Деревянное кружево Томска. Часть 1 [MV/19509]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый виртуальный,
городской
Класс: Архитектурный
Прогулка
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Томская обл.
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
г. Томск
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 4
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: latosha и Ванчо
Создан: 15.11.2016
(отредактирован 27.11.2016)

Описание окружающей местности

Деревянная архитектура — отличительная черта Томска и один из его символов. На сегодняшний день Томск — единственный город в Сибири, где сохранилась фоновая деревянная застройка, отражающая усадебное устройство улиц города.
Памятники деревянного зодчества, украшенные резным декором, которые мы можем сегодня увидеть, возникли в Томске в конце XIX — начале XX веков. Дома с деревянным узорочьем по праву являются гордостью Томска. Несмотря на то, что многие дома безвозвратно утрачены, в городе сохранилось более 2000 деревянных зданий!

Архитектура Томска очень разнообразна и представляет старинные образцы различных архитектурных стилей: классицизма, сибирского барокко и модерна (в камне или в дереве). Из-за дешевизны материала по причине близости к тайге строительство домов в городе вплоть до 1917 года велось практически только из дерева. К примеру, в начале XIX века в Томске было только пять каменных домов.

При строительстве использовались богатые традиции деревянного зодчества русского севера, которые влияли на все русское искусство в течение веков, а также творчески перерабатывались особенности и приемы композиции русского барокко и классицизма, дополняя затейливостью и декоративностью, принятыми от местных и восточных народов.

В Томске восемь районов, в которых сохранена историческая деревянная застройка. В городе очень много улиц, по которым стоит гулять пешком.
Предлагаем вашему вниманию прогулку по улицам города, в ходе которой мы уделим особое внимание некоторым домам, являющимся своего рода визитной карточкой города, их изображения можно увидеть на множестве сувенирной продукции. Но скорее всего, ваше внимание привлекут и многие другие деревянные постройки. Несмотря на то, что они не так известны и выглядят значительно скромнее, тем не менее, они тоже очень красивы. Так как деревянной застройки, заслуживающей внимания, довольно много, то тайники в ходе этой прогулки мы разделим на несколько частей.

Итак, начнем нашу прогулку. Для удобства мы будем давать не только GPS-координаты здний, но и более удобные для пользования в городе обычные адреса.

«Дом с шатром».
ул. Красноармейская, д. 71
N 56º 28.187'
E 84º 57.921'
Перед нами яркий представитель демократичного варианта русского стиля — множество деталей слилось в уникальное архитектурное целое. Как и у многих томских деревянных особняков у дома есть прижившееся название — «Дом с шатром».

Внешняя красота здания поражает и притягивает взгляд. Количество декоративных элементов возрастает по направлению к крыше. Архитектор С. Хомич придерживался такого оформления и в других постройках, что делало его стиль узнаваемым. Большую роль в построении всех фасадов играют выступающие на фоне стены деревянные пояса, которые делят фасады по горизонтали и по вертикали. Декоративное убранство выполнено в основном в технике «накладной прорези». Первоначально крыша дома была красной, а само здание — белым. Предполагалось, что такая гамма должна придать зданию европейский стиль и выделить его из общей застройки. Сейчас дом окрашен в синий, отделка — белая.

Дом построен для купца Г.М. Голованова. Здание расположили на окраине усадьбы, чтобы уберечь жильцов от уличного шума. Главный фасад повернут не к улице, а к югу, что дает максимум света, а сад защищает его от сильных ветров, которые в Томске преимущественно юго-западного направления. По завершении строительства усадьба Голованова вместе с садом занимала в то время треть от квартала. Возможно, вы уже обратили внимание, что северная стена построена из кирпича. Нет, это не более поздняя пристройка — такая задумка возникла первоначально. На стене нет окон и дверей. Такая мера должна была обезопасить строение в случае пожара, т. к. дом граничил с другой купеческой деревянной усадьбой.
Хозяин Георгий (Егор) Голованов по происхождению был крестьянином, благодаря туруду и хватке много добился. Вёл торговлю драгоценными камнями, чемоданами, обувью и одеждой, мебелью, даже — велосипедами. Но помимо торговли занимался и общественной деятельностью: был гласным Томской городской думы, председательствовал в сиротском суде, был членом учётно-ссудного комитета Томского отделения Госбанка, состоял в попечительском совете томской Мариинской женской гимназии. В 1910 году он был награжден званием потомственного почетного гражданина города.

После революции 1917 года, когда дом был национализирован, здесь поочередно располагались различные организации. К 1990-м годам здание довольно сильно обветшало и уже требовало реставрации. В 1993 г. оно было передано Центру немецкой культуры. Реставрационные работы были проведены при финансовой поддержке со стороны ФРГ. Сейчас в особняке размещается Томский областной Российско-немецкий дом. Внутрь тоже можно попасть — по предварительной договоренности в составе экскурсии.

Об особняке купца Голованова написана книга — О.В.Богданова. "Сибирский шедевр архитектора Хомича". 

Обратите внимание, что вход во двор и сад (откуда можно, разумеется, лучше рассмотреть дом и сделать более удачные фотоснимки) закрыт с 20.00 до 9.00 в будни, а также в выходные дни.

Вопрос 1:
Что использовано в качестве декоративных элементов на водосточных трубах?
В качестве ответа, выберите его порядковый номер:
1) цветы
2) ромбы
3) завитки

Дом с жар-птицами.
Ул. Красноармейская, д. 65, 67, 67а.
N 56º 28.257'
E 84º 57.921'

Усадьба является памятником архитектуры.
Дом, а вернее, его декоративные элементы на крыше в виде жар-птиц, стал символом 400-летия Томска.
Ходить босиком по деревянному полу столетней купеческой усадьбы, обедать в эркере, украшенном резными наличниками, ежедневно наблюдать фотографов разных мастей под своими окнами – обычная жизнь жителей "дома с жар-птицами" на Красноармейской улице. А ведь совсем недавно уже казалось, что будущего у дома может и не быть. Состояние дома было близко к аварийному. Но начнем с самого начала...

Усадьба состоит из 4-х зданий. Из них два дома по улице Красноармейская — дом 67а и 65а являются подлинниками, а два дома, выходящие на Красноармейскую и на Герцена — реконструкции, построенные в 80-е годы взамен снесенных. Дом 67а по ул. Красноармейская — памятник архитектуры федерального значения. Вот он и представляет для нас особый интерес.

В 1895 году отставной фельдфебель, а позднее купец 2-ой гильдии Леонтий Желябо купил землю, на которой решил построить жилой дом. Дом 67а — это флигель, построен он был в 1903г. Архитектором стал П.П. Федоровский, который ранее, находясь на посту городского архитектора утвердил проект и выдал разрешение на строительство. Говорят, что это был свадебный подарок для дочери Желябо. И, действительно, дом обилием декоративных элементов напоминает свадебный торт.

Обратите внимание на наличники: в Томске подобный тип наличника (вертикальная балясинка со шпилем между барочными валютами и стилизованный свиток на верхней и нижней доске наличника) больше нигде не встречается. Скорее всего, такой наличник был позаимствован в Тюмени, там этот тип представлен достаточно широко. Такие единичные заимствования вообще характерны для Томска, в пору своего расцвета представлявшего собой настоящий стилистический котёл. читается, что томская деревянная архитектура является своеобразной энциклопедией русских и европейских стилей деревянного домостроения и декора.
По концентрации декора на квадратный дециметр покрытия здание, пожалуй, самое насыщенное в Томске и одно из самых насыщенных в России. Но при этом не возникает ощущения перегруженности. Эта роскошь очень логично организована: дом словно облит стекающим с него сусальным золотом. Нависающие массивные тюменские свитки, трижды окаймляющие эркер, усиливают этот эффект - для того и нужны.
Эту же функцию создания эффекта благородной тяжести, "обвешивающей" здание, выполняют стилизованные виноградные гроздья. А пилястры и шпильки наличников, напротив, задают движение вверх. Возникает контрапункт - как в полифонической музыке.

У такого необычного и замечательного дома и жители соответствующие. Все они любят свой дом и болеют за него душой. Именно жителям удалось добиться от городских властей проведения необходимой реставрации. Правда, до того, как это, всё-таки, случилось, многое они делали своими силами и за свои собственные деньги. Именно спасая дом, а не просто ремонтируя свои квартиры.

Один из жителей дома — Джамал Фирудинович Дуишвили. Он профессиональный строитель-реставратор, окончивший Тбилисскую художественную академию. В своё время он объездил всю страну и в конце концов осел в Томске, которым он тогда был совершенно очарован. Еще за десять лет случившейся реставрации он вместе с жителями первого этажа, осушил подпол, поднял пол, укрепил фундамент и выровнял с помощью домкрата северный пристрой с лестничным тамбуром. Сгнивший нижний венец — обычный изъян старых деревянных домов. Конструкция здания в таких случаях становится неустойчивой, и это влечёт за собой целый букет неудобств — заклинивающие оконные рамы, ежегодно появляющиеся на стенах и на потолке трещины, уклон полов. Если дом покосился — это тоже в большинстве случаев связано с подгнившими венцами.

А вот слова другой жительницы дома — дизайнера Маши, занимающей со своей семьей квартиру с эркером на втором этаже: «Не было бы реставрации, если бы не жители дома. Вообще часто слышу от посторонних: "Этот дом жилой? Я думал, музей давно". У меня однозначное мнение: если бы был музей, давно бы сдох этот дом. Пока в таких домах живут люди, спят, просыпаются, идут на работу, рожают детей, дом будет дышать. Как только его отдадут государству - он сотрется с лица земли, будто его и не было».

Вопрос 2:
Номера квартир на почтовых ящиках в доме с жар-птицами на первом подъезде от улицы.

ул. Вершинина, д. 12.
N 56º 28.318'
E 84º 57.806'

Перед нами одноэтажный жилой дом, построенный в 1911 г. архитектором В.Ф. Оржешко. Большинство своих проектов Оржешко реализовал в стиле модерн, который как раз господствовал в России в это время (в конце XIX — начале XX века). Этот дом не стал исключением.

Несмотря на то, что «модерн» использовал нарочито манерные художественные приёмы, мастера создавали интересные произведения. В ряде деревянных зданий в Томске, построенных в этом стиле, гармония облика здания в целом и деталей достигло большого совершенства.

Дом интересен общим композиционным решением и декоративными элементами. Здание находится на высоком кирпичном цоколе. Вход оформлен в виде каменной лестницы- крыльца. Рубленые бревенчатые стены с высокой ассиметричной кровлей и двумя фронтонами-ризалитами. Представляют интерес глухая плоскостная резьба стилизованного растительного орнамента, а также рисунок прорезных свесов и точёных элементов решётки фронтона. Характер композиции и декорации дома очень своеобразен и в то же время типичен.

Несмотря на потемневшее от времени дерево, дом довольно неплохо сохранился к моменту реставрации, которая была проведена в 2009-2010 годах. К сожалению, сейчас дом со всех сторон окружают современные кирпичные дома, что несколько мешает целостному восприятию.

Вопрос 3: Сколько столбиков вдоль линии забора, выходящего на ул. Вершинина?

Дом с драконами
ул. Красноармейская, д. 68
N 56º 28.338'
E 84º 57.945'

Бревенчатые стены выглядят достаточно сдержанно, фасады лаконично украшены резными декоративными элементами. Свое странное название дом получил благодаря необычному оформлению крыши. На самой макушке кровлю украшают семь стилизованных деревянных голов, изображающих загадочных существ. Их длинные зубы, узкие глаза и пухлые губы, острый змеиный язык — всё это напоминает привычные образы драконов. По две головы смотрят на юг, север и запад. Седьмая голова и закрученный крючком хвост с раздвоенным жалом на конце повернуты на восток. Привлекают внимание также ряды круглых отверстий и специфический зубчатый гребень, которые украшают коньковые завершения кровель. Очевидно, что они не похожи на извилистые кольца конской гривы! Этот узор, действительно, можно сравнить с туловищем громадного змея или с бесконечной чередой волн Мирового океана, из глубин которого высунули головы «владыки вод» — морские драконы. Но откуда мог взяться в Томске, едва ли не в центре евразийского континента, такой архитектурный мотив?

Дом построили в 1917 г. по заказу учителя гимназии Бронислава Быстржицкого.Возможно, преподаватель захотел поселиться в доме, не похожим на другие. А, может, автор его проекта — Викентий Оржешко увлекался скандинавской или китайской мифологией. Незадолго до проектирования он посетил Европу и вполне мог вдохновиться увиденным. Архитектор не стал отклоняться от своего излюбленного модерна при проектировании особняка. Но привнес в него свежую струю - скандинавский стиль, который стал модным в начале XX века в России. Именно благодаря ему здание получило такой необычный контур, башню с остроконечным шатром и оригинальные декоративные коньки на крышу в виде сказочных драконов.

Существует несколько версий, что именно послужило прототипом для проекта дома и, главное, его украшения. По одной из них прообразом является норвежская ставкирха в Боргунне (Borgund stavkirke) - одна из самых древних сохранившихся каркасных церквей. Построена в 1150-80 гг. Ее крышу украшает 4, знакомых каждому томичу, дракона.

По другой версии - прообразом "Дома с драконами" могли стать постройки в охотничьем поместье кайзера Вильгельма II "Роминтен" в Восточной Пруссии (на территории современной Калининградской области). Главный дом поместья был построен архитекторами из Осло в 1893г. Позже к нему присоединились капелла Хуберта, мост и вспомогательные постройки (бюро, дом главного лесничего, дома для обслуживающего персонала), выполненные в едином скандинавском стиле с драконами на крыше.

Несмотря на то, что в средневековой Норвегии к драконам относились неоднозначно, так как их явление считалось предзнаменованием большой беды, образы драконов неоднократно использовались как в жилой, так и в культовой архитектуре Норвегии. Стилизованные изображения драконов украшали капители деревянных колонн, порталы церквей, ковчеги и т.п. Совсем не исключено, что томские драконы также имеют глубокий символический подтекст, заимствованный из норвежской и древнекитайской культуры, — «повелители моря» должны были принести богатство и удачу обитателям дома, защитить деревянную постройку от пожаров и недобрых глаз. В русском деревянном зодчестве эту функцию выполняли резные коньки и петушки-кокоши.

Вопрос 4: Количество лиственниц напротив фасада здания, выходящего на дорогу? 

ул. Дзержинского, д. 16
N 56º 28.300'
E 84º 58.185'

Перед нами пример городского жилого дома, имеющего своеобразное объемно-планировочное и декоративное решение. В декоративной обработке использованы различные техники резьбы (пропильная, точеная, глухая). Этот жилой дом построен в 1920 году. Это образец типичной городской застройки конца XIX — начала XX века.

Дом расположен в районе, который в дореволюционное время был городской окраиной и активно застраивался деревянными доходными жилыми домами. Вполне вероятно, что и этот дом имел первоначально именно такое назначение. Дом находится в окружении деревянных зданий также начала 20 века (кстати, в качестве бонуса рекомендуем прогуляться по улице чуть дальше — дом № 21 очень красив и богато украшен).

Главным фасадом дом вполне традиционно обращен на улицу и выходит на красную линию ее застройки. Объем дома симметричен, прямоугольный в плане, имеет выступающий дворовый ризалит, завершенный треугольным фронтоном и эркер над входом с главного фасада. С уличной части обогащен также треугольным фронтоном, объем которго врезан в кровлю. На нем красуется четырехгранная башенка.

Не вполне стандартное решение с окнами — боковые части фасада решены в три оси окон каждая. При этом окна, расположенные ближе к центру, более широкие. Остальные — узкие, прямоугольной формы. В качестве украшения дома безусловно выделяется эркер, который имеет декоративную резьбу по верхнему и по нижнему поясу. Фронтон эркера также снабжен резьбой, выполненной в пропильной технике (растительный орнамент). Наличники, выходящие на главный фасад - прямоугольной формы, имеют тонкие колонки (точеная резьба) на боковых и просветное навершие растительного орнамента. В пропильной технике оформлены карниз и фриз дома. Все другие фасады дома в деталях повторяют декоративное решение главного фасада (наличники, фризы, карниз).

При реконструкции внутри была проведена частичная перепланировка, но при этом в доме сохранилось несколько печей. Сейчас в доме 5 квартир.

Вопрос 5: Какого цвета соседний дом справа (в сторону увеличения нумерации)?

Для составления описания были использованы различные материалы и источники: 
12345678
  

Описание тайника

Содержимое тайника

Виртуальный вопрос:
1) Что использовано в качестве декоративных элементов на водосточных трубах?
В качестве ответа, выберите его порядковый номер: 1) цветы, 2) ромбы, 3) завитки
2) Номера квартир на почтовых ящиках в доме с жар-птицами на первом подъезде от улицы.
3) Сколько столбиков вдоль линии забора, выходящего на ул. Вершинина?
4) Количество лиственниц напротив фасада здания, выходящего на дорогу?
5) Какого цвета соседний дом справа (в сторону увеличения нумерации)?

Интернет-блокнот

Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114