Прогулка по Сущёво [MS/19148]

Храм Казанской иконы Божией Матери в Старой слободе
Храм Казанской иконы Божией Матери в Старой слободе
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый традиционный,
городской
Класс: Архитектурный
Исторический
Прогулка
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Московская обл.
Центральный административный округ р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Москва
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 3
РЕЙТИНГ
4.50Нашли: 8
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Скорбященский монастырь
Скорбященский монастырь
Александровский институт
Александровский институт
Церковь Николая Чудотворца в Новой слободе
Церковь Николая Чудотворца в Новой слободе
усадьба Константина Мейера
усадьба Константина Мейера
Автор: tuchka251
Создан: 18.08.2016
(отредактирован 31.08.2016)

Описание окружающей местности

    Сущёво — старинное село на реке Неглинная, позже вошедшее в состав Москвы. Топоним сохранился в названии московских улиц. Село Сущёво располагалось на правом берегу реки Неглинная. Название села связано с именем Сущ/отчеством Сущов (Онкудин Сущ и Степашка Сущов в грамоте 1495 г.). Село Сущёво существовало ещё, вероятно, в XII—XIII вв. Оно впервые упоминается в 1433 года в духовной князя Юрия Дмитриевича Галицкого: «А из Московских сел даю сыну своему Дмитрею… селце, что у города, Сущевьское…».

Сельцо Сущёво перешло к московским князьям: в своём завещании в 1461 года Василий Тёмный записал: «А сына своего Ондрея благословляю, даю ему… у Москвы село Сущевъское и з дворы з городскими, что к нему потягли». Судя по последним словам о городских дворах, село уже тогда вошло в состав города. Позднее тут находились две черные слободы: Старая и Новая Сущевские. 

    Наша с вами прогулка начинается от Савеловского вокзала, на который можно попасть прибыв на одноименную станцию метро (Савеловская) или же из пригорода Москвы. Поскольку Савеловский вокзал уже упоминается в одном из квестов , то упомяну лишь несколько деталей из истории. Открыт он был в самом начале 20 века и назывался Бутырским - название происходило от Бутырской заставы, что вблизь деревни Бутырки. Слово Бутырки означает стоящий отдельно от села крестьянский двор и именно такой в то время здесь была деревня из трех дворов, принадлежащая боярину Никите Романовичу Захарьину, деду первого царя Михаила из династии Романовых). Через 10 лет был переименован в Савеловский вокзал.

А теперь мы с вами отправимся в сторону Новослободской улицы. Для этого Вам понадобится подняться на мост и немного пройти по Сущевскому Валу. Первоначальное название этого вала - Камер-Коллежский, и существовал он с 1742 года как таможенная граница Москвы, а к началу XIX века стал и юридической границей города. Во второй половине XIX века вал срыли, кордегардии и шлагбаумы убрали. С тех пор вал существует только в именах улиц, проведённых на его месте. На пересечениях с важнейшими радиальными трассами находились заставы, после исчезновения вала обратившиеся в площади. 

   Итак, вы дошли пешеходного перехода рядом с домом с массивными колонами на углу.

1. Дом с колоннами

     Построен в конце 1930-х годов по проекту И. Г. Безрукова, который явно находился под влиянием архитектуры знаменитого «Дома Жолтовского» на Моховой. Его фасад архитектор почти полностью скопировал с дома на Моховой, лишь увеличив масштаб и выдвинув боковые крылья вперед. Платой за «стиль Возрождения» стала нелепая планировка квартир с темными комнатами, кухнями, преувеличенная высота этажей (до 4 метров), затененные пышными капителями окна. В результате, вторая очередь дома возводилась уже по совершенно другому проекту и напоминает обычную «сталинку». Парадный фасад дома стал несимметричным, что роднит его с гостиницей «Москва».

Далее, переходим на другую сторону, проходим под магистралью, еще один переход и мы, наконец, на Новослободской улице.

   В XVI-XVII веках Новослободская улица вместе с Малой Дмитровкой и Большой Дмитровкой составляли часть дороги из Москвы. В середине XVII века здесь образовалась Новая Дмитровская слобода, как выселки от находившихся недалеко, внутри Земляного города, старых Дмитровских слобод. Новая слобода и дала название улице, которая вела от Садового кольца до Бутырской заставы. Занимались жители слободы, скорее всего, торговлей и изготовлением телег, так как рядом, на современных Садовой-Каретной и Садовой – Триумфальной улицах находились в XVII-XVIII веках тележные ряды. В 1877 году часть улицы от Садового кольца до Селезневки переименовали в Долгоруковскую, в честь тогдашнего генерал-губернатора Москвы В.А. Долгорукова. Новослободская улица никогда не считалась престижной. Жизнь тут была дешевой, ее населяли мелкие чиновники, мещане, торговцы, ремесленники.

2. Новослободский парк 

    С парком № 1, он же – Новослободский, произошла типичная для советского времени ситуация — он был разбит на месте уничтоженного кладбища Скорбященского женского монастыря, о котором я вам расскажу немного позже. Парк разбит на месте захоронений, сейчас планируется его реконструкция, в частности, строительство эстрады запланировано прямо на месте разрушенного кладбищенского храма Трех святителей. Его сохранившаяся цокольная часть хорошо видна, она возвышается над поверхностью земли в виде квадратного холма, покрытого дерном. В 1920-30-х годах кладбища сознательно превращались в гульбища, чтобы лишить людей исторической памяти. Тогда уничтожение исторических могил было основано на атеистической и антиисторической идеологии.

Выходим из парка, проходим красно - кирпичный бок бывшего Храма и сворачиваем в Вадковский переулок.

 Название Вадковского переулка произошло от фамилии домовладельца 1775 года полковника Егора Васильевича Вадковского. В XIX веке переулок носил название Витковский переулок, Задний переулок. Последнее название получил потому, что был последний по Новослободской улице в сторону Бутырской заставы.

3. Храм Всемилостивого Спаса 

    В конце Новослободской улицы уже на исходе XIX века образовался Скорбященский монастырь. В конце XVIII- начале XIX века эти места, которые назывались Новым Сущевым, облюбовали богатые дворяне – Скавронские, Вадбольские, графы Толстые, устроившие здесь загородные усадьбы. Среди них были и обширная - более 6 десятин – усадьба вдовы действительного тайного советники Н.В. Шепелевой. Последняя владелица усадьбы княгиня Александра Владимировна Голицына, когда сильно занемогла и просила позволения у митрополита Филарета устроить домовой храм на территории усадьбы. Он позволил, но с условием открыть какое-либо богоугодное заведение, и Голицына основала в своем доме приют для иногородних монахинь, для которого отделила восточную половину своего дома, где и была освящена церковь во имя иконы «Скорбящей Божьей Матери». В 1889 году приют преобразовался в «общежительный женский монастырь». В 1891 году на деньги купеческой вдовы из Воскресенска Акилины Алексеевны Смирновой заложили монастырский собор. В 1894 году был освящен собор Спаса Всемилостивейшего - краснокирпичный, пятиглавый. В том же году было официально открыто монастырское кладбище, и до его закрытия в 1922 году здесь было похоронено более тысячи человек, среди них сын Федора Шаляпина, дрессировщик А.Л. Дуров.

   В советские годы Скорбящий монастырь почти весь исчез, храм Всемилостивого Спаса был буквально изуродован, шатровая колокольня и пять глав его сломаны, внутри надстроены этажи. Здесь находилось училище Станкоинструментального института, который занял также часть бывшей территории обители, за храмом на месте кладбища высятся его многоэтажные корпуса. С 1990 года внутри храма расположен Вычислительный центр Станкина. Трёхэтажное здание, принадлежавшее монастырской 8-ми классной духовной гимназии, в котором в 1914 году был открыт Высший Богословский женский институт, надстроили, сделали с севера большую пристройку на месте трапезной обители и церкви Архангела Рафаила, внутри разместился 15-й отряд милиции. О монастыре напоминают лишь обезглавленный Спасский собор и часовня над могилой Смирновой. Вот такая вот грустная история.

    А теперь направимся вдоль по Вадковскому переулку вплоть до пересечения с Тихвинской улицей. А пока мы идем до следующей точки, расскажу вам еще одну занимательную историю: в XIX в. в Москве, да и во многих местах России, дворянство стало беднеть и разоряться, и блиставшие роскошью усадьбы, в которых прежде предавались неге их титулованные обитатели, увидели новых посетителей: мещан, купцов и крестьян. Барская усадьба Шепелевой, перешедшая в 1837 г. к князю С. В. Голицыну, сдается внаем под увеселительные заведения, такие как Немецкий клуб и "Тиволи". О голицынской усадьбе вспоминал литератор Николай Греч, описывая поездку в Москву в 1852 г.: "Из загородных московских увеселительных мест посещал я сад князя Голицына... В Воскресенье было у него до трех тысяч посетителей". Возможно, что именно здесь находился популярный сад "Эльдорадо", где в 1858 г. в честь автора нашумевшего романа "Граф Монте-Кристо" Александра Дюма, который в то время приехал из Петербурга в Москву по пути на юг Российской империи, давался роскошный праздник под названием "Ночь графа Монте-Кристо. Эпизод из романа Александра Дюма: "В саду выступали оркестр, хор цыган и два хора военной музыки; устроители обещали, что "будут спускаться воздушные шары" и что в заключение праздника состоится "блистательный фейерверк из 12 перемен". Из Петербурга было приказано на всякий случай следить за знаменитым писателем, и в жандармском донесении отмечалось, что "сад был прекрасно иллюминован, и транспарантный вензель А. Д. украшен был гирляндами и лавровым венком". Стоило все это великолепие один рубль серебром с персоны.

Думаю, что мы уже пришли - останавливаемся у дома №5.

4. Дом общества «Детский труд и отдых»

    Его спроектировал талантливейший зодчий эпохи модерна Александр Устинович Зеленко. Вот как М.В. Нащокина пишет о доме: «План здания, построенный на свободном соединении внутренних пространств, был максимально приспособлен для организации детского быта. Снаружи здание приобрело причудливый облик; оно невелико и уподоблено средневековому игрушечному замку, строится из разнообразных и разномасштабных круглящихся, прямоугольных, граненых объемов, сросшихся вместе и приобретших упругую пластичность, скульптурность форм. Его наружные массы ничем не декорированы, имеют подчеркнуто грубую шероховатую фактуру, как бы выдавлены изнутри; оконные проемы различной формы располагаются в разном порядке и ритме, следуя характеру и размерам помещений. Заложенные в архитектурном облике здания динамика и экспрессивность делают его редким памятником романтического истолкования стиля модерн на позднем этапе его развития». К сожалению, сейчас облик особняка сильно изменился и «удешевился»: фактура стен с набрызгом «под шубу» заменена гладкой штукатуркой, уничтожены каминные трубы, придававшие «замку» романтичности, оконные переплеты темного дерева заменили стеклопакеты. Впрочем, это причудливой формы здание не только незаурядный архитектурный памятник, но также и значительный памятник истории культуры - само здание было построено на деньги промышленника Ивана Николаевича Кротова в 1907 году. Позднее, Кротов подарил его городу с целью использовать для внешкольного образования бедняков. Новое детское учреждение приобрело необычайную популярность не только по соседству, но и во всей Москве. Его заметили и власти предержащие, обнаружив, что основатели пытаются "ввести социализм в среду детей", что быстро послужило причиной для его скорого закрытия. Однако в те времена можно было обойти самые строгие запреты, и вскоре деятельность этого учреждения продолжалось под названием общества "Детский труд и отдых". После большевистского переворота общество было преобразовано в "Первую опытную станцию по народному образованию", а через некоторое время вообще заглохло, только в 30-х гг. еще работала обсерватория. После войны здесь находился Дом пионеров.

За следующим значением далеко идти не придется.

5. Особняк Маркина

   Особняк N 7/37 в стиле модерн с далеко выдающимся эркером и интересным козырьком над парадным входом. Этот примечательное здание было построено в 1904 году для некоего почетного гражданина А.В. Маркина по проекту архитектора П.В. Харко, одного из мастеров московского модерна, теперь же, здесь находится "представительство святого Престола". К слову сказать, посольство Ватикана официально называется Апостольской нунциатурой. "Нунций" по-латыни – "вестник".     Официальные отношения Святого престола и ещё Советского Союза были установлены в марте 1990-го. Вплоть до 2009г., до встречи Дмитрия Медведева и Бенедикта, в Москве у Ватикана было только представительство.

Теперь, рассмотрев все нюансы отделки этих прекрасных домов, с чистой совестью сворачиваем на Тихвинскую улицу.

Улица возникла на территории села Сущёво, и, как я упоминала в начале пути, со временем, село вошло в состав города и превратилось в две слободы — Старую и Новую Сущёвские. Современная Тихвинская улица проходила по территории Новой Слободы, тогда как Сущёвская улица была центральной улицей Старой. В конце XVII века в слободе было построено две каменные церкви — Казанской иконы Божией Матери в Старой слободе и Тихвинской иконы Божией Матери в Новой. В отличие от Казанской церкви, разрушенной в 1939 году, Тихвинская церковь сохранилась до наших дней. Однако на Казанскую вы можете полюбоваться на фотографиях.

6. Храм Тихвинской иконы Божией Матери

   Основан в 1694 году на самом краю Москвы, в Сущевской слободе, в 5 верстах от Кремля. Была построена на средства московского купца Ивана Федорова Викторова в 1696 году. Расписывался храм придворными живописцами, о чем упоминается в первоисточниках: «древние образа храма, похожие на те, которые в иконостасе Успенского собора по личным крестам, по колориту и фигурам: Симеона Богоприимца, Иоанна Крестителя, Св. Ап. Андрея Первозванного, Свящ. Муч. Власия и др.».

После 1812 года местность вблизи церкви Тихвинской иконы Божией Матери меняется: ее начинают заселять ремесленники, огородники - будущие прихожане, которые селятся в небогатых домиках. Но строений было еще немного и местность вблизи храма изобиловала рощами. «К северо-востоку, вблизи прихода Тихвинской церкви начиналась и темною широкою лентою терялась вдали сосновая Марьина роща, тогда еще никем не заселенная - любимое место гулянья небогатых москвичей, а на юго-востоке был «пустырь, через который хорошо была видна Москва «сияющая своими широкими глазами». К середине XIX века церковь Тихвинской иконы Божией Матери внутри и снаружи полностью возобновлена и расширена благодаря значительным пожертвованиям Н. В. Шепелевой.

Продолжаем наше движение по Тихвинской улице вплоть до пересечения с Перуновским переулком. Нужный нам адрес: Тихвинская, 2/1.

7. Тихвинские бани

    Здание бывшей усадьбы Бахметьева XVIII века. С конца XIX до середины XX вв. (1950 г.) здесь располагались Тихвинские бани. До 40-х годов прошлого века назывались Бани №1 Октябрьского р-на. Однако давно закрыты Тихвинские бани, стоявшие на перекрёстке четырёх улиц - Палихи, Тихвинской Сущёвской и Перуновского переулка, а ведь в свое время этот перекрёсток был, практически маленькой площадью.

   Далее, свернем-таки на Перуновскую улицу и пройдем до Площади Борьбы и далее по ул. Достоевского. К слову, проходя мимо Площади борьбы, обратите внимание на скульптуры, посвященные произведению «Москва - Петушки» (тут есть небольшой вирутальный тайник).

8. Александровский институт

     Монументальное здание в стиле ампир было выстроено И.Д. Жилярди в 1809-1811 годах для Вдовьего дома. Впоследствии в нём разместилось одно из первых по времени основания московских женских учебных заведений — Александровский институт для неимущих дворян и разночинцев, вошедший в число институтов благородных девиц для обучения дочерей дворян, чиновников, духовенства, купцов. Открыт в 1891 г. на базе Мещанского училища, входившего в Екатерининский институт.

      Осенью 1920 г. Первый МГМУ им. И.М.Сеченова переехал - в здание бывшего дворянского женского Александровского института (ныне главный административный корпус). Вокруг здания был обширный парк – остаток Марьиной рощи. В 1927 г. институт расширился за счет соседнего исторического здания закрывшейся больницы им. Достоевского – ранее Мариинской больницы для бедных (теперь там находится хирургический корпус). В Мариинской больнице для бедных в качестве штаб-лекаря работал отец известного русского писателя Ф.М. Достоевского. Кстати, на территории института  также находится музей-квартира Ф.М Достоевского.

 Далее, сворачиваем в переулок Достоевского и на стыке с переулком Чернышевского делаем еще одну остановку.

9. Особняк Шерупенковых

  Старинный двухэтажный особняк XIX века, до революции он принадлежал семейству купцов Шерупенковых. Судя по адресным книгам начала 20 века, Шерупенковы владели очень большим количеством домов в окрестностях.

Также это место известно как 2-й Пионердом / Еврейский пионердом им. III-го Интернационала. Открыт в 1920-е годы, просуществовал не более 10 лет. В детский дом для еврейских пионеров, в том числе попадали дети, пострадавшие от погромов. Если вдруг будет интересно, то можно посмотреть документальный фильм «И никто не узнает…» Россия, 2004 – это воспоминание бывших учеников «2-го еврейского детского Пионердома имени III Интернационала» о своем детстве и юношестве, которые они провели здесь.

10. Переулок Чернышевского

   Первоначальное название переулка - 2-й Мариинский, дано по находящейся поблизости некогда Мариинской больнице для бедных. В 1922 году переименован в память о писателе Н. Г. Чернышевском.

  Пройдем по переулку. Помните фильм Эльдара Рязанова "Служебный Роман"? Главный герой фильма жил в переулке Чернышевского в самом красивом доме с ажурным козырьком над парадным входом и роскошным картушем с вензелем под одним из окон. В реальности, этот дом был построен в 1894 году архитектором М.К. Геппенером для предпринимателя Константина Мейера, занимавшегося торговлей резины. К сожалению, в ноябре 2014 года здесь произошел пожар, частично обрушились стены здания и кровля. Сейчас активно проходит реставрация, затянуто лесами, но рассмотреть его все же можно. 

      Впрочем, кое-что все же сохранилось. На территории усадьбы Константина Мейера, в глубине участка находится бывшая хозяйственная постройка, в 1905 году она переделана архитектором М.К.Геппенером в отдельный особняк. С 2008-го года в здании располагается филиал Московского Государственного музея С.А. Есенина. Немного истории: «Двухэтажный особняк розового цвета в Чернышевском переулке известен не только своей архитектурой, но и историей. Жена владельца дома Адель Мейер организовала здесь литературное кафе "У Адели", где собиралась творческая молодежь, чаще всего - члены Суриковского литературно-музыкального кружка, членом которого был Сергей Есенин. Здесь впервые были прочитаны публично многие из его произведений, получивших впоследствии всеобщую популярность.

   В конце переулка мы осмотрим чудом сохранившиеся два очаровательных деревянных дома (6 стр.1 и стр.2), построенных по проекту архитектора Н. Морозова в 1893-94 годах.

  Возвращаемся обратно к Селезневской улице, идем в сторону метро. Немного поодаль, по левую руку останется Антроповский сквер (кстати, там вы тоже можете найти небольшой традиционный пошаговый тайник), пройдя немного перед мы пройдем Селезневские Бани (еще один виртуальный тайник) и Сущёвскую полицейскую пожарная часть (и еще один виртуальный тайничок). Напротив нее сворачиваем на Краснопролетарскую. На ней мы тоже не задержимся и нырнем в первый же переулок по правую руку.

   Нововоротниковский переулок напоминает о располагавшейся здесь с середины XVII века Новой слободе Воротников, жители которой охраняли многочисленные московские ворота. Старая слобода Воротников находилась у Тверской улицы, у стены Белого города, где вокруг своей приходской церкви святого Пимена первоначально и поселились воротники.

11. Церковь Преподобного Пимена, «что в Новых Воротниках в Сущёве»

    Пименовская церковь предположительно была построена в 1658 году. Главный престол своей приходской церкви воротники освятили во имя святой Троицы, а единственные придел святому Пимену.

    Знаменитая победа в 1380 году великого князя Дмитрия Ивановича на Куликовом поле была первым шагом в избавлении России от Татаро-Монгольского Ига. Хан Тохтамыш решил наказать великого князя, и грозные его полчища вторглись в русские пределы. Москвичи спалили посады, затворились в Кремле, ожидая прихода ордынцев. Осадив город, Тохтамыш пустился на хитрость – он подговорил нижегородских князей, его союзников, чтоб те обещали москвичам, что ордынцы не тронут город. Воротники, поверив этому, отворили городские ворота, и в день праздника св. Пимена 26 августа 1382 года полчища Тохтамыша ворвались в Москву. Неприятель разграбил город, оставив после себя горы трупов и обгорелые церкви. С тех пор св. Пимен и стал покровителем воротников, как бы напоминая об их обязанностях.

   Настоятельно рекомендую зайти внутрь церкви, дабы прочувствовать дух истории этого места. В конце XIX века прихожане решили радикальным образом изменить ее внутреннее убранство – они заказали модному тогда архитектору Францу Шехтелю новый иконостас, но не многоярусный до потолка, традиционный для русского православного храма, а низкую, резную преграду, такую как была когда то в византийских храмах. Подобный иконостас был создан и во Владимирском соборе в Киеве. Стоит отметить, что роспись возобновленной церкви св. Пимена напоминает роспись В.М. Васнецова во Владимирском соборе.

 Продолжим движение по Нововоротниковскому, который постепенно перерастет в Сущевскую улицу. С правой стороны вы увидите розовое здание – нам к нему.

12. Здание библиотеки имени А. П. Боголюбова

   Здание библиотеки изящно декорировано в духе неоклассического модерна. Любопытна история этого здания. В 1825 г. здесь находился незастроенный (как говорили тогда - "пустопорожний") участок, оставшийся после возведения Сущевской полицейской части. В середине века он принадлежал коллежскому советнику Ф. Ф. Куртенеру. В 1878 г. часть этого владения приобрел живописец Алексей Петрович Боголюбов. К сожалению, ему не так и не удалось пожить в этом здании. В начале 90-х гг. этот участок перешел к Николаю Сергеевичу Третьякову, представителю славной семьи текстильных фабрикантов, столь много сделавших для русского искусства и Москвы. Когда Н. С. Третьяков приобрел боголюбовский участок, то решил оставить деревянное здание мастерской художника, но переделать фасадную половину дома, на месте которой архитектор А. Э. Эрихсон возвел представительное строение с парадным холлом, лестницей и красивыми залами. В 1918 году в здании была устроена одна из первых советских библиотек, называвшаяся сначала «Сущёвско-Марьинский клуб», затем «библиотека имени Сурикова», и, наконец, с 1996 года «библиотека имени А. П. Боголюбова».

   Теперь перейдем на другую сторону и вернемся немного назад по улице до переулка, проходящего вдоль боковой части «Дружбы», сворачиваем на него и буквально через минуту снова оказываемся на Новослободской улице. Здесь можно задержаться и взять традиционный тайник АэроСтритарт.

Переходим на противоположную сторону и двигаемся до 33-го дома уже по Долгоруковской улице.

13. Дом Бутюгиной

   Построен в 1887 г. архитектором В.П. Загорский. Примечательный факт: в этом доме жила семья Маяковских, в том числе и юный В.В. Маяковский, который будучи гимназистом, принимал участие в распространении революционных прокламаций. В 1908 году Владимир Маяковский попал в засаду у подпольной типографии, был арестован и препровождён в расположенную неподалёку от дома Сущёвскую полицейскую часть. Посидел он там недолго и с комфортом — сестра по его просьбе приносила карандаши и бумагу для упражнений в художестве. Перед революцией и в первые годы после неё в этом доме была квартира известного ученого-аграрника и писателя А.В. Чаянова (1888-1937 гг.), расстрелянного коммунистами.

 Возвращаемся на Долгоруковскую и еще немного пройдем вперед, вплоть до пересечения с Церковно-Пыховым переулком.

14. Киностудия «Союзмультфильм» и Церковь Николая Чудотворца, «что в Новой Слободе»

   Первое упоминание о деревянном храме на этом месте относится к XVI в. В конце XVII века по указу царя Алексея Михайловича на месте деревянного был выстроен каменный храм. Этот храм изображен на знаменитой картине В.И. Сурикова «Боярыня Морозова». Построен в 1672-1712 гг. (в 1703 г. — главный храм) усилиями местного священника К. Фёдорова, на средства прихожан и пожертвования, на месте деревянного храма святителя Николая Чудотворца. В 1936 году храм закрыли и спустя 10 лет отдали под киностудию «Союзмультфильм». Интересный факт: Анатолий Папанов и Клара Румянова озвучивали знаменитых Волка и Зайца в зале звукозаписи с уникальной акустикой. Именно расположение в алтарной части церкви Николая Чудотворца дало такое звучание.

    Ныне из восточной, древнейшей части храма, не подвергавшейся перестройкам со времени постройки в XVII веке путём перестроек приделан пятиэтажный дом с колоннами. К трапезной с приделами и колокольне сделаны пристройки. В итоге, замурована примерно 1/6 часть церкви. Спрятавшись за высоким фасадом - «забором», уцелела и прекрасная шатровая колокольня, в которой еще недавно находился склад коробочек для диафильмов.

   Пройдем по Пыхов-Церковному переулку и свернем на ул. Фадеева (которая, к слову, бывшая 5-я Тверская Ямская). Практически все дома на этой улице выстроены в советское время. Впереди – последняя точка нашего путешествия.

15. Миусский сквер

   Первые упоминания о Миусах встречаются в документах XVIII века. На плане Москвы 1739 года Миуссы – обширная территория, застроенная только со стороны Тверской -Ямской улицы и части Новослободской улицы, от Оружейного переулка, до Камер-Коллежского вала были пустоши. Происхождение названия местности - Миусы точно не установлено, существует несколько версий. Одна из них относится к XVII веку, по преданию, там в 1671 году был казнен сподвижник Степана Разина – казак Миюска. По другой версии, это место связывают с событиями времен Петра I. После взятия Азова в 1696 году, Петр I стал строить на Азовском море, в устье реки Миус, «Миюсскую гавань». Материалы для ее строительства заготовлялись в разных городах, в том числе, вероятно и в Москве. И на месте современной Миусской площади мог находиться склад строительных материалов для Миюсской гавани. Впрочем, в пользу этой версии тоже нет подтверждений. Так же ссылались на значение слова «миус» в тюрских языках: «угол», «мыс», но что за угол или мыс был здесь – неясно.

На этом, собственно, и заканчивается наша с вами прогулка. Надеюсь, что каждый найдет в ней что-то новое и интересное для себя!

Использованные материалы:

http://navadkovscom.ru/istoriya-raiona.html

http://www.otzyv.ru/read.php?id=157239

http://deletant.livejournal.com/107208.html

http://a-dedushkin.livejournal.com/900189.html

http://mycruises.livejournal.com/40889.html

Описание тайника

Содержимое тайника

Монета 5 хорватских лип, подвеска для телефона "овен", брелок Сан-Франциско, брошь с золотым бантом.
Блокнот и карандашик к ништкам не относятся.

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

Steelrat (24.04.2017 21:16:30)
Взят в 2 захода. В первый в самый апокалиптичный по погоде день этого года под снегом/градом/дожем и комбинацией всего вышеперечисленного объехал точки. Формулировки некоторых шагов - это жесть. Было не понятно что где и как. Дионисий с его архитектурными эпитетами отдыхает. Ок что-то додумались, что-то посовещавшись поняли, что-то нашли параметрированием. Точку получил - кеш нашел. Автору спасибо. Погуляли по знакомым институтским местам с новым взглядом на привычные улочки. Но 15 шагов - это сильно. Всем удачи.
Зажигалочка (31.03.2017 12:48:49)
Тайник взят 29.03.17 вместе с Solo. Этот тайник очень похож на Дионисьевские экскурсии, но ничего плохого в том нет. Шаги... На первых же шагах мозги аж закипали. Очень не понятно было, где считать, что считать... Звонили ранее бравшим этот тайник, записывали по несколько вариантов ответов. Вопрос про треугольные окна - жесть! Начиная с 5-ого шага все пошло гораздо веселее, но, опять же, не всегда понятно было, куда к следующему шагу идти. В 12-ом шаге нелегко было количество крылатых существ посчитать. Получились два разных числа, а еще раз здание обойти и значения уточнить щохранники не дали. Ладно, тут проверка помогла. Считаем координаты и получается что-то не то. Уж больно далеко финалка выходит. Побеспокоили автора. Она подправила нам некоторые результаты из первых шагов. Теперь точка получилась куда более логичная. Пришли на неё - и снова непонятки. Куда тут можно контейнер примагнитить?! Для совсем уж микрика, куда и малюсенький карандаш не влезет, места есть, но для ништяков... Снова - звонок автору. Не то это место. Нам в другое надо. Пришли в правильное. Сразу пара мест понравилась. Одно - для коробочки от грифелей очень подходит, а второе и для ништяков годится. Но и там, и там пусто. Очередной звонок автору подтвердил правильность того, "ништякового". Да нет там ничего! С согласия автора восстановили закладку. Правда, микриком без карандаша и ништяков... Места - интересные, много красивых зданий. Немножко бы задания первых шагов подправить, чтоб более однозначно всё было, или проверку дать - отличный тайник бы получился! Общее впечатление спасла отзывчивость и доброжелательность автора. Спасибо ей за это, и за знакомство с новым историческим районом Москвы!
Solo (29.03.2017 22:55:19)
Natiс (07.10.2016 14:11:19)
Тусик (01.09.2016 15:09:36)
mmm1863 (31.08.2016 19:50:19)
cranovschik (30.08.2016 22:19:10)
nirnaeth_arnoediad (30.08.2016 21:27:10)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117 Карта 118 Карта 119