Батарея№315 – башенная батарея, расположена на южной оконечности полуострова Сырве, на мысе Церель (Сааре). Состояла из двух 180-мм двухорудийных установок МБ-2-180, командного пункта командира батареи, запасного командного пункта (вынесенного почти на берег моря), двух котельных с котлами на дизтопливе, оборонительных дотов и огневых позиций двух зенитных батарей 76-мм орудий. Рядом с командным пунктом размещались мачта антенны радиостанции и дальномерная вышка. Для маскировки вышка строилась из гранитных камней как основание старой мельницы. На верхней площадке вышки установили восьмиметровый артиллерийский дальномер ДС-8 («Цейс»), размещавшийся в бронированной рубке. Следует заметить, что командный пункт 315-й батареи был расположен точно на позиции батареи №40 (4х120-мм) времен Первой мировой войны. Командир батареи капитан Стебель Александр Моисеевич. Главной задачей батареи – не допустить прорыва кораблей противника в Рижский залив, через Ирбенский пролив.
Батарею № 315 строил 34-й отдельный инженерно-строительный батальон ВМФ в составе 1200 человек под командованием майора К. С. Воинова. На строительные работы также привлекались и местные жители в соответствии с договоренностью между правительствами (до вхождения в состав СССР). Заработную плату тогда им выплачивали золотыми червонцами, и те, кто работал на строительстве, смогли купить лошадей и обзавестись хозяйством. Однако район строительства объявлялся закрытой зоной, и более 300 семей с окружающих хуторов были переселены. Сметная стоимость работ по строительству 315-й батареи составляла 20 млн рублей (без стоимости матчасти)».
Двенадцатидюймовая башенная батарея ББ-315, которой командовал капитан Александр Стебель, открыла счет потопленных немецких кораблей 12 июля 1941 г. В этот день был разгромлен конвой, пытавшийся пройти по Ирбенскому проливу. Орудия ББ-315 сковывали морские перевозки немцев в этом районе в течение 4 месяцев.
4 октября противнику за счет больших потерь удалось прорваться к мысу Церель. Командиру 315 батареи вторично предложили уйти на о.Хийумаа, где он был нужнее со своим богатейшим опытом. Но капитан Стебель отказался, сказав: - Вместе пришли мы сюда, вместе строили батарею, вместе топили фашистские корабли, вместе и уйдем отсюда или погибнем в бою. Уничтожение батареи готовилось очень тщательно. С наступлением темноты 4 октября 1941 г.батарея произвела последний залп по немецким войскам, и Стебель приказал взорвать башни. Возле батареи в октябре моряки-артиллеристы и красноармейцы гарнизона острова Сааремаа приняли последний бой. Многие из них погибли, оставшиеся в живых почти все попали в плен, в том числе и капитан Стебель. В лагере немцы предлагали ему организовать восстановление ББ-315, а затем - стать командиром одной из береговых батарей на побережье Ла-Манша. Однако Стебель отказался, сказав, что если вы хотите осушить батарею, то вам придётся осушить всё Балтийской море. Сержант Н. Н. Пушкин вспоминает: «Когда гитлеровские войска приблизились к огневым позициям, более двухсот артиллеристов пошли защищать сухопутные подступы к батарее. Поддерживаемые орудийным огнем, они под руководством военкома батареи Белякова много раз ходили в контратаку на врага. Земля полуострова Сырве была усеяна трупами гитлеровцев. В первых числах октября гитлеровцы, понеся большие потери, подошли вплотную к батарее. На орудиях кончился боезапас, и капитан Стебель приказал взорвать башни. Со слезами наглазах мы подрывали пушки, уничтожали приборы управления огнем, затопляли подземные помещения». На обломках батареи с новой силой разгорелся рукопашный бой... Капитан Стебель с группой моряков сражался до конца и, будучи раненным, попал в плен. Гитлеровцы зверски истязали его. Но командир-коммунист стойко перенес чудовищные пытки и погиб героем. Москва приняла радиограмму, переданную открытым текстом: "Радиовахту закрываю, иду в бой, в последний бой". На вопрос принимавшего радиста, каково положение на острове, последовало: "Прощайте, прощайте..." В 16 ч. 10 м. связь с героическими защитниками острова Саарема прервалась. Это была последняя весточка с о.Сааремаа. В 43 году немцы пытались осушить батарею с целью ее восстановления и использования против наступающих советских частей. Более двух недель немцы откачивали воду из башен, потерн и центрального поста мощными насосами, но результата не получили. Проверялась, с помощью красителей возможность связи системы затопления батареи с морем, но эта связь не подтвердилась. Было и предположение о сильных, грунтовых водах. Немцы торопились с осушением батареи. Им крайне важно было знать, каким именно способом затоплены потерны и центральный пост. От военнопленных немцы дознались, что затоплением батареи занимался лично капитан Стебель, поэтому он и доставлен в 43 году на батарею. Ему предложили за жизнь и свободу возглавить работы по осушке и восстановлению батареи. Но бывший командир 315-й батареи категорически отказался. Из воспоминаний краснофлотца Зеленского М.Н.: " В октябре сорок четвертого года я сновабыл солдатом Красной Армии. Мне довелось брать в плен немцев именно там, где в 1941 в плен взяли меня. При высадке нашего десанта на о. Сааремаа ни одного артиллерийского выстрела немцы не произвели и сотни наших солдат и офицеров, которые могли бы погибнуть отснарядов 315-й батареи при освобождении п/о Сырве в 1944 г. если бы немцы ее восстановили,остались живы". После войны, батарея имела номер 360. Орудий не имела, но велись работы по её восстановлению. После хрущевской военной реформы, когда был дан приоритет ракетному оружию, а от береговой артиллерии было решено отказаться, легендарная батарея оказалась заброшенной вовсе. На сегодняшний день, оба артблока полностью затоплены.
По материалам сайтов travelzone.lv, urbex.ee, wikimapia.org
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: