Осударева дорога (Мыс Вардия) [TR/1903]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Традиционный
Класс: Исторический
Природный
Прогулка
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Карелия респ.
Беломорский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Вирандозеро
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 4
Местность: 5
РЕЙТИНГ
5.00Рекомендаций: 6Нашли: 9
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: СкиталецЪ
Создан: 10.10.2006
(отредактирован 16.06.2008)
Компаньоны: CJ, Stealth (Serg_Club4x4), Экспедиция 4х4 Осударева дорога 2006

Описание окружающей местности

Мыс Вардегородский, или его современное название мыс Вардия, – отправная точка Осударевой дороги. Именно здесь 16 августа 1702 года началась высадка двенадцатитысячного войска Петрова для осуществления беспримерного в истории человечества военного похода по «болотам и мхам» по «новопостроенной першпективе от Нюхчи к Повенцу». Факт самой экспедиции подтверждается историческими документами. Но до сих пор на карту не перенесено точное прохождение маршрута трассы. Известно лишь ее начало, несколько промежуточных точек и ее конец.

Высадке десанта предшествовала постройка в июле 1702 года на мысе Вардегородский «специальную пристань, способную принять «новоманерные» суда». Два фрегата «Святой дух» и «Курьер», построенные в начале лета на северодвинской судоверфи Вавчуга имели размеры 20 метров в длину и 5 метров в ширину, при 2.5 метров высоты. Это были очень большие корабли – для примера у современных автопоездов почти идентичные размеры. И вот здесь начинается главная загадка Осударевой дороги. Был или нет, осуществлен волок этих фрегатов? По народным преданиям и легендам, а также по отрывкам из архивных документов вроде как следует, что, несомненно, был. Однако есть несколько фактов, которые опровергают это.

Вот несколько таких фактов. На этом участке Поморского берега с 16 века существовало Соловецкое Нюхоцкое усолье – солеварный промысел из морской воды. Обычно в таких пунктах строились амбары, колодцы, жилые избы и солеварницы. Пристаней в обычном понятии этого слова у поморов как не существовало, так и не существует до сих пор. Лодки вытаскиваются на берег при помощи цепи и ворота на берегу. Технология очень простая – во время прилива лодка подходит как можно ближе к берегу, с отливом она садится на мель и ее вытаскивают на берег воротом.

Теоретически для более тяжелых судов на дно укладывается гать из бревен, смазанных медвежьим жиром. Как это работает на практике, и работает ли вообще, никто не проверял. Тем более в документах значится именно «пристань». Так может быть пристань была построена именно обычная, и построена не для подъема судна, а для облегчения погрузки/выгрузки войска, пушек и обоза?! Это первая загадка.

Вторая и самая главная – как можно было за восемь дней преодолеть путь в 260 километров, таща за собой два фрегата не по ровному асфальту, а по только что построенной (всего за месяц) новой «першпективе». Фактически по болоту, преодолевая в час по километру. По компетентному мнению современных дорожников, такое не под силу даже в наше время. А вот если к войску не было «прицеплено» два фрегата, то вполне возможно преодолеть такие расстояния, даже таща за собой тяжелое вооружение.

И третье – фрегаты «Святой дух» и «Курьер» нигде под Нотебургом и на Балтике ни в одном документе не упоминаются. Зато есть документальные свидетельства 1708 года, о том, что фрегаты несут вахту у северодвинских устий. Там, где и были построены. Неужели их «перетащили» обратно. Есть еще один документ, который подтверждает волок двух малых судов-буеров этой дорогой, но в 1703 году полком Матвея Бардовика. Так может людская молва соединила эти два события?!

Как бы то ни было. Финиш нашей трофи-экспедиции был запланирован именно в этой точке. Хотя ничего примечательного, для тех, кто ищет что-то значительное, на мысу нет. Стоит лишь современный указатель «о том, что первая государственная дорога начиналась здесь» - уже, кстати, достопримечательность, да креста – тоже современного. Нет никаких намеков на пристань. Ничего. Только бескрайнее Белое море уходящее к горизонту. Для меня и этого достаточно, чтобы превратить это место в достопримечательность.

Описание тайника

Содержимое тайника

- бинты стерильные 2 шт.
- суперклей
- открытка CITO
- магнит CITO
- антикомариное средство
- набор рюмок на троих (стекло)
- ароматные палочки (большая упаковка)
- лейкопластырь (10 шт.)
- и еще какие-то предметы

+ блокнот, карандаш, силикагель

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

Tzar (06.10.2011 15:41:27)
Tzar, Кирилл aka Dager7 и Дед были на мысе Вардия 09.09.2011.
8-го сентября приехали к Руйге. Сунулись вначале по дороге вдоль, но быстро остыли. Т.к. изначально хотели начать путь по Осударевой дороге с воды, встали на ночевку на берегу. Накачали лодку. Утром, повесив мотор, отправились вниз по Руйге. Эта Руйга только называется речкой, на самом деле ручей-ручьем. Ближе к устью, правда, удалось даже на моторе пару километров пройти, а так больше тащили, чем плыли. В самом устье большой перепад высот, а выходили по отливу. Местами просто поднимали лодку и тащили через каменные гряды. Дальше отойдя по руслу километра 2 от берега, решили все- таки повернуть в сторону Варди. Так сорвали шпонку блин, глубина 30 сантиметров! Запасной само - собой не оказалось. Скрутили кое-как из кольца для ключей. Затем Дед тащил лодку волоком еще метров 300 в сторону моря – только у него болотники были :) Потом еще метров 400 на веслах. В общей сложности километра 3 – и можно поворачивать к мысу! Зато я понял, почему Петр начал дорогу от мыса, а не из устья какой-нибудь речки. Глубины, О!
Тайник нашли легко. Взяли магнит CITO и кораблик, который положили в тайник на Сумском яме. Он начал свой путь в сторону Онеги! Положили сувенирное яйцо «Санкт-Петербург» и еще что-то. Медведей не видели, не было даже следов и какашек.
Передохнули у домов, выпили бутылку портвейна, сделали пару шпонок из гвоздя, выдернутого из стены. И в обратный путь! Назад шли по приливу. Прошли примерно тем-же путем на всякий случай, но, по ощущениям, вода поднялась метра на полтора, так что можно было и напрямик.
Удивительное место. Одно из тех, где надо побывать.
Dager7 (01.10.2011 00:09:14)
Были с Тzar /ом 09.09.2011 2 нивы.Дорогу стали проходить с Вардии. Машины оставили на Руйге. Далее лодкой до мыса.Попали в отлив,лодку тащили волоком ну и она нас местами.Место красивейшее,тайник на месте.По тайнику отпишет Tzar.Кораблик из контейнера,как просили, потащили на Сумской ям. Дальше пускай следующие. Спасибо!
Генри62 (01.12.2010 12:25:23)
Морда (14.10.2010 10:44:57)
Jackie (05.10.2010 00:31:46)
Генри62 (27.08.2010 15:31:16)
CJ (15.06.2008 14:51:18)
nub1an (30.05.2008 01:16:47)
nub1an (09.10.2007 00:24:42)
Karaedus Vulgarius (31.08.2007 22:40:46)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117 Карта 118 Карта 119 Карта 120 Карта 121 Карта 122