Исчезнувшие железные дороги: карьер у реки Сережа [MS/18897]

ТАЙНИК
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Исторический
Природный
Техноген
Фортификация
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Нижегородская обл.
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Чернуха
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 3
Местность: 2
РЕЙТИНГ
3.00Нашли: 2
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Автор: Duke Solo
Создан: 11.06.2016
(отредактирован 30.06.2016)

Описание окружающей местности

На старых топографических картах на железной дороге Нижний Новгород – Арзамас севернее моста через Сережу указана разобранная железнодорожная ветка, изогнувшаяся причудливым крючком.

Что это за железная дорога, для чего и когда она существовала?

Для того, чтобы попытаться ответить на этот вопрос, мы совершили несколько экспедиций в этот вроде бы недалекий, но загадочный угол нижегородской области.

В первый раз задачей было установить, остались ли вообще на местности какие-либо следы от этой ветки, и куда она ведет. Приехав осенью, кажется, еще 2014 года, в район поисков, вооружившись спутниковыми снимками, мы двинулись по одной из заваленных просек, пересекающих (как предполагалось) ход железнодорожной ветки. Буквально через 200 метров обнаружилась хорошо сохранившаяся насыпь шириной в несколько метров, по которой можно было идти. Местами насыпь превращалась в выемку, но все равно однозначно идентифицировалась на местности. Прелая листва деревьев не скрывала неровности, характерные для полностью сгнивших шпал.

Через полкилометра показались поросшие лесом холмы – железная дорога пришла в старый карьер, рекультивированный, распаханный и заросший сосновым лесом, глубиной 2-6 метров в зависимости от рельефа.

Никаких строений или артефактов на месте мы не нашли.

Вернулись по насыпи до пересечения с грунтовой дорогой на Черемас и попытались найти ход в сторону основной железной дороги – но насыпь как испарилась. Место пересечения с  грунтовкой находится в пойме реки Сущевка и дорогу в том месте не раз подсыпали.

Видимо, в ходе таких работ участок насыпи и был уничтожен, а лес вокруг зарос непроходимым кустарником.

Вернувшись домой, снова засел за спутниковые снимки. Да, на них заметны неоднородности растительного покрова, совпадающие с картой. Значит, должно сохраниться что-то и на местности. Решено искать мост через реку Сущевка – вряд ли сохранился он сам, но насыпи подходов должны устоять точно.

Однако в следующий раз мы оказываемся там только в начале лета 2016 года.

Жара, комары. Впереди – пойменный лес, заросший крапивой и кустарником. Где-то посреди всего этого великолепия  прячутся от нас остатки моста и ход примыкания к железной дороге Арзамас-Нижний Новгород.

Вооружившись мачете и пивом и собравшись с силами, двигаем в заросли. И через полчаса блужданий таки находим ее, заросшую лесом и кустарниками монументальную насыпь на подходе к речке Сущевке. От моста, конечно, ничего не осталось, и реку мы переходим по бревну.

По мере продвижения к воображаемой стрелке железная дорога поднимается вверх,  одновременно насыпь становится все ниже и ниже, и наконец выходит из леса на пустое пространство вдоль железной дороги. Как некий километровый камень, почти на границе леса из-под земли торчит забытый всеми рельс этого загадочного карьерного подъездного пути.

На открытом пространстве хорошо видно, как малозаметная насыпь подходит к основному пути и примыкает к нему в сторону Арзамаса. Правда, действующая железная дорога  стала существенно выше за эти десятилетия – подушку ж\д пути обновляют и подсыпают регулярно.

Полоса вдоль железной дороги была не так давно расчищена от растительности тяжелой техникой: после пожаров 2010 года РЖД предпочитает изничтожать все, что может гореть, на далеких подступах к железнодорожному пути.

Этот факт позволяет нам сделать удивительные находки на подходе к месту слияния дорог – деревьев и кустарников нет, да и травы почти тоже, и на старой насыпи тут же находится еще один рельс, несколько старых кованых костылей и россыпи чего-то, похожего на каменно-угольный шлак. Что позволяет предположить, что по этой ветке ходили еще паровозы (хотя надо понимать, что паровозы в некоторых местах работали вплоть до 70-ых годов).

Дойдя до «стрелки», получаем неожиданное вознаграждение: на насыпи растет земляника, спелая, несмотря на то, что еще ранний июнь и в лесу она только цветет.

Вот и все, можно возвращаться. Вряд ли по прошествии многих десятилетий стоило ожидать больших находок.

Что же можно сказать об этой линии?

Во-первых, она действительно существовала.

Во-вторых, судя по типоразмеру найденных рельс, это была линия широкой колеи, а не узкоколейка.

Что касается времени ее постройки и назначении, изначально я предполагал, что это может быть ветка, построенная при строительстве линии Нижний Новгород-Арзамас для подвоза песка для насыпи. Однако, обнаруженный карьер, возможно, служил для добычи доломитовой муки. Во всяком случае, упоминается такой карьер в районе села Чернуха и урочища Соломенная гора. Современные карьеры доломитовой муки находятся также на реке Сережа, но уже ниже по течению, между Чернухой и Пошатово.

Таким образом, установить дату строительства этой ветки сейчас затруднительно.

Разобрана же она была, если судить по картам, не позднее конца 70-ых.

Описание тайника

Содержимое тайника

SATA кабель, монетки, что-то еще... не помню.

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

RaFaeL (18.09.2016 23:05:50)
Думал, куда поехать за грибами, решили поехать сюда. Тайник нашли, грибов набрали
Дарк (02.08.2016 12:57:22)
Хорошо прогулялся по лесу) Дорогу разбили лесовозы, рисковать не стал и оставил машину перед мостом через р.Сережа. Спасибо автору!!!
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры
Легализация документов Апостиль http://www.lan.by.

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116