Автор: Hen
Создан: 22.11.2015
Опубликован: 22.11.2015
(отредактирован: 09.02.2021)
Компаньоны: Ульянка
Описание окружающей местности
Монументальное искусство служило и, вероятно, долго еще будет служить отражением ценностей эпохи, народа, государства, политического строя, одновременно являясь и средством массовой пропаганды и культурными ценностями страны. После победы Октябрьской революции уже в 1918 году В. И. Лениным был предложен план «монументальной пропаганды», как важнейшего агитационного средства революции и коммунистической идеологии. Масштабнейший государственный заказ создал стимул для развития советской скульптурной школы. И если в первые годы советской власти допускалась известная свобода в выборе стиля художественного исполнения, то позднее она сменилась требованием «социалистического реализма». Тем более, что основными «персонажами» для увековечивания становились руководители партии и государства, герои войны и революции, виднейшие военачальники, герои труда и передовики производства, исторические личности, «люди-символы».
Мемориальные комплексы Волгограда, Киева, Курска, скульптурная композиция "Рабочий и колхозница" для всемирной выставки в Париже, памятники Юрию Долгорукому, Чайковскому, Пушкину, Маяковскому, Гоголю до сих пор служат «визитными карточками» наших городов.
Среди наиболее известных имен - Вучетич, Томский, Микенас, Орлов, Кибальников, Аникушин, Эрнст Неизвестный, Шаховской, Жилинская, Митлянский, Кербель, Коненков, Николай Андреев, Иван Шадр, Вера Мухина, Александр Матвеев.
Наш тайник посвящен одному из самых известных скульпторов-монументалистов послевоенного периода – Евгению Викторовичу Вучетичу.
Родился Евгений Вучетич еще до революции - 15 (28) декабря 1908 года в городе Екатеринославе (ныне - Днепропетровск). По некоторым свидетельствам его отец, по национальности серб из Черногории, в годы Гражданской войны был офицером «белой гвардии», а предки его матери были родом из Франции. Позднее семья Вучетичей перебирается в Ростов-на-Дону, где Евгений в 1926 году поступает в Ростовскую художественную школу и учится там до 1930 года. С 1931 по 1933 гг. он продолжает свое художественное образование в Ленинградском институте пролетарских изобразительных искусств (с 1932 года — ЛИЖСА имени И. Е. Репина). Окончив курсы повышение квалификации скульпторов Вучетич участвует в художественных выставках и в 1936 г. награждается Золотой медалью Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже за скульптурную группу «Климент Ворошилов верхом». В 1930—1936 гг. совместно с архитектором В. А. Щуко работает над проектом Драматического театра имени М. Горького в Ростове-на-Дону. В 1935 году Вучетич переезжает в Москву, где принимает участие в строительстве гостиницы «Москва» и Государственной библиотеки имени В. И. Ленина. В 1940 году он назначается руководителем художественно-экспериментальных мастерских Управления строительства Дворца Советов в Москве.
С началом Великой Отечественной войны Вучетич уходит на фронт добровольцем – рядовым-пулемётчиком. Заканчивает военную службу уже в звании подполковника. В 1943 году после контузии комиссован и возвращается в Москву, где до 1960 года работает военным художником Московской СВХ имени М. Б. Грекова. В октябре 1948 Вучетич назначается главным скульптором ВСХВ. В соавторстве с группой архитекторов создает стиль «сталинского классицизма», разрабатывает типы триумфального портретного бюста и многофигурного горельефа-картины (сейчас в Центральном павильоне ВДНХ проводится реставрация недавно обнаруженного во время ремонтных работ горельефа Вучетича "Советскому народу, знаменосцу мира — слава!").
Вучетич удостоен званий «Народный художник СССР» (1959 г.) и «Герой Социалистического Труда» (1967 г.). Лауреат Ленинской (1970 г.) и пяти Сталинских премий (1946, 1947, 1948, 1949, 1950 гг.). Член-корреспондент (1947 г.), академик (1953 г.), вице-президент Академии художеств СССР (1970—1974 гг.).
Его трудом создана целая галерею скульптурных портретов вождей революции, политических деятелей, советских военачальников, героев труда. Во многих скульптурных композициях увековечен подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Вот некоторые из самых известных работ Е.В.Вучетича:
1. Мемориал «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке; открылся 8 мая 1949 года на месте захоронения 7 тыс. советских солдат. На вершине кургана 13-метровая 72-тонная бронзовая статуя советского солдата, держащего в левой руке спасенную немецкую девочку, а в правой – опущенный меч. Для строительства использовали гранит из рейхканцелярии Гитлера. Первоначальным вариантом было изваяние Сталина, держащего в руках глобус. Затем был вариант солдата, держащего на одной руке мальчика, а в другой – автомат. Мальчика заменили на девочку, прототипом которой послужила 3-летняя дочь коменданта Берлина, а автомат был заменен на меч по предложению того же Сталина, сказавшего, что автомат – символ только сегодняшнего времени, а статуе стоять века. Меч является точной копией меча псковского князя Всеволода, канонизированного Православной церковью во времена Ивана Грозного. Прототипом «Воина-освободителя» стал сержант Николай Масалов, вынесший из зоны обстрела в апреле 1945 г. трехлетнюю немецкую девочку. А вот натурщиками по ряду свидетельств служили по очереди четыре разных человека, хотя «для прессы» принято считать, что им стал 21-летний рядовой Иван Одарченко. После открытия мемориала Иван неоднократно сам стоял в карауле у памятника, поражая людей своим сходством с ним. В пьедестале находится памятный зал, купол которого украшает рубиново-хрустальная люстра в виде ордена Победы. На саркофагах сохранились цитаты Сталина на русском и немецком языках. Вучетич сделал также предварительный 2,5-метровый макет памятника, перевезенный в 1964 году из Германии в СССР в город Серпухов.
2. «Родина-мать зовет» на вершине Мамаева кургана в Волгограде (Сталинград, Царицын). Часть памятного ансамбля «Героям Сталинградской битвы». На момент открытия 15 октября 1967 – самый грандиозный монумент в мире. Меч длиной 33 м почти втрое больше всей скульптуры «Воина-освободителя». Возможно эта скульптура задумывалась как вторая часть триптиха, законченного только в 1979 г.: меч Победы выкован на Урале (Магнитогорск, скульптура «Тыл - фронту», автор Лев Головницкий), Родина-мать вознесит его над головой в Сталинграде, а опускается он после Победы («Воин-освободитель» в Берлине).
3. «Перекуём мечи на орала». Мускулистый мужчина тяжелым молотом перековывает меч в мирный плуг. Установлена в 1957 г. в Нью-Йорке у здания ООН. В качестве натурщика был выбран олимпийский чемпион 1968 года по борьбе Борис Гуревич, эмигрировавший потом в Соединенные Штаты. Копии скульптуры установлены в Москве у Третьяковской галереи, и в Усть-Каменогорске (Казахстан).
4. Памятник Ленину-Сталину. Установлен у входа в Волго-Донской канал лицом в сторону Волги. Первоначально это был самый большой в мире памятник Сталину (высота вместе с постаментом 54 метра). Скульптурная часть памятника была выполнена из 33 тонн уникальной самородной меди. Открыт 27 июля 1952 одновременно с открытием Волго-Донского канала. В 1961, сразу после переименования Сталинграда в Волгоград, памятник был демонтирован и 12 лет постамент стоят пустой. В 1973 на этом месте был установлен самый большой в мире памятник Ленину (облегченный железобетон, высота скульптуры – 27 м., постамента – 30 м.), выполненный по проекту тех же авторов - скульптора Евгения Вучетича и архитектора Михаила Полякова. Остатки статуи Сталина возможно покоятся на дне Волги.
5. «Соединение фронтов». 16-метровая композиция на холме в поселке Пятиморск Калачевского района Волгоградской области в 70 км от Волгограда. На переднем плане двое солдат под знаменами пожимают друг другу руки. Здесь 23 ноября 1942 года встретились войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов - завершилась операция «Кольцо».
6. «Знаменосцу мира советскому народу слава!». Гипсовый горельеф площадью 90 квадратных метров и глубиной объема картины 62 см. Открыт в 1953 году в главном павильоне Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВВЦ, ВДНХ). На горельефе высечена группа людей, стоящих под огромным флагом мира.
7. Памятник Дзержинскому. Установлен в 1958 году на площади Дзержинского (ныне – Лубянка). «Народное» название - «железный Феликс». Отлит из бронзы, вес самой статуи – 11 тонн. В 90-х перемещен в Парк искусств «Музеон».
8. «Родина-мать». Монумент был установлен в Киеве и стал последней монументальной скульптурой Вучетича, скончавшегося до завершения работ. Заканчивавший проект скульптор Василий Бородай внес в памятник свои изменения. Выполнен из нержавеющей стали, хотя сначала задумывалось покрытие из сусального золота. Статуя существенно ниже, чем в Волгограде, установлена на постаменте высотой 40 метров. Внутри пьедестала находится музей.
Е. В. Вучетич умер 12 апреля 1974 года в городе Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: