Юдоль земная [MS/19725]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Музей/экскурсия
Прогулка
Размер: Неизвестно
Сезонные ограничения отсутствуют
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Смоленская обл.
Ближайший нас.пункт
Вязьма
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 1
Рейтинг
4.63Рекомендаций: 1Нашли: 51
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Памятный знак "Русский лапоть" г. Вязьма
Памятный знак "Русский лапоть" г. Вязьма
элементы лаптя
элементы лаптя
Автор: volchisa
Создан: 26.02.2017
Опубликован: 28.02.2017
(отредактирован: 04.03.2017)
Компаньоны: GeorgA1971

Описание окружающей местности

“…Вот он, наш пахарь угрюмый,
С тёмным, убитым лицом;
Лапти, лохмотья, шапчонка...
Голоден труженик вечной”. (Н.А. Некрасов "Дедушка”)

 “…Вам же - не праздно, друзья благородные,
Жить и в такую могилу сойти,
Чтобы широкие лапти народные
К ней проторили пути...” (Н.А. Некрасов "Друзьям”)

Вот ОН стоит с поникшей головой, в подпоясанной рубахе, с мозолистыми руками, с каплями пота, стекающими по морщинистому лицу у сохи; вот ОН в окружении причитающих баб в солдатском картузе; вот ОН на бесконечной дороге тяжело бредет с котомкой за согнутой спиной или широко крестится на виднеющиеся вдали купола церкви …… в дождь и в снег, зимой и летом картинка меняется, но эта деталь неизменна как ЕГО образ у “певца народной демократии” Н.А. Некрасова ЛАПТИ. Надеюсь догадались о ком идет речь?! На протяжении всей жизни ОН несет свою скорбную долю (юдоль) по Русской Земле.

Спустя десятки лет лапоть наконец-то увековечили и появился «забавный» памятный знак на Смоленщине. Его установили 24 августа 2012 года в Вязьме на площади Советской откуда берет начало Старая Смоленская дорога. Правда, его создатели ничего забавного в нем не находят, считая лапоть обувью, заслуживающей уважения.
 - На лаптях стоит Россия, и мы должны об этом всегда помнить, - прокомментировал установку памятника глава администрации Вяземского городского поселения Александр Клименков. - Недаром это место благословил сам патриарх Кирилл, причем еще в то время, когда он был митрополитом Смоленским и Калининградским. Святейший Патриарх как-то раз, проезжая здесь сказал, что начало Старой Смоленской дороги должен венчать именно лапоть. 
 Вот так Лапоть отныне - символ дороги, на которой народ стоптал бесчисленное количество обувки из древесного лыка. 
 Чуть позже у вяземского лаптя появилась и табличка с надписью «От лаптя до космоса, от Тёркина до Гагарина, от Москвы до Парижа», и памятник приобрел статус настоящей достопримечательности. Хотя сегодня мы видим другую надпись, время рождает своих героев.  
 Что такое лапоть? Думаем каждый его видел, а возможно кто-то и носил...а ведь еще век назад это была неизменная обувь "народа", которую сегодня можно увидеть в качестве экспоната в музеях, на ремесленных выставках или реконструкциях. Незамысловатая обувь из природных материалов, выполненная индивидуально, но сколько в этой обуви "смысла".
 Лапти - низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые и другие), берёсты или пеньки. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге оборами (шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти).
 Лапти отличались крайне низкой себестоимостью, ввиду обилия материала и простоты изготовления (мужчин с детства учили плести лапти и в дальнейшем сноровка позволяла изготавливать такую обувь буквально «между делом»), и недолговечностью.

