Сад святого Михаила [VI/17688]

главный вход в собор Орсанмикеле
главный вход в собор Орсанмикеле
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Музей/экскурсия
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Италия
Тоскана р-н
Ближайший нас.пункт
Флоренция
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 5
Рейтинг
5.00Рекомендаций: 1Нашли: 7
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
табернакль Орканьо
табернакль Орканьо
вот они - шедевры!
вот они - шедевры!
вид с 3-го этажа
вид с 3-го этажа
вид с мостика на гильдию суконщиков
вид с мостика на гильдию суконщиков
Автор: ParTa
Создан: 25.07.2015
Опубликован: 25.07.2015
(отредактирован: 25.07.2015)

Описание окружающей местности

Если вам посчастливится быть во Флоренции в понедельник, когда большинство ее известнейших музеев не работает, то не огорчайтесь, не сомневайтесь и отправляйтесь в церковь-музей Орсанмикеле.

Церковь Орсанмикеле (Chiesa di Orsanmichele) – это одна из самых необычных церквей во Флоренции. Расположена она между Дуомо и Понте-Веккьо, в 200 – 300 метрах от них по адресу Via Arte della Lana. На этом самом месте еще в VIII столетии располагался женский монастырь, к которому прилегали обширные земли и небольшая церковь, посвященная святому архангелу Михаилу. Поблизости был монастырский огород, за что церквушка и стала  именоваться «Церковью Святого Михаила у огорода» (в других вариантах перевода -  «Сан-Микеле в саду»), а по-итальянски - San Michele in Orto, Or San Michele, а сокращенно – Orsanmichele.

Церковь Orsanmichele привлекает туристов роскошным убранством, которое было создано стараниями мастеров эпохи Возрождения, а также необычным архитектурным исполнением, что неудивительно, так как современный вид данного здания формировался на протяжение нескольких столетий. За длительное время своего существования здание, внешне совсем не похожее на церковь, была и торговыми рядами, и архивом герцога Тосканского, и церковью, а в целом — одной из удивительнейших флорентийских построек.

Первоначальное здание женского монастыря уже к концу XIII столетия сильно обветшало. Из-за чего и было снесено, а на его месте сделали крытые торговые ряды, где в открытой лоджии с пилястрами, построенное по проекту Арнольфо ди Камбио, велась торговля зерном. В память о церкви, которая находилась тут до этого, на стенах установили образ Богоматери, обладающий чудодейственной силой. Однако эта икона в 1304 году сгорела в пожаре. В 1336 году флорентийская коммуна начала строительство нового рынка (он существует до сих пор), а Братство Орсанмикеле решило возродить старый, погибший в пожаре образ Мадонны, и в 1346 году заказало Бернардо Дадди написать новую икону «Маэста» (итал. maestà — величание, возвеличивание — разновидность изображения Богоматери, сложившаяся в Италии в XIII веке), опираясь на сохранившиеся копии. В 1347 году Бернардо Дадди была создана «Мадонна с Младенцем», которая заменила уничтоженную фреску Богоматери. Жители же  Флоренции были уверены в том, что старая фреска восстала из пепла.

В результате реставрации 1337 – 1350 годов было  выстроено строение прямоугольной лоджии, которое и сохранилось до наших времен. Свою роль в истории искусства церковь стала играть с 1348 г., когда Европу охватила первая волна чумы. Церковь Орсанмикеле в это время разбогатела: выжившие в эпидемию чумы пожертвовали приходу из чувства вины или в покаяние 350 тысяч флоринов, что превышало годовой бюджет города и позволило церкви заказать большой табернакль из мрамора (в готической архитектуре - декоративно оформленная ниша со статуей святого) для размещения «Мадонны». Заказ на создание табернакля получил Андреа Орканья. Художник работал над ним приблизительно с 1352 по 1360 год (по другим данным с 1355 по 1360 год). Для разделки и обработки мрамора была собрана бригада мастеров, в отделке табернакля были применены золото, мозаика и ляпис-лазурит. Первый искусствовед и биограф художников Возрождения Джорджо Вазари отмечал, что в ходе производства Орканья применял необычные технические решения, позволявшие добиться более качественных результатов, в частности скреплял части полированного мрамора при помощи медных скоб «без всякой извёстки» и «благодаря этим связям и скрепам, изобретённым Орканьей, кажется, что вся капелла высечена из одного куска мрамора». Великолепный ажурный, переливающийся в свете свечей фасад табернакля, в глубине которого покоится священный образ «Мадонны», создавал впечатление миража. В 1365 году правительство Флоренции объявило народу, что «Мадонна» Орсанмикеле является особой покровительницей города. 

Фасад табернакля обращён к зрителям, но задняя его сторона скрывает великолепный рельеф с изображением «Успения Марии» и «Вознесения». Рельеф поделён на два уровня; в нижнем Орканья изобразил «Успение Марии», разместив сцену в пространстве, напоминающем пещеру. В толпу, окружающую смертный одр Марии, по мнению Вазари, Орканья включил свой портрет — крайний справа мужчина с головой, покрытой капюшоном. В верхнем уровне находится «Вознесение Марии», которое художник разместил на фоне изразцовой стены под архитектурным сводом. Орканья намеренно создал контраст для демонстрации разницы между миром земным и раем, куда возносится Богородица. Несмотря на мистику события и религиозную возвышенность образа художник изобразил Марию в обычном капюшоне, которые носили флорентийские дамы того времени в полном соответствии с требованиями современной им интернациональной моды.

Многочисленные статуи и рельефы табернакля, по мнению учёных, отражают представления об истинном учении, бытовавшие в Доминиканском ордене. Об этом свидетельствуют статуи двенадцати апостолов, размещённые на карнизах импостов колонн табернакля, свитки с текстом Символа Веры на латинском языке (начало — CREDO IN UNUM DEUM — держит св. Пётр); украшение угловых колонн с ангелами на вершинах, которые охраняются львами гвельфов, а также фигура на вершине фронтона архангела Михаила с обнажённым мечом — защитника Церкви. Кроме того, рельефы цоколя были задуманы в качестве учебного пособия, наставляющего в истинной вере. Они представляют собой сцены из жития Марии, выстроенные по кругу наподобие чёток, состоящих из восьми основных звеньев и из двадцати трёх меньших по размеру, переплетённых между собой промежуточных звеньев с изображениями пророков и пятнадцати аллегорий добродетелей. Последние соответствовали классификации в трактате Фомы Аквинского «Сумма теологии». Число изображений соответствовало 15 молитвам «Отче наш», 15х10 «Ave Maria» и 15 молитвам «Слава Отцу», из которых состоит цикл молитв чёток (или «Розарий»). Как известно, его составление доминиканцы приписывали основателю своего ордена.

Поскольку торговля зерном мало сочеталась с великолепным табернаклем работы Орканьи, рынок был перенесён в другое место. С этого времени нижний этаж Орсанмикеле служил исключительно религиозным целям, и впервые в истории Флоренции торговля уступила перед искусством. В 1380 году были надстроены два новых этажа, помещения на втором этаже стали использоваться в качестве контор, а третий этаж был отведен под главное зернохранилище города, которое выполняло функции запасного зернохранилища вплоть до начала XVI в. В облике Орсанмикеледо сих пор можно увидеть специальных желоба, по которым высыпали зерно.

Внешние аркады с богато украшенными окнами, которые неизменно привлекают сегодня внимание туристов, появились в 1367 г., чуть выше них расположены медальоны с гербами флорентийской республики и гильдий (некоторые из них изготовлены знаменитым Лука делла Роббиа). В 1404 году по совместному решению всех ремесленных гильдий, существовавших тогда во Флоренции, был начат проект по украшению здания скульптурами святых покровителей ремесел. В последующие десятилетия цеховые гильдии пожертвовали средства на создание скульптур своих святых покровителей и других святых, разместившихся в 14 нишах на четырёх внешних стенах церкви. Цеховые гильдии были достаточно богаты, чтобы нанимать известных художников: Нанни ди Банко, Донателло, Лоренцо Гиберти, Филиппо Брунеллески и Андреа дель Вероккьо. 

