На старых топографических картах на железной дороге Нижний Новгород – Арзамас севернее моста через Сережу указана разобранная железнодорожная ветка, изогнувшаяся причудливым крючком.
Что это за железная дорога, для чего и когда она существовала?
Для того, чтобы попытаться ответить на этот вопрос, мы совершили несколько экспедиций в этот вроде бы недалекий, но загадочный угол нижегородской области.
В первый раз задачей было установить, остались ли вообще на местности какие-либо следы от этой ветки, и куда она ведет. Приехав осенью, кажется, еще 2014 года, в район поисков, вооружившись спутниковыми снимками, мы двинулись по одной из заваленных просек, пересекающих (как предполагалось) ход железнодорожной ветки. Буквально через 200 метров обнаружилась хорошо сохранившаяся насыпь шириной в несколько метров, по которой можно было идти. Местами насыпь превращалась в выемку, но все равно однозначно идентифицировалась на местности. Прелая листва деревьев не скрывала неровности, характерные для полностью сгнивших шпал.
Через полкилометра показались поросшие лесом холмы – железная дорога пришла в старый карьер, рекультивированный, распаханный и заросший сосновым лесом, глубиной 2-6 метров в зависимости от рельефа.
Никаких строений или артефактов на месте мы не нашли.
Вернулись по насыпи до пересечения с грунтовой дорогой на Черемас и попытались найти ход в сторону основной железной дороги – но насыпь как испарилась. Место пересечения с грунтовкой находится в пойме реки Сущевка и дорогу в том месте не раз подсыпали.
Видимо, в ходе таких работ участок насыпи и был уничтожен, а лес вокруг зарос непроходимым кустарником.
Вернувшись домой, снова засел за спутниковые снимки. Да, на них заметны неоднородности растительного покрова, совпадающие с картой. Значит, должно сохраниться что-то и на местности. Решено искать мост через реку Сущевка – вряд ли сохранился он сам, но насыпи подходов должны устоять точно.
Однако в следующий раз мы оказываемся там только в начале лета 2016 года.
Жара, комары. Впереди – пойменный лес, заросший крапивой и кустарником. Где-то посреди всего этого великолепия прячутся от нас остатки моста и ход примыкания к железной дороге Арзамас-Нижний Новгород.
Вооружившись мачете и пивом и собравшись с силами, двигаем в заросли. И через полчаса блужданий таки находим ее, заросшую лесом и кустарниками монументальную насыпь на подходе к речке Сущевке. От моста, конечно, ничего не осталось, и реку мы переходим по бревну.
По мере продвижения к воображаемой стрелке железная дорога поднимается вверх, одновременно насыпь становится все ниже и ниже, и наконец выходит из леса на пустое пространство вдоль железной дороги. Как некий километровый камень, почти на границе леса из-под земли торчит забытый всеми рельс этого загадочного карьерного подъездного пути.
На открытом пространстве хорошо видно, как малозаметная насыпь подходит к основному пути и примыкает к нему в сторону Арзамаса. Правда, действующая железная дорога стала существенно выше за эти десятилетия – подушку ж\д пути обновляют и подсыпают регулярно.
Полоса вдоль железной дороги была не так давно расчищена от растительности тяжелой техникой: после пожаров 2010 года РЖД предпочитает изничтожать все, что может гореть, на далеких подступах к железнодорожному пути.
Этот факт позволяет нам сделать удивительные находки на подходе к месту слияния дорог – деревьев и кустарников нет, да и травы почти тоже, и на старой насыпи тут же находится еще один рельс, несколько старых кованых костылей и россыпи чего-то, похожего на каменно-угольный шлак. Что позволяет предположить, что по этой ветке ходили еще паровозы (хотя надо понимать, что паровозы в некоторых местах работали вплоть до 70-ых годов).
Дойдя до «стрелки», получаем неожиданное вознаграждение: на насыпи растет земляника, спелая, несмотря на то, что еще ранний июнь и в лесу она только цветет.
Вот и все, можно возвращаться. Вряд ли по прошествии многих десятилетий стоило ожидать больших находок.
Что же можно сказать об этой линии?
Во-первых, она действительно существовала.
Во-вторых, судя по типоразмеру найденных рельс, это была линия широкой колеи, а не узкоколейка.
Что касается времени ее постройки и назначении, изначально я предполагал, что это может быть ветка, построенная при строительстве линии Нижний Новгород-Арзамас для подвоза песка для насыпи. Однако, обнаруженный карьер, возможно, служил для добычи доломитовой муки. Во всяком случае, упоминается такой карьер в районе села Чернуха и урочища Соломенная гора. Современные карьеры доломитовой муки находятся также на реке Сережа, но уже ниже по течению, между Чернухой и Пошатово.
Таким образом, установить дату строительства этой ветки сейчас затруднительно.
Разобрана же она была, если судить по картам, не позднее конца 70-ых.