Осударева дорога (Мыс Вардия) [TR/1903]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Исторический
Природный
Прогулка
Размер: Неизвестно
Сезонные ограничения отсутствуют
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Карелия респ.
Беломорский р-н
Ближайший нас.пункт
Вирандозеро
Оценки тайника[?]
Доступность: 4
Местность: 5
Рейтинг
5.00Рекомендаций: 6Нашли: 10
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: СкиталецЪ
Создан: 10.10.2006
Опубликован: 26.10.2006
(отредактирован: 16.06.2008)
Компаньоны: CJ, Stealth (Serg_Club4x4), Экспедиция 4х4 Осударева дорога 2006

Описание окружающей местности

Мыс Вардегородский, или его современное название мыс Вардия, – отправная точка Осударевой дороги. Именно здесь 16 августа 1702 года началась высадка двенадцатитысячного войска Петрова для осуществления беспримерного в истории человечества военного похода по «болотам и мхам» по «новопостроенной першпективе от Нюхчи к Повенцу». Факт самой экспедиции подтверждается историческими документами. Но до сих пор на карту не перенесено точное прохождение маршрута трассы. Известно лишь ее начало, несколько промежуточных точек и ее конец.

Высадке десанта предшествовала постройка в июле 1702 года на мысе Вардегородский «специальную пристань, способную принять «новоманерные» суда». Два фрегата «Святой дух» и «Курьер», построенные в начале лета на северодвинской судоверфи Вавчуга имели размеры 20 метров в длину и 5 метров в ширину, при 2.5 метров высоты. Это были очень большие корабли – для примера у современных автопоездов почти идентичные размеры. И вот здесь начинается главная загадка Осударевой дороги. Был или нет, осуществлен волок этих фрегатов? По народным преданиям и легендам, а также по отрывкам из архивных документов вроде как следует, что, несомненно, был. Однако есть несколько фактов, которые опровергают это.

Вот несколько таких фактов. На этом участке Поморского берега с 16 века существовало Соловецкое Нюхоцкое усолье – солеварный промысел из морской воды. Обычно в таких пунктах строились амбары, колодцы, жилые избы и солеварницы. Пристаней в обычном понятии этого слова у поморов как не существовало, так и не существует до сих пор. Лодки вытаскиваются на берег при помощи цепи и ворота на берегу. Технология очень простая – во время прилива лодка подходит как можно ближе к берегу, с отливом она садится на мель и ее вытаскивают на берег воротом.

Теоретически для более тяжелых судов на дно укладывается гать из бревен, смазанных медвежьим жиром. Как это работает на практике, и работает ли вообще, никто не проверял. Тем более в документах значится именно «пристань». Так может быть пристань была построена именно обычная, и построена не для подъема судна, а для облегчения погрузки/выгрузки войска, пушек и обоза?! Это первая загадка.

Вторая и самая главная – как можно было за восемь дней преодолеть путь в 260 километров, таща за собой два фрегата не по ровному асфальту, а по только что построенной (всего за месяц) новой «першпективе». Фактически по болоту, преодолевая в час по километру. По компетентному мнению современных дорожников, такое не под силу даже в наше время. А вот если к войску не было «прицеплено» два фрегата, то вполне возможно преодолеть такие расстояния, даже таща за собой тяжелое вооружение.

И третье – фрегаты «Святой дух» и «Курьер» нигде под Нотебургом и на Балтике ни в одном документе не упоминаются. Зато есть документальные свидетельства 1708 года, о том, что фрегаты несут вахту у северодвинских устий. Там, где и были построены. Неужели их «перетащили» обратно. Есть еще один документ, который подтверждает волок двух малых судов-буеров этой дорогой, но в 1703 году полком Матвея Бардовика. Так может людская молва соединила эти два события?!

Как бы то ни было. Финиш нашей трофи-экспедиции был запланирован именно в этой точке. Хотя ничего примечательного, для тех, кто ищет что-то значительное, на мысу нет. Стоит лишь современный указатель «о том, что первая государственная дорога начиналась здесь» - уже, кстати, достопримечательность, да креста – тоже современного. Нет никаких намеков на пристань. Ничего. Только бескрайнее Белое море уходящее к горизонту. Для меня и этого достаточно, чтобы превратить это место в достопримечательность.

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

DisaV (07.11.2021 15:03:15)
Практика показала, что мыс Вардия, труднодоступная мечта джиперов, легко и непринуждённо достигается пешим порядком в рамках прогулки выходного дня. Если стартовать утром на электричке из Беломорска и на ночь возвращаться туда же, то даже рюкзак с собой можно не брать (налегке пройти маршрут будет ещё проще).
Отдавая должное упорству и целеустремлённости проехавших этот путь на авто, не могу не заметить, что тащиться сюда на лебёдке машине так же противоестественно и иррационально, как и ходить по автомагистрали пешком...

Как уже писал в и-блокноте тайника Нюхча - Святая гора, отправился я на мыс Вардия утром 1 ноября 2021 с пл. Нюхча. Естественно, дальнейший путь после взятия "Нюхчи" лежал по зимнику через восточную окраину болота Вардагорский Мох.
Назвать этот путь сложным я не могу. Ну да, не особо приятно чапать в кроссовках по холодной жиже, но в сравнении с маршрутом следующего дня, когда я ломился на Юково, здесь всё лайтово. Уж там-то мне наглядно показали, что на Вардии "это были ещё цветочки".. :D
Кстати, про цветочки: для цветочков в ноябре в этих широтах может и несезон, а вот клюква на болотах уродилась отменная. Знатная клюква! Так и тянет, вслед за мультяшным Мюнхгаузеном, рассказать про развесистые кусты!)))
Наверно, именно благодаря обилию собираемых по пути ягод брусники и клюквы мне в этот день на протяжении всего 12-часового маршрута не хотелось ни есть, ни пить.

После пересечения очередного ручья, когда дорога подошла близко к берегу моря, я сошёл с неё и проделал остаток пути до мыса Вардия по берегу, по "осушке". Если не лезть глубоко в няшу (как здесь называется илистая грязь на морском дне), идётся вполне неплохо.
Но вот наконец и знаменитый мыс. Пара изб... Табличка, повествующая о начале первой государственной дороги на территории Республики Карелия... Место историческое, но, на мой взгляд, не особо живописное. Может, пасмурная погода лишила его красок, а может (это я сейчас сравниваю с "завтрашним" Юково и с некоторыми другими виденными мной берегами того же Белого моря) оно объективно не представляет собой чего-либо особенного в визуально-эстетическом плане.

А что же тайник, спросите вы... А с ним нет никаких проблем. Мастерски заложенный тайник, невзирая на долгое отсутствие посетителей, чувствует себя прекрасно. Всё сухо-чисто-лучисто!

Читая чужие отчёты, мне представлялось, что к моменту моего попадания на Вардию будет уже вечер, и здесь же я и заночую... Но по факту оказалось, что до вечера ещё далеко, и даже короткий осенний день вполне ещё светел... Я понимал, что идти пешком вдоль берега к следующей моей цели, Юково, будет трудно и долго, при этом знал, что в полночь через станцию Вирандозеро должна проходить электричка на Кемь... Так что я решил сделать "хитрый финт ушами" - выйти на пл. Вирандозеро к электричке и подброситься до ст. Сумский Посад, откуда до Юково идти гораздо ближе (и, как мне казалось, проще).

До электрички было ещё долго, и можно было не спешить... От места закладки тайника я поднялся в горку к останкам деревянного топознака, о которых упоминает Jackie, а затем вышел на продолжение болотистого "тракта" в сторону реки Руйга. На этом тракте меня и настигла темнота. Когда я подошёл к реке, темнота была уже полной. Путь к станции лежал налево, но я для полноты картины решил прежде пройтись вправо до устья Руйги - в те места, что зафиксированы на фотках на этой страничке и где бесславно окончился путь СкитальЦа к мысу Вардия...
Как решил - так и дошёл. Луч фонаря упирался в капельки тумана, так что места с фотографий я опознавал буквально "на ощупь"... Домик этот, между прочим, пребывает в хорошем состоянии - даже лучше, чем на старых фото. Его явно подновили с тех пор. Правда, дверь закрыта, но ночевать тут я в любом случае не собирался.

Моя дальнейшая дорога вела на ст. Вирандозеро и, как ни тянул время, пришёл я туда за пару часов до электрички. Ну ничего, посидел на платформе, дождался... А около часа ночи 2 ноября вышел из элки на Сумпосаде. Спать уже не хотелось. На этот день был запланирован "штурм" Юково и возвращение как можно ближе к Сумскому Посаду. Навигатор оптимистично проложил маршрут от станции до Юково длиной немногим более 30 км, и я решил ещё прогуляться в ночи, чтоб сократить это расстояние хотя бы до 20...
Когда навигатор показал ровно 20 км до цели, я остановился на ночёвку на возвышенности рядом с дорогой Сумский Посад - Колежма... После недолгого сна предстоял новый день. Я ещё не знал, что этот день окажется куда более трудным, чем предыдущий! :)
Tzar (06.10.2011 15:41:27)
Tzar, Кирилл aka Dager7 и Дед были на мысе Вардия 09.09.2011.
8-го сентября приехали к Руйге. Сунулись вначале по дороге вдоль, но быстро остыли. Т.к. изначально хотели начать путь по Осударевой дороге с воды, встали на ночевку на берегу. Накачали лодку. Утром, повесив мотор, отправились вниз по Руйге. Эта Руйга только называется речкой, на самом деле ручей-ручьем. Ближе к устью, правда, удалось даже на моторе пару километров пройти, а так больше тащили, чем плыли. В самом устье большой перепад высот, а выходили по отливу. Местами просто поднимали лодку и тащили через каменные гряды. Дальше отойдя по руслу километра 2 от берега, решили все- таки повернуть в сторону Варди. Так сорвали шпонку блин, глубина 30 сантиметров! Запасной само - собой не оказалось. Скрутили кое-как из кольца для ключей. Затем Дед тащил лодку волоком еще метров 300 в сторону моря – только у него болотники были :) Потом еще метров 400 на веслах. В общей сложности километра 3 – и можно поворачивать к мысу! Зато я понял, почему Петр начал дорогу от мыса, а не из устья какой-нибудь речки. Глубины, О!
Тайник нашли легко. Взяли магнит CITO и кораблик, который положили в тайник на Сумском яме. Он начал свой путь в сторону Онеги! Положили сувенирное яйцо «Санкт-Петербург» и еще что-то. Медведей не видели, не было даже следов и какашек.
Передохнули у домов, выпили бутылку портвейна, сделали пару шпонок из гвоздя, выдернутого из стены. И в обратный путь! Назад шли по приливу. Прошли примерно тем-же путем на всякий случай, но, по ощущениям, вода поднялась метра на полтора, так что можно было и напрямик.
Удивительное место. Одно из тех, где надо побывать.
Dager7 (01.10.2011 00:09:14)
Генри62 (01.12.2010 12:25:23)
Морда (14.10.2010 10:44:57)
Jackie (05.10.2010 00:31:46)
Генри62 (27.08.2010 15:31:16)
CJ (15.06.2008 14:51:18)
nub1an (30.05.2008 01:16:47)
nub1an (09.10.2007 00:24:42)
Karaedus Vulgarius (31.08.2007 22:40:46)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.