Титановый пожар [TR/1769]

Крест на месте катастрофы
Крест на месте катастрофы
Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Не определен
Размер: Неизвестно
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Калужская обл.
Козельский р-н
Ближайший нас.пункт
Сосенский
Оценки тайника[?]
Доступность: 2
Местность: 3
Рейтинг
3.62Нашли: 40
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Памятник экипажу
Памятник экипажу
Самолет Ан-8
Самолет Ан-8
Автор: Железнодорожник
Создан: 26.08.2006
Опубликован: 31.08.2006
(отредактирован: 22.03.2007)

Описание окружающей местности

     В шестидесятые годы в производстве авиационных двигателей стал применяться титан. Этот металл по удельному весу, механическим качествам и термопрочности имел преимущества по сравнению со сталью. Применение его в двигателях позволяло снизить их удельный вес. Но применение титана потребовало некоторых технологических и конструкторских новаций: при всех своих полезных свойствах, он обладал низкой температурой возгорания. А загоревшись, превращался в страшную, разрушительную силу.
     Если на самолете возникал пожар топлива, то температура горения достигала немногим более 1000 градусов. Такой пожар давал экипажу время для его обнаружения, и применения мер тушения или покидания самолета. Горение титана напоминает по своим свойствам термитную реакцию. Температура здесь достигает 3000 градусов. Пламя такого пожара режет легкоплавкую алюминиевую конструкцию, как нагретый нож сливочное масло. Разрушение идет столь стремительно, что экипаж оказывается в крайне трудном положении.
     В обычных условиях титан возгореться не может, даже достигнув температуры возгорания - для его горения требуется слишком много кислорода. Но в турбореактивном двигателе, в котором компрессор сделан из титана, температура достаточно высокая, а кислорода более чем достаточно: через компрессор проходят сотни кубометров воздуха в секунду.

     27 сентября 1988 г. самолет Ан-8 (бортовой номер CCCP-48101), принадлежавший министерству авиационной промышленности, выполнял грузовой рейс. Где-то в районе стыка границ Тульской, Калужской и Орловской областей, в одном из двигателей самолета из-за разрушения топливопровода или иного узла (точных данных на этот счет нет), начался пожар. При этом очаг возгорания находился вне района установки пожарных датчиков, и аварийный сигнал на пульте бортмеханика не загорелся. Топливо вытекало и частично сгорало, двигатель стал работать неустойчиво. Экипаж уменьшил режим работы двигателя и стал наблюдать за параметрами, пытаясь понять причину такого странного его поведения. Через некоторое время пожар распространился по мотогондоле, сработала система пожаротушения. К этому времени бортмеханик, осмотревший двигатель через боковой иллюминатор, обнаружил выбивающееся наружу пламя.
     Применение оставшихся очередей системы пожаротушения эффекта не дало, температура в очаге возгорания достигла критических величин. Попытка экипажа сбить пламя, выполняя маневр скольжения (а что еще им оставалось?), привела лишь к обратному результату – из-за увеличения количества поступавшего воздуха, температура еще более повысилась, начался титановый пожар. Плоскость крыла в районе установки двигателя прогорела насквозь и разрушилась. На большой скорости и с большим креном, самолет рухнул на лес в окрестностях поселка Сосенский Козельского района Калужской области.

     Рейс не был пассажирским, и катастрофу гораздо проще было замолчать. До сих пор нигде, кроме нескольких архивов, не найти материалов по этой трагедии. Пусть хотя бы этот материал будет лежать в Сети как память о экипаже самолета Ан-8 СССР-48101:

Обухов Владимир Алексеевич – командир корабля
Сухарев Александр Николаевич – 2 пилот
Каторгин Константин Николаевич – штурман
Алекссев Николай Спиридонович – бортрадист
Шляпин Валентин Федорович – бортмеханик


Были частично использованы материалы из книги А.А.Щербакова «Летчики, самолеты, испытания», а также помощь сообщества AVIA.RU.

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Marina&Co (01.09.2020 11:30:56)
С тайниками в этой поездке нам не повезло: в очередной раз не нашли. GPS даёт изрядную погрешность, по фото ориентироваться трудно, по описанию - тем более. Подозреваю что "полусгнившие спиленные брёвна" сгнили окончательно, найти тайник теперь та ещё задача.
zepr (29.07.2019 11:56:46)
Нашли только нишу от контейнера. Восстановили и немного прикопали.
crazydocor (24.08.2018 14:43:07)
макс и сцветка (02.05.2018 22:37:18)
Hen (26.07.2017 23:23:39)
DeXN (13.04.2016 01:44:59)
DisaV (17.05.2015 13:36:14)
Detroit (27.07.2014 16:07:41)
hank (13.07.2014 20:01:29)
Кабан75 (11.05.2014 11:42:16)
Кочевники (19.08.2013 14:29:53)
Aleslav (29.07.2013 08:58:03)
sergeyvxc (20.05.2013 19:01:25)
Nemo53817 (07.11.2012 21:29:29)
Timon & D@N@ (29.06.2010 17:06:56)
Sweetsand (03.05.2010 18:33:41)
SLAM™ (03.05.2010 10:15:41)
miha_moz (12.10.2009 11:28:43)
Инструктор (12.05.2009 10:33:13)
ЖЖ и Chuma (05.05.2009 10:41:19)
Семья Тумановых (31.08.2008 20:24:42)
Doctor_kesh (26.07.2008 20:35:49)
Ars-techno (08.06.2008 10:55:58)
Feodor (28.01.2008 01:53:15)
Sezarin (31.10.2007 15:00:33)
Роман, Ольга (15.10.2007 21:58:45)
Левша (27.07.2007 17:41:31)
Мурзики и Зайцы (02.04.2007 23:47:15)
F@lX (26.01.2007 23:07:25)
Lidok+MikeAB (06.11.2006 22:25:21)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.