«Принимаю ответственность на себя» [VI/17695]

Адмирал флота Н.Г.Кузнецов
Адмирал флота Н.Г.Кузнецов
ТАЙНИК
Тип: Виртуальный,
городской
Класс: Замечательные люди
Исторический
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Архангельская обл.
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Архангельск
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 3
РЕЙТИНГ
5.00Нашли: 12
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Вид с набережной Северный Двины на о. Соломбала
Вид с набережной Северный Двины на о. Соломбала
Лодочная станция. Набережная Северной Двины
Лодочная станция. Набережная Северной Двины
Автор: Rogneda
Создан: 26.07.2015
(отредактирован 20.03.2016)

Описание окружающей местности

Наш тайник создан в последнее воскресенье июля и приурочен к  празднованию Дня Военно-Морского Флота. Благодаря именно этому человеку, о ком пойдет речь в нашем тайнике, День Военно-Морского Флота как общенародный и военно-морской праздник  вошел в историю нашего государства.

    Сын казённого крестьянина Герасима Фёдоровича Кузнецова, Николай  Кузнецов родился 24 июля 1904 г. в  деревне  Медведки, (Великоустюжский уезд, Вологодская губерния, Российская империя; ныне -  Котласский район, Архангельская область).

     С 1917 года Николай - рассыльный Архангельского порта. В 1919 году 15-летний Николай Кузнецов вступил в Северо-Двинскую военную речную флотилию, приписав себе два года, чтобы быть принятым (ошибочный год рождения (1902-й) до сих пор встречается в некоторых справочниках). В 1921—1922 годах  -  строевой Архангельского флотского экипажа. C 1922 года служил в Петрограде, в 1923—1926 учился в Военно-морском училище им. Фрунзе, которое окончил с отличием 5 октября 1926 года. Местом службы выбрал Черноморский флот и крейсер «Червона Украина», первый из построенных в СССР крейсеров (командир батареи, командир роты, старший вахтенный начальник).

    В 1929 – 1932гг.  - является слушателем Военно-морской академии, которую также окончил с отличием. В 1932 - 1933  -  старший помощник командира крейсера «Красный Кавказ». С ноября 1933 по август 1936 назначен командующим  крейсера «Червона Украина», где довёл до совершенства систему боевой готовности одиночного корабля и сделал крейсер образцовым. Карьера Николая Кузнецова стремительно пошла вверх. На крейсер «Червона Украина» зачастили высшие руководители государства. Сталин приметил молодого и талантливого моряка.

     В 1936 году в Испании поднялся мятеж против республиканского правительства. Германия начала снабжать мятежников оружием. Государство СССР поддержало республику. В августе 1936 года Николай Герасимович Кузнецов отправлен на гражданскую войну в Испанию, где был главным военно-морским советником республиканского правительства (принял псевдоним дон Николас Лепанто, в честь самой великой морской победы Испании). Его задачей было обеспечить доставку морем помощи республиканцам. Авиация фашистов бомбила порты, срывая поставки. Николай Кузнецов организовал дежурство истребителей над портом и максимально сократил время разгрузки. Теперь грузы приходили без перебоев. Участвовал в подготовке и проведении боевых операций республиканского флота, обеспечивал приём транспортов из СССР. Еще в Испании он убедился в способности авиации наносить мощные удары по кораблям. Готовность флота всегда должна быть высокой. За деятельность в Испании награждён орденами Ленина и Красного Знамени.

    После 1930 года ведущие морские державы развернули обширное строительство боевых кораблей. СССР тоже приняло решение создать мощный военный флот. Вождь был захвачен идеей постройки линкоров и тяжелых крейсеров, однако боевой опыт Николая Кузнецова доказывал, что без воздушного прикрытия надводные корабли не могут действовать эффективно. Кузнецов создал проект авианосца, но Сталин, обычно считавшийся с мнениями специалистов, отложил строительство плавучего аэродрома на 5 лет. Для защиты кораблей с воздуха  Николай Кузнецов приступил к созданию береговой авиации. На флотах формировали полки истребителей, бомбардировщиков и торпедоносцев.

     С августа 1937 года Николай Кузнецов - капитан 1-го ранга и заместитель командующего, с января 1938 года по март 1939 года  -  командующий Тихоокеанским флотом. 2 февраля 1938 года присвоено очередное воинское звание флагман 2-го ранга. Силы флота под командованием Кузнецова поддерживали действия сухопутных сил во время боёв у озера Хасан.

      В марте 1939 года Кузнецов переводится в Москву на должность заместителя Наркома ВМФ СССР.

Предвоенные годы: самый молодой Нарком ВМФ СССР.

    29 апреля 1939г. 34-летний Кузнецов назначен Народным комиссаром ВМФ СССР: он был самым молодым наркомом в Союзе и первым моряком на этой должности (ранее наркомами были комиссар Смирнов и чекист Фриновский; оба они были активными организаторами репрессий на флоте и оба сами стали их жертвами).

     Николай Герасимович Кузнецов внёс большой вклад в укрепление обезглавленного чистками флота перед войной; провёл ряд крупных учений, лично посетил множество кораблей, решая организационные и кадровые вопросы. Стал инициатором открытия новых морских училищ и морских спецшкол (впоследствии нахимовских училищ). Также его приказом в 1939 году была сохранена старая Петербургская инженерная научно-педагогическая школа, был возвращён обратно в Ленинград Морской инженерный факультет, и под именем ВИТУ восстановлена Николаевская инженерная научно-педагогическая школа. При его активном участии были приняты дисциплинарный и корабельный уставы ВМФ.

      Нарком стремится привлечь к флоту внимание общественности. По его инициативе 24 июля 1939 года  в стране было принято решение о  праздновании Дня Военно-Морского Флота в последнее воскресенье июля.  Он возобновил забытые на флоте традиции, помогавшие воспитанию личного состава. При введении генеральских и адмиральских званий в июне 1940 года ему было присвоено звание адмирала. Его приказом в 1941 году было создано первое водолазное специальное подразделение РОН (Рота особого назначения).

 Великая Отечественная война: «Принимаю ответственность на себя».

    В Европе разбушевалась война. Главком флота сосредоточил силы на создании системы готовности флота к  войне. В 1941 году 14 июня Николай Кузнецов лично доложил Сталину о том, что немецкие суда срочно начали покидать советские порты, следовательно, через 5-7 дней можно было ожидать нападение Германии. Сталин назвал главкома провокатором,  сказав, что уже на следующий день выйдет постановление ЦК об опровержении панических слухов о предстоящем нападении. Миф о внезапном нападении был создан, чтобы оправдать катастрофу 1941 года, но еще 21 июня в 20:00 Сталин отдал приказ Генеральному штабу о приведении войск в полную боевую готовность.

      О флоте вспомнили только в 23:00. Николая Кузнецова срочно вызвали в генштаб,  где Тимошенко диктовал Жукову телеграмму в округа. Главкому была брошена фраза: «Сегодня ночью возможно нападение немцев». Николай Кузнецов накануне нападения Германии на СССР срочно  принял действенные меры по повышению боеготовности флотов, а в ночь на 22 июня отдал приказ о приведении флота в полную боевую готовность. А телеграмма Жукова в приграничные округа была отправлена только в полпервого ночи 22 июня.

     Флот готовился к битве на море, но корабли противника не появились. Фашистская авиация начала бомбить наши рейды. 24 июня фашистские войска прорвались к немецкой базе в Лиепае. Гарнизон города и моряки держались пять дней, эсминцы, заблокированные минами в бухте, пришлось взорвать. Угроза нависла над главной базой Балтийского флота. Сухопутные войска начали отступление, а приказа от командования на действия флота не поступало. Николай Кузнецов, не дожидаясь команды, решил лично перевести флот в Кронштадт из Таллинна. Несмотря на большие потери главные силы флота прорвались. Еще в первые месяцы войны Николай Кузнецов лично разработал план удара по Вильгельму. В ночь на 8 августа 1941 года 15 бомбардировщиков Балтийского флота взяли курс на Берлин. Это был наш первый успех в войне.

     Мощная артиллерия флота стала основным препятствием для штурма Ленинграда. Линия блокады установилась по радиусу дальности стрельбы орудий - 24 километра. За время войны почти 20000 моряков сошли на берег. Возрождалась морская пехота, созданная еще Петром I.  Морскими пехотинцами закрывали бреши на фронте. В лобовых атаках погибали опытные моряки, на обучение которых затрачивались годы.

   Советский флот успешно участвовал в операциях великой отечественной войны, что стало возможно, благодаря созданной Николаем Кузнецовым эффективной системы взаимодействия ВМФ с сухопутными войсками. Во время войны Кузнецов оперативно и энергично руководил флотом, координируя его действия с операциями прочих Вооружённых Сил. Был членом Ставки Верховного Главнокомандования, постоянно выезжал на корабли и фронты. Флот предотвратил вторжение на Кавказ с моря. Большую роль в противодействии противнику сыграли морская авиация и подводный флот. ВМФ оказывал помощь союзникам, а кроме того, сопровождал корабли, идущие по Ленд-лизу. Значительная роль уделялась морскому образованию и учёту опыта войны.

    В 1944 году  Николаю Герасимовичу Кузнецову было присвоено звание «адмирал флота»( 25 мая 1945 года это звание приравнено к званию Маршала Советского Союза и введены погоны маршальского типа ). Еще не окончилась война, а главком составил новую судостроительную программу. Как и предвидел Николай Кузнецов - авианосцы превратились в основную силу на море. Этот факт был главным в его новом плане. Во время войны отсутствие специальных судов несло большие потери при высадке десанта, поэтому вторым приоритетным направлением новой программы стали десантные корабли. Но судостроение, не имевшее опыта постройки таких кораблей, ограничилось лишь проектами.

    Со 2 февраля 1945 года Н. Г. Кузнецов — член Государственного Комитета Обороны (ГКО). В 1945 году участвовал в составе советской делегации в работе Крымской и Потсдамской конференций руководителей трёх союзных держав.

14 сентября 1945 года Кузнецову присвоено звание Героя Советского Союза.

Послевоенные годы: от главкома ВМС до контр-адмирала.

    Окончилась война. В новых условиях у главнокомандующего ВМС главными проблемами стали возрождение и строительство современного ВМФ, установление его места в системе Вооруженных Сил страны и его организация с учетом опыта минувшей войны и стратегии государства. При Н. Г. Кузнецове в ВМФ разрабатывается сбалансированная десятилетняя программа военного судостроения, в которой намечалось даже строительство авианосцев. Он рано понял и высоко оценил перспективность использования на флоте ядерной энергии для кораблей и подводных лодок. Свои мысли об этом он высказывал на совещаниях в 1946 году, в письме и докладе Генералиссимусу И. В. Сталину 30 сентября 1946 года.

   Настойчивость и деятельность Кузнецова, направленные на воплощение этой программы, оказались для него роковыми. Его взгляды вошли в противоречие с представлениями высшего руководства страны на развитие ВМФ, его организацию и управление им, которых раздражали авторитет, самостоятельность суждений и независимость главкома ВМС. Наркомат ВМФ был упразднен «за ненадобностью», а Кузнецов снят с должности и переведен начальником Управления Военно-морских учебных заведений в Ленинграде.

    В 1947 году он подвергся суду чести, а в 1948 году – суду Верховной коллегии Верховного суда СССР. Приговором суда от 3 февраля 1948 года, Постановлением СМ № 1283-114с от 10 февраля 1948 года он был разжалован до контр-адмирала и снят с работы. Только через полгода по решению самого Сталина (после обращения к нему Кузнецова с просьбой в письме предоставить работу) ему дали возможность продолжить службу. Целых полгода в неведении, на грани неизвестности... Он пережил. Перенес первый инфаркт еще во время суда.

    С 1948 по 1950 год Кузнецов служил в Хабаровске заместителем главкома войск Дальнего Востока по военно-морским силам, а в 1950–1951 годах – командующим Тихоокеанским (5-м) флотом.

   Летом 1951 года И. В. Сталин возвращает Кузнецова на работу в Москву во вновь созданное Морское ведомство на пост военно-морского министра (Указ Президиума ВС СССР от 20 июля 1951 г.). Причина этого заключалась в неблагополучном положении со строительством флота в 1949 – начале 1950-х годов.

     Постановлением СМ СССР от 13 мая 1953 года № 254-504с он был восстановлен в прежнем звании – Адмирал Флота Советского Союза, и с него были сняты все обвинения за отсутствием в деле состава преступления. Он был полностью реабилитирован. Снова став главкомом ВМС, Кузнецов приложил много сил для принятия реалистичной, отвечающей интересам государства программы развития флота. В этом он встречал яростное сопротивление некомпетентных, но стоявших у руководства страной лиц. Он заложил фундамент для создания ракетно-ядерного флота, ставшего важнейшей составляющей надежной обороны страны. Но это было уже без Кузнецова. Его настойчивость по отстаиванию программы военного кораблестроения на 1955–1964 годы, разработанной под его руководством, обострила его отношения с «сильными мира сего», и они постарались избавиться от несговорчивого главкома ВМС.

    В мае 1955 года он перенес инфаркт и на время болезни просил освободить его. Но просьба его была оставлена без ответа. «Старшие» желали этого, но ждали причины, чтобы убрать «за непочитание старших». Повод нашелся через полгода, и в декабре 1955 года Кузнецова, который еще не оправился от болезни, сняли с должности главкома за якобы «неудовлетворительное руководство ВМС», хотя это время флотом руководил другой человек. В феврале 1956 года он был понижен в звании до вице-адмирала и уволен с военной службы.

     Во время операции на почке больное сердце года Николая Герасимовича не выдержало, и 6 декабря 1974 года он скончался. Похоронен Н. Г. Кузнецов в Москве на Новодевичьем кладбище

  Решения о наказании Н. Г. Кузнецова были необоснованными, несправедливыми, вызвали возмущение в обществе. Начиная с 1956 года , ветераны войны и флота, все, кто знал Н. Г. Кузнецова, а после его смерти — и его семья отправляли в адрес руководителей государства, в другие инстанции письма с требованиями восстановить справедливость в отношении Кузнецова.

   26 июля 1988 года после долгой и постыдной волокиты Николай Герасимович Кузнецов был восстановлен в звании Адмирала Флота Советского Союза.

http://www.biograph-soldat.ru/MARSHALS/ARTICLES/007-kuznetsov.htm

Описание тайника

Содержимое тайника

Память о событиях Великой Отечественной войны и выдающихся людях нашей страны.

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

Ryzhaya (08.01.2017 13:20:44)
Отскребали - отскребали снег/лёд, да не отскребли. Нашли ответ на вопрос виртуально, зачет.
Vladsc (05.01.2017 14:38:51)
Последний из посещённых тайников 3.1 вечером. Тоже были проблемы с зеледеневшей плитой. Но их решили, и зачёт получен с первой попытки.
uamva (08.10.2016 16:54:55)
stefanschwarz (13.05.2016 22:24:58)
Taide Oektakann (10.05.2016 21:57:06)
latosha и Ванчо (20.03.2016 14:27:56)
mor94ok (14.03.2016 22:32:38)
ChelovekTV (13.01.2016 13:32:26)
Беспокойная семейка (12.12.2015 16:46:37)
peregrin5 (15.09.2015 08:16:33)
mamalena (05.09.2015 13:27:35)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117