В Нижнем Новгороде в настоящее время есть один железнодорожный вокзал. Называется он в народе Московским. Дело в том, что до середины 1970-х в городе действовал второй вокзал - Казанский (первоначально Ромодановский). Истории Ромодановского вокзала посвящён этот тайник.
Старинное здание конечной станции Нижний Новгород железнодорожной линии Тимирязево - Нижний Новгород, более известный как Ромодановский (Казанский) вокзал, расположено на правом берегу Оки в конце улицы Черниговской по адресу площадь Казанская, дом 1. В начале 20-го века это была оживленная улица с портом и вокзалом. Линия Тимирязево – Нижний Новгород длиной 272 версты была построена акционерным обществом Московско-Казанской железной дороги, где одной из ключевых фигур являлся русский инженер-путеец, один из основоположников российского железнодорожного транспорта Карл Федорович фон Мекк.
Официальной датой постройки вокзала в охранных документах значится 1904 год (начало строительства 1900 г.). Классическое здание вокзала величественно выделялось среди «купеческой» архитектуры Нижнего Новгорода. В 1896 году в Нижнем Новгороде прошла Всероссийская промышленно-художественная выставка. После выставки в городе было создано отделение Технического общества, которое занялось вопросом соединения города железной дорогой. Общество разработало проект Нижний Новгород—Казань. Чтобы не возводить мост через Оку, железнодорожные пути решено было пустить по береговой террасе. Место для вокзала было выбрано на правом берегу Оки у пристани мукомольных мельниц Дегтярёвых и Башкировых.
Железная дорога, проложенная здесь вдоль Оки, медленно поднималась к станции Мыза и была исключительно живописна. Место, от которого направили эту линию, было на окраине села Ромоданово на севере современной Мордовии. Узловая станция здесь меняла название: Ромоданово, затем Тимирязево и, наконец, с 1922 года — Красный Узел. Новый городской вокзал на набережной Оки, тоже менял названия не раз: Ромодановский, в 30-х годах Арзамасский, а затем Казанский. В расписании 1913 года мы находим три поезда с Ромодановского вокзала — до Лукоянова, Тимирязева и Харькова. В 1937-м отсюда уходят дальние поезда на Харьков, Рузаевку и Арзамас, три пригородных до Кудьмы и еще один — до станции Металлист в городе Павлово. Только в 50-х открывается самый популярный маршрут этого направления — в Казань. О путешествии с Ромодановского вокзала осенью 1902 года писал Л.Н. Андреев в очерке «Волга и Кама». Станция Нижний Новгород-Казанский располагала, кроме вокзала, двумя - локомотивным и вагонным – депо (ликвидированными в 1965 году), вела работу с грузами, перевалку на речной транспорт. В 1936-1945 годах она относилась к Казанской железной дороге, затем к Горьковской.
В 1974 году в Нижнем Новгороде случилось несколько оползней, один из которых перекрыл дорогу от станции Мыза до Ромодановского вокзала. Поскольку ранее был введён Сартаковский железнодорожный мост через Оку, соединивший правобережные и левобережные железные дороги в окрестности города, Ромодановский вокзал решено было закрыть. Железнодорожное полотно на участке от станции Мыза до станции Горький-Казанский разобрали, здание постепенно начало приходить в упадок. В 1993 году здание вокзала включили в число архитектурных памятников, но и это не улучшило состояние здания. Уже закрытому старому зданию суждено было еще раз побыть вокзалом — в киноэпопее по роману А. Толстого «Хождение по мукам» (съемки велись в середине 1970-х годов).
В 2001 г компания «НоваКард» выкупила здание, и было принято решение о его восстановлении. Авторами проекта реконструкции Ромодановского вокзала Нижнего Новгорода являются архитекторы В.В.Зубков, Л.А.Зубкова, А.К.Бубнова, С.Ю.Любимов и И.Е. Кропивянская. Изучив старые фотографии и чертежи, они воссоздали облик здания. За свою работу авторы реконструкции вокзала награждены бронзовым дипломом XIII Международного фестиваля «Зодчество 2005», прошедшего в Москве.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: