На ялтинской набережной, напротив гостиницы "Ореанда", 45 лет назад появился двухмачтовый парусник «Испаньола», который вместе с романтическим замком "Ласточкино гнездо" и по сей день составляют пару самых тиражируемых "визиток" Большой Ялты.
Сегодня на палубе и в трюмах шхуны — ресторан "на приколе", но когда-то паруса корабля надувались ветром.
До появления в Ялте парусник 1953 года постройки под грозным названием "Клим Ворошилов" бороздил просторы Азова и Черного моря. Киношники приметили его в феврале 1970-го на Днепре в Голой пристани, вмерзшим в лед, и выкупили его у Херсонского винзавода. "В послевоенное время он совершал рейсы из Скадовска в Одессу с херсонскими арбузами, — вспоминает Павлотос. — Потом перевозил виноматериалы — трюмы деревянного судна были пропитаны их ароматами. Судно было двухмачтовым — на мачтах косые паруса, имелся также дизель мощностью 150 лошадиных сил".
Изначально ее создавали мастера Ялтинский киностудии для приключенческого фильма Евгения Фридмана "Остров сокровищ" (1971). А работами по превращению черноморского дубка в испанскую красавицу непосредственно руководил Валерий Павлотос.
Валерий Павлович Павлотос - известный житель Ялты, бывший председатель Крымского республиканского отделения Союза кинематографистов РФ. Увлекался альпинизмом, был горноспасателем, мастером спорта по скалолазанию, актером-каскадером, а еще инженером-постановщиком и декоратором. Кроме того, Валерий был одним из постановщиков трюков фантастических фильмов "Москва-Кассиопея" и "Лиловый шар", "Отроки во Вселенной". В январе 2011 года в Симферополе вышла книга Валерия Павлотоса "Рождены, чтоб сказку сделать… Полвека в кино". Множество парусных кораблей появилось благодаря ему. Он выступал как разработчик конструкций по эскизам художников-постановщиков и как художник по кораблям.
По требованию инспекции Морского регистра его команде пришлось не просто декорировать судно для съемок фильма, а полностью его перестраивать, меняя бортовую обшивку, дубовые шпангоуты и все оснащение.
"Натурные и павильонные съемки фильма "Остров сокровищ" начались еще весной 1970-го, — вспоминает Валерий Павлотос, — А в разгар лета меня вдруг вызвали в Херсон, где строили бригантину. Оказалось, что наш главный консультант и автор проекта переоборудования шхуны, научный сотрудник Военно-морского музея в Ленинграде Андрей Ларионов отозван своим начальством на работу — его командировка закончилась. Мне в срочном порядке за неделю пришлось принимать у него документацию, притом, что я никогда не занимался строительством судов. А тут мне поручают возглавить монтаж рангоута и такелажа парусника XVII века! На стене своего номера в гостинице я повесил огромный чертеж "Испаньолы" и стал надписывать наименования рангоута и такелажа".
В сентябре после достройки деревянного корпуса бригантину спустили на воду у причала яхт-клуба и к ноябрю завершили монтажные работы на палубе. Старые херсонские мастера собрали деревянный рангоут и стоячий такелаж, а севастопольская команда капитана учебного парусника "Кропоткин" Виталия Букарина уже подвязывала паруса для перехода. 2 ноября 1970 г. шхуна своим ходом вышла из Херсона и через сутки благополучно отшвартовалась в ялтинском порту.
Пионера киношного флота Ялтинской киностудии ждало яркое будущее в интереснейших фильмах. С картины «Остров cокровищ» началась собственная киношно-корабельная жизнь «Испаньолы». Съемки фильма проводились с ноября 1970 по март 1971 года. Приключения Джима Хокинса в тропиках пришлось снимать под свист ледяного ветра.
Летом бригантину у берегов Крыма задействовали эстонцы в фильме «Русалочьи отмели», а осенью она ушла в Сухуми на съемки «Робинзона Крузо» Станислава Говорухина. В 1971 году так же участвовала в съемках фильма «Дикий капитан». Прекрасный парусник был востребован кинематографистами и его ждало интересное будущее, если бы не инспекторы Морского Регистра. «Нас стала донимать уже крымская инспекция с требованиями установить локаторы, обшить борта металлом с асбестовой прослойкой, — с горечью говорит Валерий Павлович. — Вроде бы их претензии справедливы, но кто же станет после этих нагромождений и уродований снимать старинный парусный корабль? Инспекция была неумолима: деревянных кораблей в советском флоте нет и не будет!».
Ялтинская к/с вынуждено передала прекрасный парусник на баланс «Интуриста».Так «Испаньола» в 1972-м году превратилась в ресторан. На вечный прикол ее поставили напротив гостиницы «Ореанда».
"Испаньола" на набережной, даже в кабацком состоянии, со всеми противопожарными переделками и заменой многих деревянных фрагментов, до сих пор остается интересной для кинематографистов. На ее палубе сняли десятки клипов и сотни сцен в сериалах. А в 2003 году у шхуны и вовсе была серьезная роль в морской истории. Режиссер Александр Атанесян в новой версии "Человека-амфибии" использовал интерьеры ялтинской бригантины — трюм и кают-компанию как фрагменты внутренних помещений "Медузы" — корабля Педро Зуриты.
…Бархатная cинева звездного ялтинского неба, тысячи огней ночного города и величественные горы, отражаясь в морских глубинах – безмолвно хранят тайну бригантины. «Испаньола» не прочь была бы снова окунуть киль в прохладные воды Черного моря, развернув паруса навстречу попутному ветру и далекому эху из прошлого «Камера!...Мотор!...»
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: