Тайник посвящён разрушающейся Церкви Богоявления Господня в селе Еськи. Однако само село – уже в некотором роде достопримечательность: могли бы вы подумать, что его история так богата?! Обо всём по порядку.
Еськи – одно из самых древних сёл Бежецкого района, которое существовало тогда, когда самого Бежецка ещё не было. Да что город Бежецк! На месте села Еськи – там, где река Осень впадает в реку Мологу, было обнаружено несколько разновозрастных археологических комплексов, в том числе стоянка эпохи мезолита (7-6 тыс. лет до н.э.), могильник эпохи бронзы, селище эпохи раннего железа, городище (0,4 га) и селище (0,1 га) конца VIII—X веков. Таким образом, с момента заселения первых наших предков жизнь здесь продолжалась без перерывов во все последующие эпохи: неолите, бронзовом и раннем железном веках, средневековье, новое время и ныне!
Городище было укреплено валом и рвом, также здесь обнаружены остатки срубных наземных построек с печами-каменками и остатки металлоплавильной печи.
На территории села поселение существует в древнерусский и средневековый периоды. Этот город (городок) известен в XII—XIV веках как Езьск (варианты: Езьк, Иезьск, Выезск). Название его произошло от слова «ез» («езы») – рыбацкие приспособления на реке для ловли рыбы. О городке упоминалось в новгородских грамотах. В те времена сюда в глухие леса северо-восточной зоны бежали из Великого Новгорода его жители и строили свои поселения. И первым таким поселением были Бежичи (Бежицы), первая столица Бежецкого Верха.
В те же времена отстраивалось и поселение Еськи. Оно всегда было «медвежьим углом», ибо дальше Есек дороги нет - река Молога и ее старицы, озера и болота. Основным достоинством села Еськи всегда было то, что оно размещалось на важных водных торговых путях по реке Мологе и её притоках.
В 1859-ом году в Еськах проживало 2075 жителей. Сейчас – меньше 100 человек.
Плотность застройки домов в середине ХIХ века была такова, что огородов, как сейчас, не было. Они стали появляться после революции 1917 года, особенно в период коллективизации, когда жители Есек получали наделы возле своих домов, ибо они вынуждены были жить за счёт земли. А до этого торговое и ремесленное село стояло вдоль реки рядами, которые шли перпендикулярно реке.
Это был и не город, и не деревня. Здесь была своя, особенная культура. Это было село, жители которого совсем не занимались земледелием. Они в основном занимались рыбацким и сапожным промыслами.
Ежане (так правильно называть жителей села) могли пошить модельные ботинки для женщин, модные сапоги для мужчин, но чаще ими выполнялись заказы для русской армии. Работали большими артелями в течение зимы. В Петербург часто уезжали на заработки со своими женами, детьми. Там снимали квартиры, много работали, неплохо зарабатывая. Весной часто приезжали в Еськи помогать родственникам в ведении хозяйства. И снова в Петербург. Остались старые фотографии, на которых изображены обычные жители села: мужчины - высокие, красивые, интеллигентного вида, а женщины - симпатичные, нарядные, в шляпках.
В 1801-ом году в Еськах была открыта богатая каменная Богоявленская церковь с колокольней с уникальной клеевой росписью на стенах. По мнению российских и зарубежных экспертов, уровень настенной живописи церкви в Еськах соответствует памятникам мирового значения.
На колокольне висели большие колокола, которые были отлиты на деньги, собранные жителями Есек. Церковь была обнесена кирпичной оградой и обсажена березовыми аллеями. После революции в 1934 году церковь была закрыта. Сегодня вместо березовых аллей вокруг церкви высоченные заросли борщевика.
«В сотне метров слева я увидел большую церковь — или маленький собор? — с огромным, нависающим куполом, высокой барочной колокольней и портиком с колоннами в античном стиле. Вокруг — лишь леса, поля, кустарник. И все та же тишина. Словно некий русский Рэндольф Херст (американский медиамагнат, ведущий газетный издатель первой половины ХХ века – примечание автора тайника) купил в Риме большую древнюю церковь и по непонятному капризу привез её сюда, в пустынную глушь… Если бы в Западной Европе хоть одна церковь такого размера и красоты оказалась в столь ужасном состоянии, разразилась бы буря возмущения; в России же эти гибнущие сокровища исчисляются сотнями, если не тысячами. Протеста в обществе это не вызывает…»
Так писал британско-австрийский журналист Робин Стаммер в декабре 2007-го года в своей статье, посвящённой затерянным и забытым храмам в сельской глубинке центральной части России.
Сколько было написано материалов о Еськах, сколько здесь побывало журналистов, историков, искусствоведов и этнологов, не перечесть. Между тем и сейчас яркими красками чарует каждого входящего в храм великолепная по исполнению и необыкновенная по масштабам живопись.
Огромный сюжет «Изгнание торгующих из храма», занимающий всю западную стену, - это поистине шедевр, сравнимый с лучшими произведения столичных храмов. Весь живописный ансамбль холодного храма, датированный специалистами 1840-ми годами, является незаурядным и ценнейшим памятником русского искусства.
Специалисты не раз соглашались с тем, что лучшие образцы и архитектурного, и живописного искусства приходятся не на крупные города, а именно на провинцию, незаслуженно забытую.
Местные жители рассказали, что церковь строилась около 40 лет: вместо цемента при строительстве использовался яичный белок, и долгие годы понадобились, чтобы достать его в необходимом количестве. Белок привозили также из окрестных селений.
В настоящее время церковь закрыта, и это практически всё, что сейчас делается для её спасения. На стене висит табличка, в которой перечислены названия фондов и небезразличных к судьбе уникальной церкви людей, где так и написано: «Церковь спасали: …».
Однако кто ищет, тот всегда найдёт. Если вы захотите увидеть исчезающие шедевры настенной живописи, искусно выполненные орнаменты, а также колонны, своды и ниши изнутри, то способ сделать это существует. Или вы можете подойти вплотную к любому из решётчатых окон, и в светлое время суток сможете всё это также увидеть.
Хотя церковь сильно разрушена, там проводятся службы.
Село Еськи похоже на место силы – оно привлекает людей, причём каждого привлекает что-то своё, что именно он ищет и желает здесь найти. Кто-то даже видит сходство со всемирно известными храмами – видимо, дело в особой энергетике.
Режиссёр Алексей Балабанов снимал в Еськах кадры из фильма «Я тоже хочу». По сюжету, героев фильма, путешествующих в поисках Колокольни Счастья, привлекла «аномалия» здешних мест. В фильме можно также увидеть настенные росписи в церкви. По словам режиссёра, именно они привлекли его сюда.
И это не первый раз, когда Еськи попали в кадр – в 1986-ом году вышел фильм «Обида» режиссёра Алексея Сиренко. Церковь там не показали – Советский Союз всё же.
В 1989 году праздновалось 1200-летие села Еськи.
Еськи также известны как родина знаменитого иконописца, основателя тверской иконописной школы Самсона Фёдоровича Пешехонова. Неизвестно, писал ли Пешехонов иконы для новой, тогда только что построенной, Богоявленской церкви в Еськах.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: