ЧУКАВИНО - ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЦЕРКОВЬ
Первое документальное упоминание о Чукавине относится ко второй половине XVII в., когда оно принадлежало боярам Сытиным, выходцам из числа служилых московских людей, осевших в этих местах в конце XVI в. в период присоединения последнего независимого удельного Старицкого княжества к Москве.
В 1706 г. в сельце Чукавине, вотчине Степана Степановича Сытина, архиепископ Тверской и Кашинский Каллист благословил хозяина усадьбы на постройку деревянной церкви во имя Владимирской Божьей Матери. В конце 30-х гг. XVIII в. Чукавино было дано в приданое за дочерью Дмитрия Степановича Сытина - Надеждой прапорщику Петру Романовичу Чоглокову, чей старинный род вел свое происхождение от новгородских бояр.
Новый владелец Чукавина - Петр Романов Чоглоков был в ближайшем родстве с племянницей императрицы Елизаветы Петровны - Марией Симоновной Чоглоковой, урожденной графиней Гендриковой. Мария Симоновна, будучи замужем за двоюродным братом Петра Романовича, тайным советником и камергером Николаем Наумовичем Чоглоковым, в 40-е гг. XVIII в. состояла в свите императрицы Елизаветы Петровны фрейлиной.
Получив имение, Петр Романович вскоре занялся его обустройством, что требовало весьма немалых средств. По многовековой традиции строительство в усадьбе началось с церкви, о чем в 1740 г. епископу Тверскому и Кашинскому Митрофану было направлено прошение: «… в помянутом-де селе имеется церковь Божия во имя Владимирской Пресвятой Богородицы, древянная, которая весьма обветшала и во время дождей бывают течи, отчего святым образам и прочей церковной утвари не малое есть повреждение, и ныне-де он, Чоглоков, желает в оном селе Чукавине вместо объявленной ветхой церкви в том же посте и в том же имяновании построить вновь каменную церковь Божию, с приделами Св. Николая чудотворца, да Великомученика Димитрия Солунского…».
Строительство церкви было окончено в весьма короткий срок: уже в 1746 г. 20 августа епископом Тверским и Кашинским Митрофаном состоялось первое освящение храма. Таким образом, Чукавинской Владимирской церкви в настоящее время исполнилось 260 лет со дня постройки. Какие-то отделочные работы продолжались, правда, и после этого. За первым освящением последовало еще два: в 1747 и 1748 гг., но в обоих случаях речь шла о приделах в трапезной. Церковь села Чукавина имела три престола: главный – во имя Владимирской Божьей Матери, правый – Николая чудотворца и левый – Дмитрия Солунского. Церковь выстроена из белого известнякового камня и имеет стройный, величественный вид. Она сверху была украшена 4-я статуями евангелистов, лепной работы.
На колокольне над входом в падине некогда был вставлен образ Владимирской Божьей Матери, на киоте которой надпись с трех сторон: «Стража земли русской», и на доске выше образа: «В память священнаго коронования императора Александра II-го и Марии 1856 г. Августа 26 дня». Этот образ был поставлен помещиком И. Е. Великопольским с разрешения Св. Синода 26 августа 1857 г.
На стене в паперти было надпись следующего содержания: «Сей св. храм построен 1746 г. Помещиком Петром Романовичем Чогловым. Внутри в теплой церкви стенная живопись возобновлена 1913 г. на частные пожертвования, благодаря стараниям церковного старосты полковника Андрея Николаевича Чаплина и священника Степана Симакова. Живопись производил живописец И. П. Кочеров».
Под колокольней на надгробном памятнике имеется следующая надпись: «Под сим камнем покоится тело строителя храма сего Петра Романовича Чоглова».
Последним по времени каменным строением в усадьбе была церковная ограда, возникшая примерно в 60-е гг. XVIII в. Сложенная из кирпича на белокаменном цоколе и с белокаменным открытием по всему периметру, ограда была сделана невысокой, скорее чисто символически отгораживая место последнего упокоения от мирской суеты. С юга и востока в ограде имелись святые ворота, у которых центральная часть была решена в виде арки с фронтоном над ней, а две другие арки по бокам служили проходами на церковную территорию.
На этом небольшом почти прямоугольном участке в ограде церкви погребены некоторые из владельцев Чукавина и их ближайших родственников: Николай Анатольевич Чаплин, Надежда Ивановна Чаплина, Ермолай Николаевич Чаплин, Николай Николаевич Чаплин, Иван Ермолаевич Великопольский и его супруга София Матвеевна, урожденная Мудрова.
Прихожане церкви были из с. Чукавино и дд. Подвязье, Ладеньково, Колесово, Змеевы Горки, Саначино, Шарапово, Кокорево (Славино).
В 1868 – 1869 гг. усердием помещика села Коноплино А. Ф. Шишмарева были исправлены иконостасы церкви. Они были позолочены червонным золотом.
В 1901 г. в приходе было 159 хозяйств, проживали 1155 человек (575 мужчин и 580 женщин). Священником церкви был Яков Иоаннович Тугаринов, 39 лет, дьяконом и псаломщиком служил Михаил Иванович Постников, 65 лет.
В 1937 г. была закрыта Чукавинская Владимирская церковь. До последнего времени колхоз использовал храм под склад.
С 1980 г. Чукавино была базой отдыха завода «Центросвар» города Твери. Здесь, после долгого перерыва была произведена косметическая реставрация Владимирской церкви и усадьбы.
В 1996 г. бывшее имение Чукавино с церковью было передано в аренду московскому обществу «Возрождение».
Александр Шитков – преподаватель педагогического училища,
председатель Старицкого отделения Российского общества
историков-архивистов, краевед.
(По материалам сайта Старица - земля православная. Монастыри и храмы..)
По данным клировых ведомостей Старицкого уезда за 1828 год:
Село Чукавино, в нем церковь во имя Пресвятыя Богородицы Владимирския с приделами Святителя и Чудотворца Николая и Великомученика Дмитрия, каменная, в твердости, построена в 1747 году, утварию довольна, опись церковной утвари и книги приходорасходныя имеются, однокомплектная, земли отмежевано 36 десятин, плана на церковь и землю не имеется, приходских дворов 87, а в них мужеска пола душ 424, женска 434. Оное село разстоянием от губернскаго в 69-ти, а от уезднаго городов в 7-ми верстах, в близости к нему имеются села: Холохольня в 4-х, за рекою Волгою Спаское в 5-ти верстах.
В 1828 году служили: Священнник и благочинный Иоанн Петров - 39 лет. Из богословии, окончив курс, сказывает по две порповеди в год в Старицком Борисоглебском соборе, аттестат имеет, учения был хорошаго, поведения честнаго. Вдов. Произведен в 1816 году и гpaммaтy имеет, в 1824 определен в благочиннаго, а в 1826 году награжден набедренником. О родстве в клире записей нет. Оный благочинный по указу Тверской консистории июня от 14 дня 1827 года за недонесение вышшему начальству о взятиях села Зиновьева священником Феодором Игнатьевым за просфоропечение из церкви церковных денег 5 рублей без записи в разходной книге оштрафован взысканием на вдов и сирот 5 рублей. В дурных поступках не замечены. У него дети: Павел - 14 лет обучается в Старицком уездном училише в вышшем классе прозванием Петровский, Иван - 8 лет в Старицком приходском училище в вышшем классе и тем же прозванием, Анна - 4 года.
Дьячек Дмитрий Потапов - 26 лет. Читает хорошо, поет порядочно. Изключен Старицкаго уезднаго училища из вышшаго класса. Женат вторым браком. При указе с 1817 года. До причетников подозрительного делане было. Жена его Агафия Софронова - 30 лет. У них дети: Иван - 8 лет, Марья - 5 лет, Ерм - 3 года, Параскева - 1 год.
Пономарь Павел Яковлев - 36 лет. В чтении и пении порядочен. Уволен из руской школы. Женат первым браком. Определен указом с 1807 года, в стихарь посвящен в 1813 году и граммоту имеет. Жена его Евдокея Осипова 40 лет. У них дети: Матрена - 15 лет, Марья - 11 лет, Александр - 7 лет.
Престарелый дьячек Потап Васильев - 64 года. Уволен от должности за старостию в 1817 гoдy.
Умершаго пономаря Иосифа Федорова жена Анисья Иванова - 64 года. Получает из попечительства жалованье.
Умершаго диакона Егора Иванова дочь Анна - 53 года. Получает из попечительства жалованье.
Прихожан в селе Чукавине, в деревнях Ладеникове, Колесове, Саначине, Кокореве, Еримееве, Подвязье, Шарапове, в сельце Горках, в сельце Коноплине - 87 дворов (424 мужчины, 434 женщины).
По данным 1901 года:
Село Чукавино, от Твери 60 верст, от Старицы 7 верст.
Церковь Владимирская, построена в 1746 году, каменная, престола три: в холодной Владимирской Божией Матери, в теплой Святителя Николая и Великомученика Димитрия мироточивого.
Церковные документы: опись 1851 года, метрики с 1802 года, исповедные с 1828 года. В 1901 году служили: Священник Иаков Иоаннович Тугаринов 39-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1884 года, священником с 1886 года, награжден в 1896 году набедренником. Диакон-Псаломщик Михаил Иванович Постников 65-ти лет, в служении с 1852 года, диаконом с 1900 года.
Прихожан в деревнях: Подвязье, Ладенькове, Колесове, Змиевых Горках, Санагине, Шарапове, Кокореве-Славине тож - 159 дворов (575 мужчин, 580 женщин).
В 1914 году служили: Священник Стефан Симаков 46-ти лет, из 3-го класса семинарии, на службе 24 года, во Владимирском храме 14 лет. Исполняющий должность псаломщика Николай Тархов 44-х лет, на службе 3 года.
Прихожан в деревнях: Подвязье, Ладеньково, Горки, Колесово, Саначино, Шарапово, Кокорево - 643 мужчины и 684 женщины.
В приходе сей церкви находились две часовни: 1) в деревне Колесове, каменная; 2) в деревне Санагине, деревянная.
(По материалам изданий Духовенство и приходы города Старицы и Старицкого уезда. 1828 год: Клировые ведомости / Тверской государственный университет, НИИЦ ЦИ и ПК им. В.В. Болотова. Ред. кол.: Т.Г. Леонтьева (отв. ред. и др.). - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901 год., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)
Усадьба Чукавино
Дорога, связавшая северо-западное Подмосковье с Тверской областью через Лотошино и Степурино, оказалась весьма подходящей для наших путешествий. Бережливого автомобилиста может насторожить довольно протяженная часть маршрута, пролегающая по грейдерке, но это неудобство компенсируется красотой окружающих ландшафтов. Магазины и АЗС здесь редкость, но люди живут… Однако, много заколоченных, брошенных домов, так что глушь вёрст на 50…
Выезжаем практически в Старице, а отсюда рукой подать до известных тверских имений Коноплино и Чукавино. Чукавино оставляет странные впечатления: церковь разорена, дом и флигель пустуют, но сторож с семейством имеет место быть.
Уникальный памятник усадебного искусства не раз становился объектом имущественных споров, о которых подробно писала местная пресса. Кому оно сегодня принадлежит – не известно.
Мраморная доска на господском доме гласит: «Главный дом, флигель и церковь построены в конце XVIII в. Парк с ценными породами деревьев заложен в середине XVIII столетия. Здесь жил выдающийся русский врач терапевт М.Я. Мудров, лечивший А.С. Пушкина и его семью».
История усадьбы такова: во вт. пол. XVII столетия она принадлежала боярам Сытиным. Затем владение из рода Сытиных в качестве приданного перешло к боярам Чоглоковым, имевших родственные связи в ближайшем окружении Елизаветы Петровны. Однако со смертью императрицы Чоглоковым пришлось отдалится от двора и поселится довольно далеко от столицы — в Чукавино. Опять же в качестве приданного владение перешло в род Болховских, а затем к Великопольским. Сын Надежды и Ермолая Великопольских – Иван известен в основном своим знакомством с Александром Сергеевичем Пушкиным.
Высокообразованный человек, кадровый офицер, которому были не чужды литературные труды после свадьбы обосновался в лесной глуши, и деятельно принялся за хозяйственные преобразования (особенно его увлекли садово-парковые работы). Парк приукрасился редкими породами деревьев: выписанный из Швейцарии садовник пытался акклиматизировать экзоты, привезенные с Кавказа, Крыма и Урала.
Имение оставалось у этих владельцев более века, до 1897 г., когда Надежда Ивановна вышла замуж за представителя фамилии Чаплина. В семье Чаплиных поместье задержалось до Октябрьской революции, затем было национализировано.
Это в прошлом, а что же сегодня? В 1970-80-х гг. усадьба находилась на балансе завода «Центросвар». В лихие 90-е предприятие оказалось не способным содержать имение, и в 1995 г. оно была передано в аренду на 45 лет Московскому историко-литературному обществу «Возвращение» (Благотворительная общественная организация из бывших узников ГУЛАГа). В течении 12 лет усадьба добросовестно восстанавливалась, в проекте реставрации принял участие известный искусствовед, профессор А.А. Галашевич.
Восставшее из тлена Чукавино приняло привлекательный вид, тем самым обратив на себя внимание местных властных структур. Далее череда странных событий...