На границе Новгородской и Псковской областей привольно раскинулось Рдейское Болото - одно из самых крупных и труднопроходимых в Европе. У его восточного края, всего в каких-то семи километрах от Большой Земли, на берегу одноименного озера высятся руины Рдейского монастыря. Монастырь находится в живописном месте на длинном узком мысу, почти разрезающем Рдейское озеро на две части. Мыс порос лесом, что очень приятно для путника, которому по дороге сюда приходится идти по голому зыбкому болоту. Рдейские топи настолько обширны и неодолимы, что и сами они, и заброшенный монастырь окружены ореолом таинственности.
Рдейский монастырь был основан "не ранее второй половины 17 века". В.В.Зверинский в своей книге "...о православных монастырях в Российской империи" указывает на существование обители в 1670-1688 годах. В историко-статистическом описании 1859 года приводится подпись, которая была на кресте на предалтарном иконостасе в церкви Успения (1700-1710 годов): "Лета 7200 (1692) марта в 10 поставлен животворящий крест в обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, рекомые Рдейские, на месте идеже водружен руками преосвященного Корнилия, Митрополита Великаго Новгорода и Великих Лук водрузися".
Из подписи также следует, что строительство пустыни связано с именем Никиты Васильевича Торопченкова. В те времена (до 1700 года) все постройки монастыря были деревянными. Один храм был посвящен Преображению, другой - Зосиме и Савватию Соловецким. Первая каменная постройка возводилась в монастыре после значительного пожара и была завершена в 1710 году. Это был двухэтажный храм Успения Богородицы. В церкви стоял восьмиконечный крест с надписью: "Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме Пресвятыя Богородицы Приснодевы Марии, Честного и Славного ея Успения при державе Благочестивейшаго Великаго Государя и Великаго князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России, Самодержца между патриаршеством по благословению пресвященного Иова Митрополита Великаго Новгорода и Великих Лук. От мирозданья 7219 воплощения же Божия Слова 1711 индиката 3 декабря в 12 дня на памяти св. отца Спиридона Епископа премудрейшаго".
Но не прошло и века с момента основания Рдейской пустыни, как в 1764 году по указу о секуляризации духовной собственности она была упразднена. Все монастырские земли перешли в казну, церковное имущество - в иные монастыри Новгородской епархии. От всего комплекса осталась только церковь Успения, переведенная в 1780 году в разряд приходских. Позже, из-за значительной удаленности от какого бы то ни было жилья, приход был переведен в деревню Наволок.
Дальнейшая судьба монастыря была связана с богатым купцом Александром Николаевичем Мамонтовым. После тяжелой и продолжительной болезни Александр Николаевич отошел от дел мирских и занялся делами церковными. В 1880 году он становится попечителем приходской церкви в Наволоке, в 1883 году, не без его инициативы, приход вновь переводится в церковь Успения бывшей Рдейской пустыни и, наконец, в 1887 году по указанию Синода монастырь открывается вновь, как женская "житейская обитель с училищем для малолетних детей". Этому открытию немало поспособствовало предоставление Мамонтовым капитала в 6.000 рублей. Благодаря материальной поддержке Мамонтова в монастыре развернулось большое строительство. По описанию 1890 года, кроме каменной церкви Успения в монастыре была еще деревянная часовня, два жилых корпуса (двухэтажный деревянный и трехэтажный полукаменный), хозяйственные постройки, погреба, конюшни, сараи для дров и склады для провизии, хлебный амбар, прачечная и баня, каретный двор. Кстати, наличие каретного двора, подтверждает свидетельства местных жителей, что некогда к монастырю вела вполне приличная дорога, которая поддерживалась в порядке системой дренажа. Сегодня же к руинам Рдейского монастыря карета может прибыть только по воздуху.
В 1890 году игуменья Евсевия получает разрешение строить каменную ограду вокруг монастыря. Каменной, она была, правда, только с восточной стороны, в то время как с других сторон - деревянной. Ограда, остатки которой и сегодня встречают путников, была возведена после 1893 года. Далее Мамонтов ходатайствует о строительстве в Рдейской пустыни нового каменного храма на 750 человек. В августе 1896 года по приглашению игуменьи Евсевии в монастырь прибыл новгородский епархиальный архитектор А. Н. Дьяков, который пришел к выводу, что церковь Успения находится в аварийном состоянии. Выводы Дьякова были приведены членами консистории в Императорскую Археологическую Комиссию в октябре 1896 года. Консистория ходатайствовала о сносе старой церкви и постройке новой. Одним из аргументов в пользу сноса служила недостаточность места для строительства нового большого храма. Императорская же комиссия выступала за сохранение старой церкви. В конце концов, возобладало мнение консистории: "Если благотворитель пустыни даст средства на постройку храма, то настоящий следует разобрать".
Строительство новой церкви Успения началось в 1898 году и было закончено в 1902-ом. Мамонтов пожертвовал на строительство 150.000 рублей, однако расходы перекрыли смету более чем в два раза. Стоимость строительства составила 350.000 руб. Автором проекта являлся академик Каминский, исполнителем работ - архитектор Борютин. Иконостас выполнил московский мастер Захаров.
Александр Николаевич Мамонтов не дожил до завершения строительства, но его сын довел дело до конца. Освящение храма состоялось 19 сентября 1902 года. Интересно отметить, что храм был оборудован более чем современной системой парового отопления. В подвале был котел (его остатки видны и сегодня), который нагревал воду, пар от которой, поступая по трубам наверх, обогревал все здание.
В 1932 году храм был закрыт. По свидетельствам местных жителей постройки монастыря сильно пострадали во время войны, когда по ним нанесли удар немецкие войска. Их целью являлись местные партизаны. Тогда же была уничтожена колокольня, дабы не могла служить партизанам смотровой вышкой.
Сегодня из всех монастырских построек сохранились только руины Успенского собора и фрагмент восточной части каменной монастырской ограды. Кое-где на местности, особенно вблизи самого монастыря, читается старинная дорога. Сохранилось монастырское кладбище с чугунными крестами. Внутри собора интересны мраморные детали иконостаса и ажурные чугунные решетки на окнах. Длинный путь через труднопроходимые болота предохраняет их от разграбления. Отчасти. На крыше собора растут деревья, на некоторых луковках сохранились кресты.
📌
Отправляться в эти края лучше всего зимой, когда болото замерзает. Именно в это время красота монастыря может открыться в полной мере: преимущественно лиственный лес сбрасывает листву, открывая взору величественные руины.
Описание маршрута можно легко найти в интернете, в зависимости как вы планируете добираться до монастыря. Будьте предельно осторожны на болоте, одевайтесь соответствующе и носите болотные сапоги (зимой сойдут и обычные, главное чтобы ноги оставались в сухости и тепле).
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: