Кирпичный завод и усадьба «Савикко» [TR/18771]

Арка входа
Арка входа
Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Архитектурный
Исторический
Размер: Нормальный
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
СПб и Ленинградская обл.
Выборгский р-н
Ближайший нас.пункт
Кирпичное
Оценки тайника[?]
Доступность: 3
Местность: 4
Рейтинг
4.68Рекомендаций: 2Нашли: 32
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
все, что осталось от усадьбы
все, что осталось от усадьбы
Труба кирипичного завода
Труба кирипичного завода
Кирпич с клеймом "Savikko"
Кирпич с клеймом "Savikko"
Усадьба Савикко в середине 1930-х гг.
Усадьба Савикко в середине 1930-х гг.
Автор: Kesha&Ko
Создан: 29.05.2016
Опубликован: 29.05.2016
(отредактирован: 04.05.2020)
Компаньоны: жена Алена

Описание окружающей местности

В наследство от ледникового периода у восточного берега озера Перкъярви, которое теперь носит название «Большое Кирилловское», остался толстый слой глинистых отложений. Этот участок местности деревенские жители называли «Савикко», что в переводе означает «глиняное» или «суглинистая почва». В 1900 году Председатель Земского собрания Санкт-Петербургской губернии, генерал-майор, светлейший князь Иван Николаевич Салтыков купил здесь три больших земельных участка, на которых основал кирпичное и лесопильное производство.

На берегу озера Перкъярви молодой архитектор Вячеслав Александрович Погонкин построил для князя роскошный трехэтажный дворец. Фотографии дворца можно найти на старинных открытках. Огромная «Белая усадьба» занимала значительную площадь, к ней подходила узкоколейка, проложенная в 1905 году от станции Перкъярви (Кирилловское), так что при желании князь мог доехать до станции Перкъярви в собственном маленьком пассажирском вагоне, и по пути заглянуть на завод, чтобы узнать, как там идут дела. Но эта железнодорожная ветка использовалась в основном для подвоза материалов и отправки готовой продукции. Руководителем работ по ее строительству был Антти Мааярви, который в связи с успешным их завершением получил от князя памятный подарок – серебряные карманные часы. Максимальная скорость состава, который ходил по этой ветке, должна была быть не более 20–30 километров в час.

Выпуск кирпичей, осуществлявшийся кустарями и мелкими предприятиями, производился в Финляндии начиная уже с XIII века. Но современная кирпичная промышленность создавалась на базе таких предприятий, как «Акционерное общество «Saha ja Tiili» («Пила и кирпич»), выросшего из салтыковского кирпичного завода. В 1902–1906 гг. кирпичным производством, расположенным на участке Савикко, ведает управляющий Владимир Ряжехатников. В 1908 г. была сдана в эксплуатацию котельная с дымовой трубой.

Вначале ХХ века в здешних местах началось бурное дачное строительство и кирпичное производство процветало. Из захолустной деревни Перкъярви превратилось в довольно оживленное место. В деревне было 94 дома. Кирпичный завод «Савикко» стал самым крупным на Карельском перешейке. Экземпляры этого кирпича можно встретить и сегодня по всему Карельскому перешейку, как в "финляндской", так и в "российской" его части.

За все время существования завода наиболее успешными и результативными были 1928–1930 годы. В этот период объемы производства были довольно значительными. 

 Но в 1931 году производство пришло в упадок, и Салтыков продал предприятие акционерному обществу «Выборгский лесопильный завод». К тому же, после смерти супруги годом ранее, он переехал во Францию. Его новая жена Нина, ставшая вскоре вдовой, несколько раз приезжала в Перкъярви, чтобы распродать остатки графской собственности. Так здание усадьбы «Савикко» было продано общине Муолаа и частично разобрано на стройматериалы. Финские крестьяне не знали, что делать с огромным дворцом и попросту стали разбирать его на стройматериалы. Кирпич от усадьбы активно использовался при строительстве церкви прихода Эюряпяа, тоже полностью разрушенной во время Зимней войны в 1940 году. До настоящего времени руины салтыковской усадьбы просматриваются с противоположного берега озера. Сейчас, к сожалению, осталась только арка главного входа с башней, напоминающей минарет. Вторая башня, по свидетельствам, которые удалось найти в интернете, обрушилась около 10 лет назад.

Что касается завода, то во время боевых действий 1939–1940 гг. кирпичный завод почти не пострадал, только в трубе снарядом была сделана выбоина. В период с 1943 по 1944 год производство в нем наладили возвратившиеся финские рабочие. Затем восстановлением производства занимались советские специалисты. По всей видимости, к 1951 г. в цехах уже жарко полыхали печи, бегали вагонетки с сырьем и готовым продуктом. Узкоколейка до станции Перкъярви в то время еще функционировала, по ней на завод доставляли необходимые материалы и вывозили готовый кирпич. Первыми директорами были В.И. Павлов, Я.И. Эйдельман и В.А. Ховрич. В штате числилось чуть более сотни работников, среди которых трудились и расконвоированные заключенные с условно-досрочным освобождением. На заводе имелась продуктовая лавка, где трудящиеся могли отведать дешевого вина в розлив. По мере истощения местных глиняных карьеров производство кирпича постепенно сокращалось, пока не остановилось вовсе. В середине 1980-х гг. (вероятнее всего в 1985 г) завод прекратил выпуск продукции и встал на консервацию. С этого момента и началось его медленное разрушение. Основным мотивом прекращение работ, было истощение местных запасов глины. Вскоре и узкоколейка была разобрана, а оставшаяся насыпь местами используется как обычная лесная дорога.

В мае 2016 года от завода сохранилась следующие объекты:

Во-первых, символ завода - кирпичная труба. Стоит себе в «чистом поле», а рядом ничего нет. От  цехов по обжигу кирпичей нет и следа.

Во-вторых, остатки здания заводоуправления. Остались только стены. Крыша и полы провалились. Хотя еще в 2011 году в здание спокойно можно было входить.

В-третьих, гаражи за заводоуправлением. Боксы все еще весьма крепкие.

В-четвертых, еще один какой-то вспомогательный цех.

В-пятых, остатки некого строения, где по некоторым данным до войны было паровозное депо.

В-шестых, кирпичный жилой дом 1903 года постройки. Как ни странно, в нем еще кто-то живет. Но дом в ветхом состоянии.

Ну и карьеры, где добывали глину, заполненные мутной и грязной водой.

 

Использованы материалы с сайтов:

http://mybiblioteka.su/5-136941.html

http://amsmolich.livejournal.com/200086.html

А также из книги: Карельский перешеев. Земля неизведанная. Часть 7. Центральный сектор. СПб, 2004. 

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

romeos_88 (10.11.2022 14:02:52)
2 ноября в компании Surikot осматривали остатки кирпичного завода и усадьбы.
Интересно было представить здесь узкоколейку (по сохранившимся прямым тропам, насыпям и паровозному депо).
Удивились полужилому дому бывшего завода. Со стороны он кажется намного ниже из-за расположения в низине.
Больше всего впечатлились руинами усадьбы. Выходили к ним из леса, поэтому было некое чувство открытия чего-то забытого-утерянного. Сейчас уже нет листвы, и рассмотреть арки можно с разных сторон.
Бокс нашли быстро. Место прям притягивает взгляд. Постарались хорошо замаскировать мхом, ветками и листьями. Пожалуйста, маскируйте тщательнее.
Хороший тайник. Хоть не увидели уже трубу в «чистом поле», но барашки вполне компенсировали этот пробел)
Спасибо!
Surikot (03.11.2022 15:03:27)
Вязли вчера, 02 ноября 2022, вместе с romeos_88.
Поначалу думали, что не сохранилось ничего зрелищного, но пропала только труба в заголовке, а вот часть входной группы усадьбы на месте - приятный сюрприз. Все остальные постройки идентифицировали с помощью Викимапии.
Контейнер был абсолютно мокрый. Судя по записи, кто-то нашел его случайно, и не загерметизировал должным образом. Заменили контейнер, напихали силикагеля. Сделали качественную маскировку из мха взамен палевным кирпичам.
Дошли до берега Большого Кирилловского озера, полюбовались на одинокую лодку.
На обратном пути спугнули группу барашков - как же смешно они бегают на своих тонких ногах!
Romeo (26.11.2021 16:18:55)
shad0wrunner (06.08.2021 00:01:36)
Kopatychi (05.09.2020 21:20:48)
Супруны (15.06.2020 11:08:39)
pevkes (21.05.2020 21:33:40)
KateD (04.05.2020 22:25:02)
andreytimon (25.09.2019 20:39:22)
111Andy111 (11.08.2019 20:52:08)
Саша Грач (22.06.2019 21:32:09)
Lucy.Geo (01.06.2019 19:19:35)
-nz- (20.10.2018 11:59:51)
Карелия (21.09.2018 01:32:38)
Sergafan (09.09.2018 20:40:16)
Myrzilka78 (20.08.2018 07:34:30)
четыре (04.06.2018 00:39:44)
A&Y (25.11.2017 22:34:49)
izgoy (26.07.2017 23:36:22)
jamget (14.06.2017 00:49:26)
Batkovna (04.06.2017 23:23:29)
EvgenVBG (04.06.2017 22:05:56)
Hente (02.04.2017 18:56:23)
Cossacks (12.03.2017 08:38:43)
Сева и Даша (11.08.2016 18:34:28)
Задохликовый тупик (05.06.2016 12:35:46)
Gluker (05.06.2016 10:43:40)
Sergio79 (05.06.2016 09:49:44)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.