Порталы истории. Крестовоздвиженский монастырь [MS/19653]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый традиционный,
городской
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Прогулка
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Саратовская обл.
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Саратов
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 3
РЕЙТИНГ
4.50Нашли: 11
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
№1
№1
№2
№2
Святые Врата
Святые Врата
Автор: IVZ
Создан: 25.01.2017
(отредактирован 05.02.2017)
Компаньоны: ёмоё

Описание окружающей местности

ИСТОРИЯ ОБУСТРОЙСТВ И ПОЖАРОВ

«О Крестовоздвиженском женском монастыре почти не сохранилось документальных свидетельств, относящихся к концу XVII века. Но можно с уверенностью утверждать, что при переносе Саратова на правый берег <в 1674 году> монастырь также был перенесен <примерно на то место, где сейчас расположена гостиница «Словакия»>. В «Трудах СУАК» напечатана грамота, выданная в 1689 году саратовским воеводой попу Крестовоздвиженского монастыря, подтверждающая его право на владение сенным покосом в курдюмских лугах. Причем выдана она взамен прежней, ранее утерянной упомянутым попом «владенной» грамоты. Этот документ свидетельствует о том, что женский монастырь продолжает существовать и в новом правобережном Саратове». (Из книги Михаила Беликова «Старый собор и Старый город»).

«К 1700 году маленькая община, созданная постом, трудом и молитвами нескольких стариц, при материальной и нравственной поддержке общества, выросла в довольно уже благоустроенную обитель, как это видно из того, что число монашествующих, исключая белиц, живших на послушании и богомолении, в 1700 году было 30 (настоятельница и 29 сестер); монастырский храм уже имел три придела: главный или, как тогда называли, настоящий — во имя Честного и Животворящего Креста Господня, и последние два — один во имя Св. пророка Ильи, другой — во имя мученицы Параскевы-Пятницы; церковный причт состоял из двух штатов, а именно: 2 священника, 1 дьякон, 3 дьячка, 2 пономаря и 1 псаломщик, кроме того к Крестовоздвиженский церкви был приписан приход из городских обывателей. Насколько монастырский приход был велик, можно судить, например, по тому, что в 1838 году в приходе женского монастыря числилось всего <то есть очень мало> 306 дворов». (Из книги В.Юрьева «История саратовского Крестовоздвиженского монастыря»).

1712 – Игуменья монастыря Пелагия пишет митрополиту Астраханскому Сампсону: «20 мая в 3 ночи г. Саратов, волею Божию, выгорел весь без остатка, и церкви Божьи сгорели. И они де богомольцы твои, и всяких чинов градские жители из домов своих в одних платьишках, кто в чем ходил, осталися; и домишки и всякие пожитки сгорели без остатку; а иные градские жители погорели до смерти и в воде перетонули числом ста с полтора и более».

1713 – вместо сгоревших церквей в монастыре строится и освящается маленькая деревянная Ильинская церковь.

1717 – преосвященный Иоаким дает благословение на строительство «настоящей» (то есть «этой») церкви во имя Воздвижения с приделом мученицы Параскевы-Пятницы.

1722 – в силу Высочайшего указа от 9 октября 1722 года игумен Четырехсвятского монастыря Стахий представил в астраханский духовный приказ «реестр обретающимся в Саратове городе Воздвиженского девичья монастыря с показанием коеяждо имени и лет и прочаго к ведению потребнаго». «Из представленной ведомости оказывается, что всех монахинь в 1722 году было 37, и все они имели пострижение монашеское, и ни одной из них не было менее 40 лет, причем одна из них Татьяна-Таисия, солдатка 90 лет от рода, приняла пострижение в Крестовоздвиженском монастыре 40 лет назад, т.е. в 1682 году. <…> Что же касается состава монашествующих по своему происхождению, то за исключением одной – Маремьяны-Марфы, происходившей из дворян, все остальные были из простого сословия: солдатские, казачьие, крестьянские вдовы или из сословий бобылей и стрельцов, но из духовного звания не было ни одной» (Юрьев, стр. 18).

1727 – сильный пожар в Саратове, сгорели и Воздвиженская, и Ильинская церкви.

1730 – заново выстроена деревянная Воздвиженская церковь.

1738 – сильный пожар в Саратове. «Воздвиженская церковь, что в девичьем монастыре, и монастырь – все сгорело без остатку». По ведомости в монастыре значится всего 17 монахинь, в том числе наместница Мария и 10 схимонахинь.
1740 – окончание строительства каменного Воздвиженского храма. «Пожарное бедствие, о котором выше сказано и от которого пострадали также и прихожане монастыря, не остановило, однако, <майора Василия> Суровцева и других прихожан благотворителей монастыря <комиссара Макара Зевакина, купцов: Федора Калобзарова, Якова Темякова и посадских жителей Резальщикова, Косоносова, Овсянникова, Зотова, Соколова, Портнова и Дудкина> продолжить начатую постройку. В июне 1740 года Суровцев сообщает преосвящен. Илариону, что каменная Воздвиженская церковь с приделом во имя пророка Илии, ныне, по обещанию моему, к совершенному окончанию приходит, а потом просит благословения на освящение этой церкви и присылки двух священных антиминсов. Указ об освящении Воздвиженской церкви, от 20 июня того же 1740 года, послан был протопопу Дмитрию Васильеву и вместе с тем высланы антиминсы».

ЗАПАДНЫЕ ВОРОТА

«В мае 1754 года игумения Екатерина с монахинями Маврою и Агафьей отправила в Астрахань к пр. Илариону прошение, в котором говорится, что «имеющаяся круг монастыря деревянная ограда вся обветшала, а ныне мы, нижайшия, возымели намерение, чтобы оную деревянную ограду переменить и построить вновь каменную, <…>.

Некоторые части этой старинной каменной ограды сохранились с тех пор еще до настоящего времени <1902 год>, как например вся стена от угла Покровской улицы вниз к реке Волге, где находятся старинные, или так называемая «святые врата» и на углу каменная двухэтажная башня, в нижнем этаже которой устроена часовня для сбора пожертвований на монастырь». (В.Юрьев)

В описи монастыря 1763/64 гг., опубликованной А.А.Голомбиевским в «Трудах СУАК» (1890 год, том III, выпуск I) читаем, что «вокруг оного монастыря ограда каменная с трех сторон, от двора саратовского купца Федора Калабзарова по церковь ограды со святыми воротами дл. на 10 саж. с аршином, от церкви по угол дл. 24 саж., от угла вниз к Волге и со въездными воротами дл. на 37 саж. и 2 аршина, от того места вверх по улице дл. 24 саж. и 1 арш., вышина оной ограды 4 аршина, толщина 5 четвертей».

В этих двух текстах содержится явное противоречие. «Святые», парадные ворота у монастыря могли быть только одни, и вести они должна были к главному храму монастыря – Крестовоздвиженскому. Как и зафиксировано у Юрьева, находились они с западной стороны монастырской территории, на Воздвиженском взвозе, на спуске к Волге. Въездные же ворота располагались на Покровской улице около только что построенной (в 1762 году) церкви Параскевы-Пятницы – рядом с двором купца Калабзарова, откуда и берет начало посаженная опись каменной ограды. Те нарядные, красного кирпича, с иконой Святого Николая Чудотворца ворота, что украшают сейчас улицу Лермонтова – это единственное, что осталось от Никольской церкви работы Терликова 1903 года.

Западные – «святые» – ворота, один из самых старых памятников Саратова, тихо и без шума были снесены в 1988 году при строительстве гостиницы «Словакия». Теперь на этом месте хозяйственное помещение гостиницы.

КАК СЕСТРА ДЕКАБРИСТА ОТКРЫЛА В САРАТОВЕ
ПЕРВУЮ ШКОЛУ ДЛЯ ДЕВОЧЕК

В конце 1760-х годов женский монастырь был выведен «за штат», что по указу 1771 года означало возможность всем желающим монахиням перебраться в другие, штатные монастыри (таковых желающих в Крестовоздвиженском не оказалось), а престарелым монахиням дозволялось доживать свой век на прежнем месте.

К 1772 году в монастыре осталось 13 монахинь, в 1776-м, в год официального закрытия монастыря – 11, в 1780-м – 4, а к 1790-му – одна, Феврония, «которая за старостью и слепотой к послушанию неспособна». К этому моменту Крестовоздвиженская церковь уже 14 лет считалась приходской.

Восстановление монастыря на том же месте состоялось в 1829 году. Сразу после учреждения отдельной Саратовской епархии Святейший Синод указом от 30 ноября 1829 года восстановил Крестовоздвиженский монастырь как второклассный со штатом 15 монахинь и 17 послушниц под управлением игумении и казначеи, а торжественное открытие прошло 16 марта 1830 года.

 1830-е годы – разгар борьбы с раскольниками-старообрядцами.

С первого же года после восстановления монастыря сюда стали притекать пожертвования частных лиц. Так, купчиха Макашина уже в 1830 году пожертвовала «старинный каменный дом, смежный с монастырем, с дворовым при нем местом». В 1841 году купец Василий Иванович Крюков пожертвовал монастырю каменный двухэтажный флигель, находившийся на Покровской улице ближе к Московскому взвозу неподалеку от уже снесенной к тому моменту церкви Параскевы-Пятницы. Еще один двухэтажный каменный дом – бывший купца Туленкова – монастырь получил в подарок от опальной семьи Рылеевых, переехавших из Санкт-Петербурга в Саратов. И это был не единственный их вклад в духовную жизнь Саратова.

На углу улиц Лермонтова и Первомайской стоит красное, недавно отреставрированное двухэтажное здание, сыгравшее заметную роль в истории народного просвещения в Саратове. В нем располагалась первая школа для девочек, открытая в 1840 году чаяниями саратовского епископа Иакова.

Попечение о школе было возложено на настоятельницу монастыря игумению Еванфию и послушницу Анну Александровну Рылееву <двоюродную сестру казненного декабриста Кондратия Рылеева>, принявшую постриг под именем инокини Сусанны. Последняя преподавала грамоту, арифметику, чистописание, а желающим и французский язык и была бессменной руководительницей школы до самой смерти.

Набор учебников, среди которых русская и французская азбука, псалтирь, состав учениц на портрете показывают, что в школе при монастыре давали и церковное, и светское образование. В школу принимали «для обучения грамоте, молитвам и катехизису детей всех сословий». В ней каждый год бесплатно обучалось около ста учениц.

Корпус, в котором разместилось училище и кельи, был выстроен на средства дворян Рылеевых, переехавших в Саратов из Санкт-Петербурга в 1837 году.

«Само по себе открытие в 1840-м школы для девочек «разного сословия» после принятого в 1828 году устава о введении в России сословного образования было событием достойным и примечательным».

КАК ПОСЛЕДНЯЯ ИГУМЕНЬЯ ПЫТАЛАСЬ НЕ ПОДЧИНЯТЬСЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

30 октября 1904 года в монастырь послушницей поступила дворянка Антонина Станиславовна Заборская, родившаяся в 1868 году в городе Пошехонье Ярославской губернии и имевшая специальность фельдшера. Трудолюбивая и способная к несению разных послушаний, она
не только работала в монастырской больнице, но и вела делопроизводство, следила за ремонтом и строительством зданий. 29 июля 1905 года послушница Антонина приняла иноческий постриг с именем Антония.

Матушка Антония была незаменимой помощницей настоятельницы и пользовалась любовью сестер обители. Когда скончалась престарелая игумения Евлампия, монахини единогласно избрали ее настоятельницей. Святейший Синод указом от 12 мая 1912 года утвердил инокиню Антонию в этой должности, а 15 июля того же года, отметив ее «отличную службу», возвел в сан игумении.

Начавшаяся Первая мировая война отразилась и на жизни Крестовоздвиженского женского монастыря. В Саратов стали прибывать беженцы из прифронтовых губерний, раненые. Всегда откликавшаяся на боль ближнего, матушка Антония приютила в обители 30 сирот-беженцев, организовала сбор и отправку посылок на фронт.

25 июня 1915 года игумении Антонии (Заборской) епископом Саратовским и Царицынским Палладием было преподано благословение и вручена грамота,
в которой отмечались заслуги настоятельницы Крестовоздвиженского монастыря в деле оказания помощи раненым. 6 мая 1916 года матушка Антония была награждена наперсным крестом из кабинета Императора Николая II.

20 июня 1917 года Временное правительство издало распоряжение
о прекращении работы церковно-приходских школ и о передаче их в ведение Министерства народного просвещения. Это очень обеспокоило матушку Антонию. Опасаясь, что педагоги из МНП могут нарушить сложившуюся методику религиозно-нравственного воспитания в ее школе, она обратилась
в Городскую управу с письмом, в котором поставила условие, что в школу
при обители учителя должны назначаться с ее согласия и наблюдение
за воспитанием учениц должно остаться за монастырем. Но в 1918 году школа,
в которой за 77 лет существования выучились сотни детей из беднейших слоев населения, была закрыта.

1918 год резко изменил жизнь обители. Монастырь потерял пожертвованные ему в свое время угодья и огороды на реке Гуселке, нависла угроза конфискации помещений обители. 13 ноября 1918 года игумения Антония вынуждена была обратиться в Губисполком с письмом — она пыталась защитить женскую обитель. Она писала, что в монастыре корпуса заняты лазаретом и рабочими, а
в остальных проживает 450 престарелых и больных монахинь, которые пекут хлеб, работают в лазарете, шьют и фактически составляют трудовую общину.

Стараясь избежать закрытия древней Крестовоздвиженской церкви, матушка создала церковно-приходскую общину из горожан, но 5 апреля 1919 года власти все же закрыли ее под предлогом необходимости хранения здесь как музейных редкостей церковных ценностей из закрываемых храмов.

Все эти хлопоты матушки по сохранению обители привели к ее восьмидневному аресту в 1919 году.

Хотя некоторые послушницы ушли из монастыря в мир, в нем оставалось еще много насельниц. Чтобы заработать на хлеб и избежать окончательного закрытия и выселения из обители, игумения Антония и сестры вынуждены были создать Крестовоздвиженскую трудовую женскую артель на базе трёх оставшихся мастерских — одеяльной, швейной и вышивальной.
24 декабря был утвержден устав этой артели, которая выполняла государственные и частные заказы.

На территории монастыря осталась только одна действующая церковь — Никольская, где служил священник Владимир Захаркинский. Некоторые послушницы, решившие посвятить свою жизнь служению Богу, жаждали иноческого пострига, и матушка Антония помогала им исполнять это желание.
В Никольском храме стали совершаться постриги.

Все это не осталось незамеченным властями. 22 июля 1927 года игумения Антония и ее ближайшие помощницы были арестованы. Их обвинили в том, что трудовая артель превратилась в монастырь, что здесь проводились постриги и монахини посещали храм. 17 февраля 1928 года настоятельница была выслана
в Марийскую область сроком на три года. Отбыв один срок в Йошкар-Оле, она получила еще дополнительный и была отправлена в Бугуруслан с запрещением в дальнейшем жить в Москве и центральных областях России.

Только в 1933 году матушка Антония вернулась в Саратов. Монастырь уже был занят детским домом. Оставшиеся монахини по несколько человек жили
на частных квартирах на окраинах города, зарабатывая на хлеб рукоделием, чтением Псалтири по усопшим, а престарелые сестры порой жили и «Христовым именем» — милостыней. К доброй, отзывчивой матушке Антонии, поселившейся у своей племянницы, Лидии Александровны Москвичевой, вновь потянулись и монахини, и все те, кто нуждался в ее наставлениях и духовной помощи.

12 ноября 1941 года она была в третий раз арестована. Семидесятитрехлетнюю старицу и еще 6 монахинь обвинили в антисоветской деятельности. Матушка Антония не выдержала допросов, и 5 июня 1942 года, во время следствия, закончился ее крестный путь (по материалам архивно-следственного дела ОФ 12618).

КАК В МОНАШЕСКИХ КЕЛЬЯХ ПОСЕЛИЛИСЬ БЕСПРИЗОРНИКИ
И ДЕТИ РЕПРЕССИРОВАННЫХ В 1930-е РОДИТЕЛЕЙ

«В годы гражданской войны в Саратов стремились, как к хлебному району, беспризорные из голодных северных и центральных губерний. Голод в Поволжье увеличил в несколько раз в Саратове армию беспризорных. Здесь сотнями и тысячами искали убежища от надвигающегося призрака голода и смерти дети заволжских степей. Целыми эшелонами в 1921-м году отправляли
из Саратова детей на Украину и в центральную Россию. Но всех не отправить. Заволжская степь постепенно в течение всей зимы, группами и
по одиночке, пешком и на вагонных подмостках неумолимо наводняла Саратов голодными детьми. У многих сотен детей родители погибли голодной смертью, для них родина была потеряна, путь к возвращению отрезан. Они осели в саратовских детдомах и в приемниках. 10 января 1925 года последовал приказ губисполкома - организовать Детский красный городок в помещениях бывшего епархиального училища <на Большой Сергиевской улице
>. На основании плана соцвоса решено было в Красном городке организовать интернат на 600 человек детей обоего пола, школу и мастерские…» («На путях к общественному воспитанию детей (практика работы саратовского Красного детского городка)». М., 1930)

Большую подготовительную работу к созданию первого в городе детского дома проделал врач П.Н.Соколов. 1 октября 1924 года, выявив основные «очаги» проживания в Саратове беспризорников, с помощью комсомольских активистов он провел масштабную перепись - как детей, так и взрослых. Согласно этой переписи, опубликованной в 1925 году, в Саратове обнаружились 1257 детей обоего пола, из которых 564 уже содержались в спецприемниках. Пики пополнения армии беспризорников приходились на 1921 и 1924 г.г., а основным континенгентом были беженцы с левой стороны Волги - дети немецких колонистов и русских крестьян. Хотя нередки были и исключения.
В книге Соколова приводится такой случай: «Мальчик, 16 л., обитатель брошенной уборной пассажирского вокзала, рассказывает, что в 21 году его вся семья поехала тоже от голода в Ташкент; по дороге отец и мать умерли; он попал в д. дом в г. Черкасах Киевской губернии; дом был расформирован, дети эвакуированы, и он прибыл (очевидно, после долгого странствия) в г. Саратов».

В 1932 году детский дом переехал в здания бывшего женского монастыря, где всё было подготовлено монашками и для житья, и для хозяйственных работ.

ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК ДЕТИ НА КЛАДБИЩЕ ПЛЯСАЛИ

Кроме уничтоженных в 1930-е годы двух церквей, Никольской и Крестовоздвиженской, монастырские здания продолжали служить теперь уже советскому народу почти до конца 1970-х годов. Бывший детский дом «Красный городок» в 1950-е был перепрофилирован в профтехучилище, а в угловой часовне и бывших кельях расположилась областная глазная больница, в которой работала замечательный врач-офтальмолог Валентина Федорова, ученица легендарного Святослава Федорова.

Решительный снос зданий начался во второй половине 1970-х, когда на этом месте было решено построить гостиницу «Турист» (впоследствии переименованную в братскую «Словакию»). При этом арка ворот обители была сохранена главным инженером проекта гостиницы Михаилом Алексеевичем Яковлевым.

Когда рытье гостиничного котлована дошло до уровня XVII – XVIII веков, времени действующего на тот момент монастырского кладбища, беготня по могилам стала одним из самых любимых занятий мальчишек, живших в окрестных домах. Андрей Мельников (было лет 9 на тот момент) так вспоминал эти дни: «Лазали везде. И за зелеными яблоками на территорию глазной больницы, в том числе и по этой стройке по ее этажам. Сторожа нас гоняли. На месте строительства гостиницы от улицы Лермонтова шел значительный уклон к Набережной Космонавтов. Для ведения строительства площадка выравнивалась, забивались сваи. Высота отрытого котлована с стороны Лермонтова была метров 15. Работал экскаватор. Весь верхний край котлована был в квадратных отверстиях. Это были отрытые могилы. Причем шли они от верхнего края в глубь по 2-3 ряда, видимо, более поздние захоронения на территории монастыря наслаивались на сделанные ранее. Не могу сказать, собирались ли рабочими останки.
И производились ли перезахоронения. Но много лежащих истлевших обломков гробов, костей и черепов я видел. Один или два черепа из котлована мы принесли в свой двор. Бабки подняли крик. Конечно, обратно мы их на стройку не понесли. Не знаю даже, куда мы их дели. Хочется верить, что зарыли
в палисаднике в нашем дворе. Сейчас вспоминать, конечно, о сделанном нами, детьми, очень стыдно».

На кладбище Крестовоздвиженского монастыря хоронили не только монашек, но и людей, принесших особую славу Саратову. К примеру, там был похоронен саратовский комендант, герой турецкой, прусской и шведской кампаний Иван Константинович Бошняк, организовывавший оборону города от войск Пугачева – «храбрый Бошняк», по выражению Александра Сергеевича Пушкина. Когда Саратов был уже занят пугачевцами, он сумел спасти знамена, казну, канцелярию и часть войск, оставшихся верными императрице.

Могила Бошняка, кстати, была утеряна уже к концу XIX века.

В октябре 1990 года студенты саратовского истфака, решили обследовать новый котлован на месте строительства второго корпуса гостиницы «Словакия». Молодых людей, правда, интересовал не сам монастырь, а возможность найти «подземные ходы». Через 8 лет Сергей Уткин (местный историк, краевед) опубликует в одной из саратовских газет статью «Тайны заброшенного котлована», в которой опишет тогдашние находки – почти сохранившийся глиняный горшок времен строительства «третьего Саратова», глиняные блюда, чаши, кованые петли, ключи, замки, цепи, одну золотоордынскую монету и – снова и снова – человеческие останки бывшего монастырского кладбища.

Описание составлено по материалам Станислава Гридасова в рамках проекта «Порталы истории»

Описание тайника

Содержимое тайника

микрокеш (капсула с листом для отметки взятия и карандаш)

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

GrAAl331 (13.09.2017 18:37:57)
Тайник взят 12.09.17. Тайник замечательный, много нового узнал о местах давно увиденных. Автору спасибо.
Байдерины (13.08.2017 21:13:30)
Прошлись по точкам в компании Марии myFamily и Кристины froLOVEs с сыночком. Да простит меня автор, но в данном случае микрокеш не уместен, в виду замусоренности места, вирт. вопрос в самый раз. Спасибо автору за интересные факты о монастыре, компаньонам за прогулку!
Iskender (09.06.2017 15:32:55)
lmi (14.05.2017 08:34:51)
myFamily (18.04.2017 11:07:35)
Беспокойная семейка (23.03.2017 17:05:48)
Роман-Саратов (27.02.2017 08:25:44)
Pachita (14.02.2017 21:51:42)
Peleng (03.02.2017 18:46:11)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117 Карта 118 Карта 119 Карта 120 Карта 121