Давным-давно заброшено село Пьянгус, еще раньше разорена кирпичная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. Крыши нет, внутри здания растут деревья.
Каменная церковь построена в 1910 году. Это был типовой проект, постройка в русско-византийском стиле из красного неоштукатуренного и небеленого кирпича. Центральный храм возведен формой четверика с классическими фронтонами, ранее обрамлявшими купол на световом барабане. С западного торца устроена трапезная с примыкающей трехъярусной колокольней. Но богослужения в новом храме длились недолго - с приходом советской власти приход был закрыт, церковное убранство разграблено, а здание передано на баланс сельской администрации под хозяйственные нужды. Дальнейшая судьба храма легко угадывается. Несколько лет помещения церкви использовались под склады, внутренняя отделка и роспись были серьезно повреждены. А после за ненадобностью здание совсем забросили.
Впрочем, больший интерес представляет само село. Но, в отличие от храма, о селе в Сети практически нет никакой информации. И если село и упоминается, то только в связи с церковью. Село Пьянгус и деревни, принадлежавшие к Пьянгусскому приходу, в старину входили в состав дворцовой Унженской волости. По крайней мере, мы знаем, что в начале 18-го века село уже существовало. Известно, что в 1715 г. в Пьянгусе была построена деревянная церковь. Тогда же был открыт и отдельный приход. Это свидетельствует о том, что к тому времени населенный пункт уже был довольно большим. К церкви тогда были определены: священник, дьячок, пономарь и просвирница; крестьяне «на прокормление причту» уступили из своих тяглых жеребьев пахатной земли по 10 четвертей в поле и сенных покосов на 20 копен. В 1783 г. церковь перестроили. Приход, видимо, был вначале довольно беден. Имеются свидельства, что «утварью, ризницей, иконами и даже богослужебными книгами церковь не богата». Эта старая деревянная церковь в 1913 г. была перенесена вначале в село Красное, а затем уже в советское время была перевезена в г. Муром, на территорию Троицкого женского монастыря, когда там создавался музей, как памятник архитектуры и деревянного зодчества. Церковь до сих пор цела, и ее можно там увидеть. Известно, что соседняя с Пьянгусом деревня Каменка была старообрядческой, но иногда и ее жители крестили своих детей в церкви в с. Пьянгус в «новую» веру. Священника в той деревне уже не осталось, а оставлять детей некрещенными было нельзя.
Интересно происхождение названия села. Особое внимание обращает на себя суффикс «ус» в названии. Подобных названий в этих местах всего два – село Пьянгус, и неподалёку протекает речка Чармус. В среднем течении Оки есть еще речка Индрус. Названия остались с незапамятных времён, когда ещё не пришли на эти земли славяне. Самая распространенная версия толкования названия — это интерпретация названия «Пьянгус» с точки зрения финского языка. «ПИЕН-КУУСИ» (pien-kuusi), то есть «маленькие ёлки». До большого пожара елки здесь, действительно, были.Согласно лингвистическим исследованиям приведенные топонимы микрорегиона не выявляют тенденцию тяготения к какому-либо из ныне существующих языков поволжских финнов, а, скорее, относятся к общему финно-угорскому наследию. Это может быть свидетельством древности и самобытности их происхождения, то есть реальной лингвистической дифференциации древней муромы. Таким образом, косвенно подтверждается сообщение вводной части "Повести временных лет": "…А по Оце реце, где втечеть в Волгу, мурома язык свой, и черемиси свой язык, моръдва свой язык".
Непонятно также, почему исчезло большое богатое село, а маленькие деревеньки вокруг существуют до сих пор. Честно говоря, находясь сейчас на месте села, вообще сложно представить, что село было большим. О том, что здесь когда-то были дома, можно догадаться лишь по растущих островками одичавшим плодовым деревьям, зарослям тёрна, да неожиданным цветам. И ни остатков фундаментов, ни бревен, ни других артефактов. Есть противоречивые данные, будто в селе был пожар летом 2010 года, в результате чего село полностью уничтожено. Однако МЧС отрицало эти сведения, т.к. поселение не существует уже около 20-30 лет. Возможно, там были какие-то одиночные дачные дома. Было даже возбуждено уголовное дело следственным комитетом, результат расследования выяснить не удалось.Впрочем, как мы уже писали, никаких остатков строений, кроме самой церкви, или свежих следов пожара, мы не обнаружили.
Для описания использованы материалы нескольких сайтов: 1, 2, 3, 4
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: