Данциг-Гданьск: Костел девы Марии [VI/17915]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Виртуальный,
городской
Класс: Архитектурный
Исторический
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Польша
Поморское воеводство р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Гданьск
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 5
РЕЙТИНГ
5.00Рекомендаций: 1Нашли: 4
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Автор: -nz-
Создан: 06.09.2015
(отредактирован 11.09.2015)

Описание окружающей местности

     Собор девы Марии в Гданьске считается вторым по высоте католическим собором в Европе (после Кельнского; напоминаю, что самый высокий собор в Европе вообще-то Ульмский, но де-юре он являяется лишь церковью), и самым высоким КИРПИЧНЫМ католическим собором в Европе.
     Дата постройки его неизвестна. Традиция считает основателем костела поморского князя Святополка II. Известно только, что в 1266 году князь Святополк был погребен в этом костеле, в каменном саркофаге. А первый документ, в котором упоминается храм, датирован 1271 годом.
     В 1343—1344 годах крестоносцы начали перепланировку Главного города — центра Гданьска. В эти годы, вероятно, старое здание собора Девы Марии было частично разобрано и включено в объем нового здания, громадные очертания которого только-только начинали вырисовываться из строительных лесов...
    В Средние века строительство храма, а тем более главного храма города, было актом особого значения. В нем отражались не только степень религиозных чувств верующих, но и могущество дарителей и жертвователей на храм. А тот факт, что городское сословие и орденские власти находились в отношениях, мягко говоря, неприязненных, только подогревал настроения горожан: надо было ошеломить соперников, показать им, кто является реальной силой в городе!      Строительство велось медленно и, считая все перестройки и достройки, растянулось почти на сто пятьдесят лет. В 1344—1361 годах было возведено основное девятипролетное здание базилики, от которой до наших дней сохранился главный неф и опоры. В 1379 году строитель Генрих Унгерадин начал возводить трехнефный трансепт и огромный пресвитерий. По проекту грандиозный собор должен был вмещать 25 тысяч человек — то есть столько, сколько Гданьск вместе с предместьями насчитывал спустя столетие!
     Началось возведение башни собора, но гданьский командор ордена крестоносцев запретил ее достраивать: по его мнению, строительство слишком высокой башни было нецелесообразно по военным соображениям. На самом деле, военные соображения здесь были не причем, просто крестоносцы не хотели иметь в городе здание, высота которого превосходила бы высоту орденского замка.
     В результате башня собора была доведена только до высоты крыши главного здания — то есть до 40 м. Но горожане на этом не успокоились, и, когда в результате восстания крестоносцы были наконец изгнаны из города, снова закипела работа по достройке башни. После ее завершения в 1466 году над Гданьском возвышалось сооружение умопомрачительной высоты — 82 м! А впереди ждала новая работа — надо было расширить и надстроить нефы главного корпуса. Только 28 февраля 1502 года архитектор Генрих Хетцель положил последний кирпич свода собора. К этому времени длина центрального нефа храма достигла 103 м, ширина — 62 м, общая площадь — 3900 кв. м.
     Величие и художественное значение костела Девы Марии не состоят только в его масштабе, хотя именно громадные размеры храма производят наибольшее впечатление. Массивность башни собора подчеркивается контрастом острых шпилей, венчающих купола башенок трансепта и южного нефа. Четыре яруса монументальной башни-колокольни покрывает сдвоенная крыша-шатер. Типичную для готики систему контрфорсов, обычно опоясывающую здание снаружи, строители Гданьского собора устроили внутри. В результате этого приема фасады приобрели монотонную гладкость, которая нарушается лишь прорезями высоких стрельчатых окон. Огромные окна как бы отступают в глубь стен, давая доступ потокам света, льющегося внутрь собора.
    Размеры внутреннего пространства собора производят сильнейшее впечатление и застигают врасплох зрителя, казалось бы, уже подготовленного к этому грандиозными масштабами храма. Пространство внутри собора, залитое потоками света, кажется бесконечным. Двадцать восемь стройных колонн с резными капителями вздымаются на высоту 26 м. Где-то высоко в небе теряются звездчатые своды. Даже скульптурная группа «Распятие» высотой 3,5 м и шестиметровой высоты алтарь кажутся здесь маленькими...
     Интерьер храма выглядит пустым — во время войны погибла значительная часть его внутреннего убранства, веками накапливавшегося благодаря пожертвованиям городских семейств и монашеских орденов. Но, как подсчитали специалисты-искусствоведы, все эти скамьи, амвон, деревянные панели внутренних часовен закрывали стены лишь на 10 %, а все остальное сохранилось в первоначальном виде. Так что «пустота» — чисто внешнее впечатление. И потом следует помнить, что собор служил еще и местом собраний «общества граждан города Гданьска» — «civitas Gedanensis». Двадцать пять тысяч человек как-никак...
    Одной из реликвий, уцелевшей в огне войны, является скульптура Мадонны Гданьской, относящаяся к XV веку. Сохранились также основные детали золотого алтаря, изготовленного мастером Михелем Шварцем в 1516 году.
     Обилие света отличает Гданьский собор от средневековых храмов Западной Европы, где многочисленные витражи на окнах затемняли пространство храма. Интерьер храма оживляли стенные росписи, а стены некоторых часовен украшали огромные, высотой 6—8 м, статуи святых покровителей. Все это погибло во время ожесточенных уличных боев в Гданьске весной 1945 года. Тогда же своды собора обвалились почти на 40 %.
    После войны костел Девы Марии был восстановлен. Эту работу польских реставраторов без преувеличения можно назвать подвигом — восстановление сводов собора Девы Марии стало последним в мире примером возведения таких огромных сводов вручную. И сегодня, как и столетия назад, над «городом мастеров» продолжает возвышаться, подставляя могучую грудь балтийским ветрам, старинный храм.

по данным: сайта

Описание тайника

Содержимое тайника

Виртуальное

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

lega4 (19.03.2017 21:19:34)
Взял ранним утром (6 утра) вчера, как только приехал на автобусе из Берлина. Абсолютно пустынный старый город, единицы людей. Город же прекрасен, милый, приятный, именно то, что я ожидал, отличные впечатления. Всем рекомендую посетить.
регистрации.нет (10.03.2016 11:03:10)
Табличек на соборе три, но мемориальная отличается :-)
Ziggy (01.11.2015 17:46:55)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116