Откуда есть и пошел лапоть…
Лапти - обувь из лыка, которую на протяжении многих веков носило славянское население Восточной Европы. В России в лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне. Ну а крестьяне составляли подавляющее большинство населения. Лапоть и крестьянин были почти синонимами.
 Действительно, даже в начале XX века Россию еще нередко называли страной "лапотной", вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти стали как бы рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, их традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях.
 Интересную статью по истории лаптя опубликовал современный петербургский археолог А.В. Курбатов, который предлагает рассматривать историю лаптя не с точки зрения филолога, а с позиций историка материальной культуры в очень интересной монографии "Наименование обуви в русском языке".
 В частности, Курбатов пытается доказать, что плетеная обувь начала распространяться в России не ранее XVI века. Более того, мнение об изначальном преобладании лаптей среди сельских жителей он относит к мифологизации истории, как, впрочем, и социальное объяснение этого явления следствием чрезвычайной бедности крестьянства. Эти представления сложились, по мнению автора статьи, в среде образованной части российского общества лишь в XVIII веке.
 И действительно, в опубликованных материалах, посвященных широкомасштабным археологическим исследованиям в Новгороде, Старой Ладоге, Полоцке и других русских городах, где был зафиксирован культурный слой, синхронный "Повести временных лет", не обнаружено следов плетеной обуви. А как же найденные при раскопках костяные кочедыки? Они могли, по мнению автора статьи, использоваться для иных целей - для плетения берестяных коробов или рыболовных сетей. В городских слоях, подчеркивает исследователь, лапти появляются не ранее рубежа XV-XVI веков.
 Следующий довод автора: изображения обутых в лапти нет ни на иконах, ни на фресках, ни в миниатюрах лицевого свода. Самая ранняя миниатюра, где показан обутый в лапти крестьянин, - сцена пахоты из "Жития Сергия Радонежского", но она датируется началом XVI века. К этому же времени относятся сведения писцовых книг, где впервые упоминаются "лапотники", то есть ремесленники, занятые изготовлением лаптей на продажу. В трудах иностранных авторов, посещавших Россию, первое упоминание о лыковой обуви, относящееся к середине XVII столетия.
 Нельзя не сказать и об оригинальной трактовке, которую дает Курбатов раннесредневековым письменным источникам, где впервые речь идет о лаптях. Это, например, отрывок из "Повести временных лет" ("В лето 6493, иде Володимеръ на Болгары съ Добрынею съ уемъ своимъ въ ладьях, а Торки берегомъ приведе на конихъ, и победи Болгары. Рече Добрыня Володимеру: съглядахъ колодникъ оже вси въ сапозехъ, сим дани нам не даяти, поидем искать лапотников. И сотвори Володимеръ с Болгары миръ ..."), где Добрыня дает Владимиру совет "поискать лапотников". А. В. Курбатов объясняет его не бедностью лапотников, противопоставленных богатым пленникам-болгарам, обутым в сапоги, а видит в этом намек на кочевников. Ведь собирать дань с оседлых жителей (лапотников) легче, чем гоняться по степи за ордами кочующих племен (сапоги - обувь, наиболее приспособленная для верховой езды, активно использовалась кочевниками). В этом случае слово "лапотник", то есть обутый в "лапоть", упоминаемый Добрыней, возможно, означает какой-то особый вид низкой обуви, но не сплетенный из растительных волокон, а кожаный. Поэтому утверждение о бедности древних лапотников, которые в действительности ходили в кожаной обуви, по мнению Курбатова, беспочвенно.
 Все сказанное еще и еще раз подтверждает сложность и неоднозначность оценки средневековой материальной культуры с позиций нашего времени. Зачастую мы не знаем, что означают термины, встречающиеся в письменных источниках, а вместе с тем нам не известно назначение и название многих предметов, найденных при раскопках. Однако с изложенными археологом Курбатовым выводами, можно спорить, отстаивая ту точку зрения, что лапоть значительно более древнее изобретение человека.
 С другой стороны если бы лапти действительно получили широкое распространение только в позднем Средневековье, то в XVI-XVII веках они встречались бы повсеместно. Однако в городах фрагменты плетеной обуви этого времени обнаруживаются при раскопках весьма редко, в то время как детали кожаной обуви исчисляются десятками тысяч.
 Теперь об информативности, которую несет средневековый иллюстративный материал - иконы, фрески, миниатюры. Нельзя не учитывать, что ее сильно снижает условность изображений, далеких от реальной жизни. Да и длиннополые одежды часто скрывают ноги изображенных персонажей. Неслучайно историк А.В. Арциховский, изучивший более десяти тысяч миниатюр “Лицевого летописного свода” и обобщивший результаты своих исследований в солидной монографии "Древнерусские миниатюры как исторический источник", вовсе не касается обуви.
 Почему нет необходимой информации в письменных документах? Прежде всего, из-за скудости и отрывочности самих источников, в которых меньше всего внимания уделяется описанию костюма, тем более одежды простолюдина. Появление же на страницах писцовых книг XVI века упоминаний о ремесленниках, специально занимавшихся плетением обуви, отнюдь не исключает того факта, что лапти еще раньше плели сами крестьяне.
 Отдельный интерес представляет книга известного немецкого дипломата барона Сигизмунда Герберштейна, посетившего Москву в 1517 году в качестве посла императора Максимилиана I. В его записках есть гравюра, изображающая сцену езды в санях, на которой отчетливо видны обутые в лапти лыжники, сопровождающие сани. Во всяком случае, в своих записках Герберштейн отмечает, что на лыжах ходили во многих местах России. Четкое изображение крестьян, обутых в лапти, есть и в книге "Путешествие в Московию" А. Олеария, дважды побывавшего в Москве в 30-х годах XVII века. Правда, в тексте книги сами лапти не упоминаются.
 У этнографов также нет однозначного мнения о времени распространения плетеной обуви и ее роли в жизни крестьянского населения раннего Средневековья. Одни исследователи подвергают сомнению древность лаптей, считая, что прежде крестьяне ходили в кожаной обуви. Другие ссылаются на обычаи и поверья, говорящие как раз о глубокой древности лаптей, например, указывают на их обрядовое значение в тех местах, где плетеная обувь давно предана забвению. В частности на описание похорон в среде уральских старообрядцев-кержаков, не носивших плетеной обуви, но хоронивших покойника обутым в лапти. В любом случае лапти просуществовали не одно столетие, и теперь являются символом русской деревни и добрым памятником о наших славных предках.

Плетение и виды лаптей
Лапти плелись не во всех областях России, но употреблялись в большем количестве областей, чем изготавливались. То есть они были товаром или предметом меновой торговли. Как правило, не плелись лапти в деревнях, где население большей частью занималось не земледелием, а ремёслами, например, гончарным или кузнечным ремеслом.
 Плетение лаптей было на Руси зимним занятием крестьян, когда не было полевых работ. Заготовкой лыка занимались в определённое летнее время года, когда лыко обладало необходимыми прочностными характеристиками.
 Новые, только что сплетённые лапти были сделаны по одной колодке и в паре не отличались левый от правого. Мужчине пары лаптей хватало на неделю, не более. Отсюда поговорка: «В дорогу идти  - пятеры лапти сплести!».
 Плетение лаптей считалось несложной работой, но требующей сноровки и навыков. Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, "лыка не вяжет", то есть не способен к элементарным действиям! Зато, "связывая лыко", мужчина обеспечивал обувью всю семью - тогда специальных мастерских ещё не было очень долгое время.
 Плели лапти из коры многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими - ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.
 Главные инструменты для плетения лаптей - кочедыки делали из костей животных или из металла. Как уже говорилось, первые кочедыки относятся к каменному веку. В русских письменных источниках слово "лапоть", а точнее, производное от него - "лапотник" впервые встречается в "Повести временных лет".
 Редко кто в крестьянской среде не умел плести лапти. Существовали целые артели плетенщиков, которые, по сохранившимся описаниям, отправлялись в лес целыми партиями. За десятину липового леса они платили до ста рублей. Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция губила дерево. Отсюда пошло выражение "ободрать как липку".
 Тщательно снятые лыки затем завязывали в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб. Из воза лык получалось приблизительно 300 пар лаптей. Плели лапти от двух до десяти пар в день в зависимости от опыта и сноровки. Особого навыка требовало плетение запятника, где сводились все лыки.
 Нередко лапти назывались по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего применяли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку.
 Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черной шерстяной тесьмой, которая закреплялась на ногах. Для осенне-весенних хозяйственных работ во дворе более удобными считали простые высокие плетеные ступни без всякой тесьмы.
 Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти звались коренниками. Модели лаптей, изготавливаемые из полосок ткани, называли плетешками. Ещё лапти делали из пеньковой веревки - крутцы, и даже из конского волоса - волосянника. Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.

Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение, тогда как в западных районах использовали прямое плетение, или "прямую решетку". Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали работу с задника. Так что о месте появления той или иной плетеной обуви можно судить по форме и материалу, из которого она изготовлена. Для московских моделей, плетенных из лыка, характерны высокие борта и округлые носки. На Севере, в частности, в Новгороде, чаще мастерили лапти из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской и Пензенской губерниях, плели из вязового лыка.
 Говорят, что сам Петр I учился плести лапти и, что сплетенный им образец хранился среди его вещей в Эрмитаже еще в начале прошлого столетия.
 Кожаная обувь ценилась не дешево. В ХIX веке пару хороших лыковых лаптей можно было купить за три копейки, тогда как самые грубые крестьянские сапоги стоили пять-шесть рублей. Для крестьянина-земледельца это большие деньги, чтобы собрать их, нужно было продать четверть ржи (одна четверть равнялась почти 210 литрам сыпучих веществ). Сапоги, отличавшиеся от лаптей удобством, красотой и прочностью, для большинства крепостных крестьян были недоступны. Даже для зажиточного крестьянина сапоги оставались роскошью, их надевали лишь по праздникам. Вот и обходились лаптями. Зимой мужик носил одни лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в четыре дня.
 Еще во время Гражданской войны (1918-1920гг.) в лаптях ходила бoльшая часть Красной армии. Их заготовкой занималась специальная комиссия, снабжавшая солдат валяной обувью и лаптями.

Сколько надо лыка…
Возникает интересный вопрос. Сколько же требовалось берёсты и лыка, чтобы столетиями обувать целый народ? Простые подсчёты показывают: если бы наши предки усердно рубили деревья ради коры, березняки и липовые леса исчезли бы ещё в доисторическую эпоху. Однако этого не произошло. Почему?
 Дело в том, что наши далёкие предки-язычники с большим почитанием относились к природе, к деревьям, водам, озерам. Окружающая природа обожествлялась и считалась священной. Языческие боги охраняли и оберегали поля, реки, озера и деревья. Поэтому, вряд ли древние славяне поступали по душегубски с деревьями. Скорее всего, русичи владели различными способами брать часть коры, не губя дерева, и умудрялись раз в несколько лет снимать кору с одной и той же берёзы. А может быть они владели ещё какими-то неведомыми нам секретами добывания материала для лаптей?
 Академик Петербургской академии наук И. Лепёхин в конце XVIII века писал, что для изготовления одной пары лаптей требовалось два крупных и три-четыре мелких липовых ствола. В год крестьянин изнашивал от 50 до 60 пар лаптей. По расчётам историка Л. Милова, на семью в 4 человека иногда требовалось до 150 пар лаптей (на сумму около 1,5 - 2,5 руб.). Крестьяне шли на такие трудозатраты, так как необходимая денежная сумма на покупку кожаной обуви была слишком велика. Чтобы купить себе сапоги, крестьянин должен был продать четверть собранного хлеба, а для жены и детей - ещё две четверти.

Как носили лапти
Лапти носились с портянками (онучами). От лаптя вверх и вокруг голени, на манер древнегреческой сандалии, шёл лыковый шнурок, который внизу крепился за говенник лаптя и удерживал портянку от разматывания. Тем не менее при длительной ходьбе периодически приходилось переобуваться и перематывать сбившиеся портянки.

Информация взята:
http://m.kp.ru/online/news/1230422/
http://urokiistorii.ru/51432
http://m.pikabu.ru/story/7_faktov_o_laptyakh_2181380
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Лапти

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Триэр (10.02.2024 09:31:22)
Место укромное. Записались
denisns (09.01.2024 23:17:01)
С лаптем сфоткались, микрик нашли. Он на достаточно сильных магнитах, не сразу получилось снять. Автору спасибо!
talyana (21.09.2023 21:40:12)
Lucy.Geo (05.07.2023 11:43:08)
Poleva (20.05.2023 14:40:43)
equestrian.olga (26.07.2022 23:14:36)
какырка (12.05.2022 17:03:26)
Вера (12.05.2022 07:22:26)
Feodor (25.11.2021 15:24:35)
djin-sv (06.11.2021 23:38:23)
Trankvill (09.06.2021 23:59:50)
Задохликовый тупик (12.05.2021 17:51:35)
макс и сцветка (23.11.2020 18:59:49)
Grimlu (05.09.2020 13:01:53)
froLOVEs (23.08.2020 14:55:42)
IVasi (19.03.2020 20:55:16)
Santa (13.03.2020 11:07:53)
zepr (18.02.2020 14:16:04)
Vlad374 (17.11.2019 23:08:08)
mr_bo (10.11.2019 12:33:40)
Decreed (18.09.2019 20:37:39)
EdvardStein (24.08.2019 18:52:53)
Sergio79 (08.08.2019 22:32:57)
ЖЖ и Chuma (27.07.2019 20:56:55)
pupanoid (24.06.2019 23:05:00)
volchisa (16.06.2019 21:47:45)
Aleslav (16.06.2019 21:47:39)
Steelrat🐭 (16.06.2019 21:30:21)
A&Y (04.06.2019 02:17:59)
ЖЖ и Chuma (06.05.2019 16:05:30)
Zёbra и Бобр (05.11.2018 08:37:19)
Лиса и Алиса (07.10.2018 20:04:07)
Iskender (14.09.2018 14:56:39)
mmm1863 (05.09.2018 22:57:26)
Natic (21.08.2018 00:19:35)
Barbie67 (02.08.2018 12:32:16)
Das Boot (28.07.2018 18:24:05)
Vampirella (29.05.2018 12:31:01)
annii (28.05.2018 09:08:44)
КоТтабыч (27.05.2018 00:00:43)
Solo (27.02.2018 19:12:32)
delia и shimp (22.01.2018 10:08:15)
Кочевники (07.01.2018 21:45:04)
Звезда (27.11.2017 16:57:12)
Rogneda (29.07.2017 17:57:39)
Вуки (14.07.2017 10:28:41)
эгоистка (01.06.2017 01:49:46)
Kesha&Ko (09.05.2017 21:10:53)
Simba (27.04.2017 12:17:01)
Doctor_kesh (20.04.2017 23:47:57)
putnik67 (27.03.2017 18:25:50)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.