы осуществлял крестьянин князя Урусова из Нижегородской губернии Семен Иванович Копорулин. Кстати, подрядчики князей Урусовых Иван Кузьмич Калашников и его сын Иван возводили в 20-е годы XIX века Троицкую церковь в селе Большая Качка Елабужского уезда. Как видим, нижегородские церковные строители достаточно давно и основательно освоили глубинку Вятской губернии.

Приделы во имя святой мученицы Параскевы Пятницы и во имя святого мученика Власия были освящены в 1830 году, а главный престол – в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня – только в 1845 г.

Крестовоздвиженская церковь в Лекарево представляет собой яркий образец классицизма. Выполнена на высоком художественном уровне, в ее композиции и оформлении виден почерк талантливого мастера.

В приход входили две соседние деревни: Большие и Старые Армалы.

В начале XX века приход села Лекарево считался в Вятской епархии одним из благоустроенных. Но с приходом к власти большевиков на православную Церковь воздвиглись неисчислимые гонения. Храмы разрушались, священнослужители высылались или расстреливались, святыни уничтожались. Все тяготы этих ужасных гонений претерпели на себе священнослужители и прихожане Крестовоздвиженского храма.

После событий октября 1917 года государственно-религиозные отношения в стране вступили в новую фазу своего развития. Их суть определялась нетерпимостью идеологии большевизма к религиозному инакомыслию. Декрет СНК от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» стал программным документом религиозной политики нового государства, который декларировал невмешательство государства в дела церкви.

Последующие годы стали продолжением антирелигиозного натиска. Вопрос о Крестовоздвиженской церкви решался в октябре-ноябре 1933 года, когда было проведено шесть собраний местной партячейки ВКП(б), комсомольских активистов, членов колхоза «Власть Советов», учащихся школы I ступени, которые вынесли постановление о передаче культового здания под клуб.

В качестве аргументов в пользу этих решений выдвигались необходимость культурного учреждения, отсутствие богослужений, большие недоимки за церковь. Елабужский РИК 11 ноября 1933 года удовлетворил ходатайство и направил материалы в ТатЦИК. Однако верующие не согласились с таким ходом событий и обжаловали решение райисполкома сначала в ТатЦИКе, а потом и во ВЦИКе.

В Центральный Исполнительный

Комитет Татреспублики

от религиозного

общества с.Лекарево

Прошение

С 1932 г. в нашей церкви не производилось богослужение за неимением служителя культа. Теперь мы нашли священника и хотели бы начать службу в церкви, т.к. культовое здание находится в

нашем распоряжении. Все налоги, страховку и земельную ренту по извещениям мы исправно оплачивали, и община наша официально не закрыта.

Но Лекаревский сельсовет и Елабужский РИК не разрешили нам открыть богослужения на том основании, что за нами оказалась задолженность по налогу со строений за 1932 и 1933 годы, сумма которая вместе с пени больше 3000 рублей.

Эта задолженность образовалась совершенно не по нашей вине, т.к. кроме произвольно высокой ставки налога нам к тому же не дали ни одного извещения о налоге, так что мы совершенно не знали о существовании этого налога на нашу церковь.

Но несмотря на это, мы обязуемся погасить эту задолженность при условии, если будет производиться в нашей церкви богослужение и задолженность будет рассрочена на несколько сроков.

Мы все колхозники, т.к. наше село на 100% коллективизировано, но все мы люди верующие и наши религиозные убеждения не только не мешают нам быть в колхозе, но наоборот, помогают нам честно исполнять свои колхозные обязанности. Отсутствие же службы в нашей церкви представляет нам большие неудобства и затруднения.

Для удовлетворения своих религиозных потребностей нам приходится ходить и ездить за 25 км в Елабугу, на что уходит много труда и времени, так необходимых нам для обслуживания нашего колхозного хозяйства. От религии же ни при каких обстоятельствах отказываться не можем.

Поэтому убедительно просим Татарский Исполнительный комитет разрешить нам производить богослужение в нашей церкви и рассрочить задолженность по нашей церкви до 1934 года.

Настоящее прошение доверяем представить и ходатайствовать перед ЦИК гражданке Агафье Михайловне Масленниковой.

Представители Лекаревского

религиозного общества

(всего 16 подписей)

На заседании Секретариата ТатЦИКа 7 января 1934 года ходатайство Елабужского РИКа о закрытии церкви с. Лекарево было удовлетворено. После поступления жалобы в Президиум ВЦИКа последний 10 мая 1934 года отменил постановление и оставил церковь в распоряжении верующих.

Президиум Российского ЦИКа Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов

Постоянная комиссия по вопросам культов

№2/Тат.

28.03.1934 г.

Куда: Казань, в культовую комиссию при ТатЦИКе

ВЦИК принял от граждан с. Лекарево Елабужского района обжалование закрытия церкви. Вышлите копию постановления ТатЦИКа и доклад с исчерпывающими сведениями.

До решения дела ВЦИКом устраните изъятие здания церкви и оставьте его в пользовании верующих.

Срок исполнения 3-х декадный.

Ответсекретарь комиссии Воробьев

Консультант Орлеанский

 

Выписка из протокола №114

от 10 мая 1934 г.

Президиума Всероссийского ЦИК Советов

Слушали: Постановление Президиума ЦИК ТАССР от 7 января 1934 г. о ликвидации церкви в с. Лекарево, Елабужского района

Постановили: Постановление Президиума ЦИКа отменить, указанную церковь оставить в пользовании верующих.

Секретарь ВЦИК

А.Киселев

Однако это решение не было выполнено: храм продолжал использоваться под склад зерна.

Понятно, что местная власть не заботилась о сохранности и ремонте этого сооружения и церковь по истечении времени пришла в негодность.

Источник: Казанская семинария

Описание тайника

Содержимое тайника

Знакомство с историей

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

fendermgn (25.08.2016 15:17:55)
Посетил по дороге в Казань 15.08.2016, очень сильно был шокирован масштабами... Жаль что никому нет дела до восстановления... Ответ на вопрос не искал - был увлечен росписями и красотой строений)
masterufa (01.08.2016 09:02:15)
Посетили 29.07.2016. Ответ на вопрос найден, зачет получен.
Dalnoboyshik (15.07.2016 12:22:12)
lastochka491 (14.10.2015 14:16:54)
Байдерины (04.10.2015 14:15:58)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115