Странное соседство шедевров итальянского Ренессанса и складских помещений продолжалось на протяжение более ста лет, и только во второй половине XVI столетия герцог Тосканы Козимо I Медичи принял решение перенести зернохранилище в другое место, чтобы использовать освободившиеся вследствие этого помещения для хранения своих архивов и устройства торжественных приемов в роскошных апартаментах первого этажа. И лишь в середине прошлого столетия все скульптуры, хранящиеся в Орсанмикеле, были заменены на искусно выполненные копии, а оригиналы перенесли в музей, расположенный на втором и третьем этажах собора Орсанмикеле. 

В настоящее время Орсанмикеле функционирует одновременно как собор, и как музей. Внутренняя часть собора – позднеготическая, в двух нефах. Стены, своды и пилястры расписаны фресками работы Лоренцо ди Биччи, Мариотто ди Нардо и Франко Сакетти. Периметр стен и пилястры украшены также многочисленными скульптурами святых. При посещении церкви невозможно не обратить внимание на витражи с циклом историй жития Богоматери работы Никколо Пьетро Джерини (1395 – 1405). В интерьере церкви – уже упомянутый мраморный табернакль Андреа Орканья (1349 – 1359), обрамляющий «Мадонну с Младенцем» Бернардо Дадди (1347), алтарь святой Анны, с мраморными скульптурами святой Анны, Богоматери и Младенца работы Франческо да Сангало (1526). Для прохода на верхние этажи, где сейчас размещаются оригинальные статуи святых работы величайших скульпторов флорентийского Возрождения нужно воспользоваться крутой внутристенной лестницей слева от главного входа в собор, в северо-западном углу здания. Интересно наблюдать за многочисленными студентами художественной академии, которые сидят в нишах высоких окон, копируя эти статуи. Дополнительными бонусами посещения музея Орсанмикеле будут прекрасный панорамный вид на Флоренцию через высокие и широкие окра 3-го этажа, а также выход на мостик между Орсанмикеле и расположенным рядом с ним средневековым палаццо гильдии шерстяников, а затем - выход на улицу по красивой лестнице этого палаццо.

Сегодня вход в музей-собор Орсанмикеле открыт для широкой публики. Собор Орсанмикеле работает ежедневно с 10 утра до 5 вечера, а музей (включающий и посещение собора) открыт только по понедельникам в то же время. Что немаловажно - посещение данной достопримечательности является бесплатным, что составляет выгодный контраст с большинством ее музеев.

Использованы материалы сайтов:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Орсанмикеле

http://www.cult-turist.ru/place-interes/one-place/392/?plint=392&q=497

http://www.earth-tour.ru/dostoprimechatelnosti/florentsiya/tserkov-orsanmichele-orsanmikele.html

http://turbina.ru/guide/Florentsiya-Italiya-119590/Zametki/Orsanmikele-takaya-neobytchnaya-tserkov-57660/

http://prirodadi.ru/krasivie_mesta_mira/opisanie-odnoy-iz-glavnyih-dostoprimechatelnostey-florentsii-tserkvi-orsanmichele.html

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Эндрио (08.11.2018 09:23:45)
На втором этаже к нам подошла женщина и предложила бесплатно услуги экскурсовода, получилась классная экскурсия с отличными видами с третьего этажа.Зачёт!
pupanoid (21.09.2018 10:04:50)
Заглянули по пути на мост Векью. Зачёт получен
Байдерины (09.09.2018 14:18:50)
delia и shimp (10.07.2018 14:17:58)
КАА178 (14.06.2018 19:52:29)
lega4 (30.12.2017 21:18:00)
Seriy Volk (14.10.2016 21:45:26)
AlexDonor (06.06.2016 17:07:14)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.