Собор девы Марии в Гданьске считается вторым по высоте католическим собором в Европе (после Кельнского; напоминаю, что самый высокий собор в Европе вообще-то Ульмский, но де-юре он являяется лишь церковью), и самым высоким КИРПИЧНЫМ католическим собором в Европе. Дата постройки его неизвестна. Традиция считает основателем костела поморского князя Святополка II. Известно только, что в 1266 году князь Святополк был погребен в этом костеле, в каменном саркофаге. А первый документ, в котором упоминается храм, датирован 1271 годом. В 1343—1344 годах крестоносцы начали перепланировку Главного города — центра Гданьска. В эти годы, вероятно, старое здание собора Девы Марии было частично разобрано и включено в объем нового здания, громадные очертания которого только-только начинали вырисовываться из строительных лесов... В Средние века строительство храма, а тем более главного храма города, было актом особого значения. В нем отражались не только степень религиозных чувств верующих, но и могущество дарителей и жертвователей на храм. А тот факт, что городское сословие и орденские власти находились в отношениях, мягко говоря, неприязненных, только подогревал настроения горожан: надо было ошеломить соперников, показать им, кто является реальной силой в городе! Строительство велось медленно и, считая все перестройки и достройки, растянулось почти на сто пятьдесят лет. В 1344—1361 годах было возведено основное девятипролетное здание базилики, от которой до наших дней сохранился главный неф и опоры. В 1379 году строитель Генрих Унгерадин начал возводить трехнефный трансепт и огромный пресвитерий. По проекту грандиозный собор должен был вмещать 25 тысяч человек — то есть столько, сколько Гданьск вместе с предместьями насчитывал спустя столетие! Началось возведение башни собора, но гданьский командор ордена крестоносцев запретил ее достраивать: по его мнению, строительство слишком высокой башни было нецелесообразно по военным соображениям. На самом деле, военные соображения здесь были не причем, просто крестоносцы не хотели иметь в городе здание, высота которого превосходила бы высоту орденского замка. В результате башня собора была доведена только до высоты крыши главного здания — то есть до 40 м. Но горожане на этом не успокоились, и, когда в результате восстания крестоносцы были наконец изгнаны из города, снова закипела работа по достройке башни. После ее завершения в 1466 году над Гданьском возвышалось сооружение умопомрачительной высоты — 82 м! А впереди ждала новая работа — надо было расширить и надстроить нефы главного корпуса. Только 28 февраля 1502 года архитектор Генрих Хетцель положил последний кирпич свода собора. К этому времени длина центрального нефа храма достигла 103 м, ширина — 62 м, общая площадь — 3900 кв. м. Величие и художественное значение костела Девы Марии не состоят только в его масштабе, хотя именно громадные размеры храма производят наибольшее впечатление. Массивность башни собора подчеркивается контрастом острых шпилей, венчающих купола башенок трансепта и южного нефа. Четыре яруса монументальной башни-колокольни покрывает сдвоенная крыша-шатер. Типичную для готики систему контрфорсов, обычно опоясывающую здание снаружи, строители Гданьского собора устроили внутри. В результате этого приема фасады приобрели монотонную гладкость, которая нарушается лишь прорезями высоких стрельчатых окон. Огромные окна как бы отступают в глубь стен, давая доступ потокам света, льющегося внутрь собора. Размеры внутреннего пространства собора производят сильнейшее впечатление и застигают врасплох зрителя, казалось бы, уже подготовленного к этому грандиозными масштабами храма. Пространство внутри собора, залитое потоками света, кажется бесконечным. Двадцать восемь стройных колонн с резными капителями вздымаются на высоту 26 м. Где-то высоко в небе теряются звездчатые своды. Даже скульптурная группа «Распятие» высотой 3,5 м и шестиметровой высоты алтарь кажутся здесь маленькими... Интерьер храма выглядит пустым — во время войны погибла значительная часть его внутреннего убранства, веками накапливавшегося благодаря пожертвованиям городских семейств и монашеских орденов. Но, как подсчитали специалисты-искусствоведы, все эти скамьи, амвон, деревянные панели внутренних часовен закрывали стены лишь на 10 %, а все остальное сохранилось в первоначальном виде. Так что «пустота» — чисто внешнее впечатление. И потом следует помнить, что собор служил еще и местом собраний «общества граждан города Гданьска» — «civitas Gedanensis». Двадцать пять тысяч человек как-никак... Одной из реликвий, уцелевшей в огне войны, является скульптура Мадонны Гданьской, относящаяся к XV веку. Сохранились также основные детали золотого алтаря, изготовленного мастером Михелем Шварцем в 1516 году. Обилие света отличает Гданьский собор от средневековых храмов Западной Европы, где многочисленные витражи на окнах затемняли пространство храма. Интерьер храма оживляли стенные росписи, а стены некоторых часовен украшали огромные, высотой 6—8 м, статуи святых покровителей. Все это погибло во время ожесточенных уличных боев в Гданьске весной 1945 года. Тогда же своды собора обвалились почти на 40 %. После войны костел Девы Марии был восстановлен. Эту работу польских реставраторов без преувеличения можно назвать подвигом — восстановление сводов собора Девы Марии стало последним в мире примером возведения таких огромных сводов вручную. И сегодня, как и столетия назад, над «городом мастеров» продолжает возвышаться, подставляя могучую грудь балтийским ветрам, старинный храм.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: