...Как считают одесситы, в Одессе изобрели не только эсперанто, кинематограф и джинсы, но и подводную лодку…)
Литературным хитом конца ХIХ века, без сомнения, был фантастический роман господина Жюля Верна «20 тысяч лье под водой». Гениальный фантаст на несколько десятков лет предвосхитил создание боевых подводных лодок. Но сама идея субмарины давно витала в воздухе, ведь возможность уничтожать корабли противника из-под воды прельщала еще Леонардо да Винчи. В конце ХIХ века сразу в нескольких странах были осуществлены попытки построить действующие субмарины. Но почти все они были несовершенны, а попытки их боевого использования завершались гибелью экипажа. То было время зарождения подводного флота, и ни одна страна ещё не имела сколько-нибудь удовлетворительных образцов.
Одной из первых подводных лодок стала построенная в Российской империи одесская субмарина С.К. Джевецкого, ученого, конструктора и изобретателя в области судостроения, авиации и морской техники.
Степана Карловича Джевецкого (1843–1938) справедливо величают крестным отцом подводного флота. Русский дворянин польского происхождения, именовавшийся в России Степаном Карловичем Джевецким, был на самом деле Стефаном Казимировичем. Он прославился в цивилизованном мире своими многосторонними научными интересами и обширной конструкторско-изобретательской деятельностью. Его имя вписано в летопись подводного кораблестроения как создателя первых боевых подводных лодок, наряду с именами Дж. Голланда, И.Пераля, С.Лэка и М.Лобефа. Он учился в Парижском техническом лицее в одной группе с легендарным Жаном Эйфелем, освоил передовые технологии машиностроения, мостостроения, аэродинамики.
Первую свою модель подлодки он сконструировал в годы русско-турецкой войны 1877–1878 годов, назвал «подводным минным аппаратом» и испытал в Одесском порту в августе 1878 года. Корпус лодки был изготовлен из листовой стали, его длина составляла пять, а высота — около двух метров. При этом она имела довольно большое по тем временам водоизмещение — две тонны. Подлодка приводилась в движение усилиями двух членов экипажа, вращающих обычные велосипедные педали. Как ни примитивно было это первое подводное судно, однако Джевецкий изобрел все те атрибуты, которые и поныне используются всюду на подводном флоте: перископ, аккумуляторные батареи, электропривод, продувку водяного балласта и т. д. Он же сконструировал и торпедный аппарат, принцип действия которого сделался универсальным.
В течение всего лета 1878 года Степан Джевецкий лично пилотировал в Одесской гавани свой подводный аппарат, названный автором «Подаскаф». Не всегда испытания напоминали милые прогулки в подводном царстве. Так, во время попытки проплыть под днищем яхты «Эреклик» на одесском рейде подводный аппарат зацепился стеклянной рубкой за киль судна. По воспоминаниям самого Степана Карловича, только везение спасло тогда изобретателя и его детище.
В память об этих событиях 15 мая 2004 года, во время 41-го Международного конгресса подводников в Одессе у входа в парк Победы, напротив Дворца спорта, был открыт памятник Джевецкому, ставший уже неотъемлемой частью города.
Автор памятника — скульптор Алексей Копьев, безвозмездно передавший в дар городу Одессе более 100 скульптурных работ, выбрал нестандартное решение — бюст человека, посвятившего жизнь морю, небу и изобретениям, окружен волнами, символизирующими подводную лодку. Очертания волны, окружающей бюст Джевецкого — это контуры первой построенной и испытанной им в Одессе субмарины. Таким образом удалось вернуть из забвения имя ученого, жившего в Одессе, сконструировавшего и испытавшего на одесском рейде одну из первых в мире подводных лодок.
У памятника Джевецкому каждый год 19 марта собираются моряки-подводники. Именно в этот день в 1906 году по указу императора Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый класс боевых кораблей — подводные лодки, а в состав флота вошли первые 20 субмарин.
В Гатчине, месте испытания второй модели подводной лодки С. К. Джевецкого, установлен памятник-макет, являющийся точной копией исторической субмарины в натуральную величину.
В период с 1877 по 1909 годы Джевецкий спроектировал 11 подводных лодок. Часть из них была построена. Он создал первую в мире подводную лодку с электрическим двигателем, работавшим от аккумулятора, и спроектировал первую в мире лодку с единым двигателем. Так же он создал беструбный торпедный аппарат, долгое время использовавшийся несколькими странами. За свои изобретения Джевецкий получил британское почетное звание «Корабельный инженер Великобритании».
Еще в конце XIX в. Степан Казимирович увлекся авиацией. Он первым опубликовал несколько работ по теории полета птиц и аэропланов, установив условия, при которых аппарат может взлетать и совершать полеты (1885-1891 гг.). Позже Джевецкий разработал первую теорию воздушного винта (пропеллера), которая не потеряла своего научного значения и сейчас. Он рассмотрел отдельные участки винта как крылья самолета; этот метод был использован впоследствии Н.Е.Жуковским для разработки своей теории. Талантливый инженер-изобретатель основал завод по производству самолетных пропеллеров, сам рассчитывая и конструируя их. За заслуги в области авиации Степана Карловича избрали членом Парижского воздухоплавательного общества (1882 г.) и председателем VII (воздухоплавательного) отдела Русского императорского технического общества. Джевецкий по праву считается основоположником теории авиации. Его друг, академик А.Н.Крылов, называл его «дедушкой русской авиации». Введенное Джевецким понятие модуля винта до сих пор используется в расчетах.
Джевецкий, кроме практических проектов, занимался и вопросами теории. В 80-е годы он пытался рассчитать сопротивление воды движению подводной лодки, около 1905 года разработал оригинальную теорию гребных винтов. Винты его конструкции нашли применение в авиации, и Джевецкий даже организовал заводик по производству пропеллеров. Будучи уже в преклонном возрасте, С.К.Джевецкий увлекся кинетической теорией газов, выступая с докладами в Парижской академии наук и публикуя статьи в ее «Известиях».
Умер Джевецкий в апреле 1938 года, немного не дожив до 95 лет, а за несколько дней до этого в Парижской академии наук была доложена его последняя научная работа.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: