28.09.1994 года балтийские страны и весь мир потрясла новость о гибели парома «Эстония».
Паром был построен в 1979 году в Германии. За годы эксплуатации сменил не одно имя и не одного владельца. Последним владельцем стала компания ЭстЛайн, которая и дала парому имя «Эстония». Судно предназначалось для паромного сообщения между Таллином и Стокгольмом.
Паром «Эстония» был роскошным судном, предлагавшим своим пассажирам не только перемещение из одного пункта в другой, но и массу различных увеселений, таких как сауна, кинотеатр, дискотека, детская комната и многое другое. Да и сам факт перевозки пассажира вместе с его авто был в то время роскошью. Паром был рассчитан более чем на 400 авто.
27.09.1994 года все было как обычно, шла погрузка на паром в Таллине. 989 человек вместе с экипажем отплыли в Стокгольм. Погода была замечательная, но прогнозировалось ухудшение…
Ночью начался шторм, судно сильно раскачивало.
Примерно в час ночи раздались два глухих удара, после чего судно начало сильно кренить на один бок.
Почти все люди оказались в ловушке. Лишь немногие успели выбраться на верхнюю палубу. Но по рассказам немногих выживших очевидцев, у них было совсем мало времени, чтобы сориентироваться в ситуации дальше. Ни о какой централизованной эвакуации речи не шло. Была ночь, сильно штормило, люди прыгали в ледяную воду.
Паром Мариэлла первым прибыл к месту катастрофы. Моряки пытались спасти хоть кого-нибудь. Плохие погодные условия сильно усложняли задачу. Спасательные плоты были зачастую пустые. Люди погибали прямо в воде от переохлаждения. Спасательные вертолеты прибыли только спустя полтора часа после трагедии. Доставали из воды еле живых или уже погибших.
К утру из 989 пассажиров и членов экипажа удалось спасти только 137 человек, 95 человек погибли, а 757 человек числились без вести пропавшими.
Хотя паром затонул на глубине 80 метров не очень далеко от суши, все равно было принято решение не поднимать его на поверхность и считать место затопления – местом погребения 757 человек (все бумаги всеми заинтересованными странами для этого были подписаны). Корпус судна вместе со всеми погибшими замуровали бетоном.
Причину гибели парома установили: сорвало визоры (это элементы аппарели, которые открываются и дают возможность автомобилям въехать на грузовую палубу), вследствие чего и началось затопление судна. Только вот почему это произошло – до сих пор является спорным вопросом… Техническая неисправность? Шторм? Взрыв?
Памятный знак о крушении парома «Эстония» установлен на мысе Нинасе – ближайшей точке на суше от нынешнего места затопления парома.