Диалоги о Саратове [TR/19885]

Тайник находится в архиве (вне игры)

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Архитектурный
Размер: Неизвестно
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
Местность
Россия
Саратовская обл.
Ближайший нас.пункт
Саратов
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 1
Рейтинг
4.22Нашли: 20
Фотоальбом тайника
Поделиться тайником
виртуальное задание
виртуальное задание
Автор: IVZ
Создан: 12.04.2017
Опубликован: 12.04.2017
(отредактирован: 25.04.2018)

Описание окружающей местности

Диалоги о Саратове – скульптурная композиция и фонтан в Заводском районе. Расположена композиция на углу проспекта Энтузиастов и улицы Орджоникидзе, в начале сквера имени А. И. Кривохижина.

Открытие этого весьма примечательного арт- объекта состоялось 4 сентября 2015 года.

Андрей Мушта: Диалоги о Саратове. Изъяснение к проекту (опубликовано в журнале "Тектоника плюс")

ВВЕДЕНИЕ

Если бы я знал, что создаю арт-объект для сквера им. Кривохижина в центре бывшего круглого водоема, то это была совсем другая история... Скорее всего, появилась бы деревянная ротонда в духе контекстуализма, отдаленно напоминающая вигвам или хижину асимметричной формы. Она дала бы посетителям парка долгожданную тень, защиту от дождя и удобные места для неспешных бесед. К сожалению или к счастью, но сейчас в этом замечательном сквере оказалось то, что предназначалось изначально для многолюдной улицы…
Первоначально я предполагал, что будущий арт-объект, который по своим габаритам сопоставим с обычной скамейкой, будет стоять прямо на тротуарной плитке в одной из чудесных пешеходных зон Саратова в самом центре нашего города. Поэтому появилась идея сделать некий парафраз на тему стерлядок саратовского герба. Я представил, какими бы они стали, если бы жили в нашу светлую эпоху ай-фонов, макдональдсов и кока-колы. Так появилась небольшая толстенькая рыбка –питьевой фонтанчик. Хотелось, чтобы она была крошечной и озорной, как Манекен Пис, эмблема Брюсселя. Для того, чтобы рыбка не затерялась в плотном потоке идущих людей, ее пришлось приподнять повыше человеческих голов - на постаментик в виде округлой гальки, как бы отшлифованной этим самым потоком. Постаментик получился скучноватым, и я придал ему слабо выраженные антропоморфные архаические черты, как будто бы какие-то находчивые люди использовали в качестве постамента под рыбку фрагмент другого, более древнего памятника. Так часто делают в Саратове, достаточно вспомнить забавную историю хозяйственного использования частей памятника Александру II, на фундаменте которого сегодня стоит Н.Г.Чернышевский, на постаменте которого стоит Ф.Э.Дзержинский, фрагмент которого стал памятником Первой учительнице, и композиция которого была использована для памятника П.А.Столыпину. Так делали не только в Саратове, но даже в Древнем Риме и Византии, подобные скульптурные химеры из двух не связанных между собой фрагментов, можно встретить во многих старинных городах Европы.

Когда параметры будущего арт-объекта стали мне более-менее понятны, я задумался о технологии его изготовления. Скульптурку предполагалось сделать из терракоты или бетона с последующей обработкой поверхности текстами. Люди, знакомые с такого рода работой, знают, что самая дорогая и трудоемкая ее часть – изготовление модели и контрформы, а вот трудозатраты на отливку одной или двух копий практически одинаковы. Поэтому я решил, что если за те же деньги саратовцы получат не один, а целых два питьевых фонтанчика, это им понравится больше. На самом деле саратовцы получили оба фонтанчика совершенно бесплатно, потому что затраты на изготовление и установку арт-объекта были оплачены спонсором.

Две рыбы на своих смешных постаментах позволили создать дополнительные смыслы. И это были совсем не те смыслы, которые нашли в композиции некоторые бдительные саратовцы. В первую очередь два профиля позволили воссоздать в объеме забавную картинку-тест датского психолога Эдгара Рубина, так называемую «фигуру, дающую возможность обратимого выделения фигуры и фона». Два профиля, расположенных друг против друга формируют между собой пространство, силуэтом напоминающее вазу. И у «вазы» и двух профилей общий силуэт, и человек, в зависимости от того, что он считает силуэтом, а что фоном способен увидеть либо вазу, либо профили. Симметрично расположенные объекты метафизически обозначают подобно афинским Пропилеям, начало важного пути. Они же создают своеобразную рамку в стиле барокко для фотографирующихся рядом с ними людей. Кроме того, две условные головы, поставленные достаточно близко друг к другу, напомнили мне людей, разговаривающих шепотом. Изо рта у них поочередно изливается порция воды - своего рода фраза, сказанная негромко. О чем негромко могут говорить две саратовские головы? Конечно же о родном городе! Поэтому рабочее название объекта- «Диалоги о Саратове».

О ПОЛЬЗЕ БЕСПОЛЕЗНЫХ ВЕЩЕЙ

Мне кажется, что сейчас круглая классическая скульптура в городской среде абсолютно изжила себя. Интерес в современном мире представляют объекты- аттракционы, скульптуры с функцией скамейки и прочими полезными опциями. Поэтому, кроме питьевых фонтанчиков, в тела рыбок должны были встраиваться часы (чтобы назначать свидания), барометр (чтобы обсудить погоду), термометр и прочие полезные для граждан приборы. Ночью скульптуры должны были излучать мягкий свет через встроенное оптоволокно. Кроме утилитарной пользы, головы замышлялись как своеобразный верстовой столб на пути саратовцев, что-то запоминающееся, помогающее идентифицировать маршрут. В Саратове порой бывает зима и полгода фонтаны выглядят сиротливо. Поэтому я пытался сделать объект, который без воды мог напоминать двух снеговиков (или снежных баб) с ведрами необычной формы на голове.

О НЕКОТОРЫХ ПРОТОТИПАХ И СМЫСЛАХ АРТ-ОБЪЕКТА

Мне хотелось бы, чтобы каждый увидел в «Диалогах о Саратове» что-то свое. Я намеренно придал современной скульптуре архаические, нечеткие черты, закодировал, спрятал в ней реминисценции из богатейшего исторического прошлого Саратовского края. Что-то современной кириллицей написано прямо на поверхности, но для понимания остального необходимо потрудиться. Видимо, поэтому, стоит коснуться исторических аллюзий.

1. САРМАТЫ. ЛЮДИ С ДЕФОРМИРОВАННЫМИ ГОЛОВАМИ. Почти тысячу лет(!) в степной зоне нашего края жили кочевники-европеоиды – воинственные сарматы. Девушка-сарматка не имела права выйти замуж, пока в бою она лично не убивала вражеского воина! Сарматы отличались еще одним удивительным обычаем – с детства им бинтовали голову особенным образом, отчего верхняя часть становилось узкой и сильно вытянутой вверх. Бритая деформированная голова казалась сарматам невероятно красивой. От сарматов осталось много таких деформированных черепов, но совсем не осталось изображений – религия сарматов их запрещала. Мне показалось, что это не справедливо, и головы стали немного «сарматскими».

2. БАБЫ, КОТОРЫЕ НЕ БЫЛИ ЖЕНЩИНАМИ. С начала первого тысячелетия в саратовских степях господствовали другие наши удивительные земляки-предшественники – куманы или половцы. От половцев остались вертикально поставленные над курганами округлые камни, которых сейчас называют «половецкими бабами». «Баба», как ни странно, вовсе не означает женщину, название восходит к древнетюркскому слову «пращур» или «предок». Ближайшее родственное слово – «бабай», дедушка по-татарски. Этих удивительных скульптур осталось около двух тысяч и их много в музеях саратовского края (оригинальная половецкая баба хранится в Ртищевском музее). Совершенно определенно половецкие бабы условны, антропоморфны и нередко дуалистичны в отношении гендерных признаков. Вероятно, для наших далеких предков важно было поставить на кургане некоего усредненного человека-предка, а не конкретного мужчину или определенную женщину. По размерам и по силуэту головы напоминают эти древнетюркские памятники.

3. МЕНГИРЫ САРАТОВСКОГО ПРОФЕССОРА ОСЯТИНСКОГО. Менгиры - это часть всемирного культурного наследия, первые скульптуры или первые архитектурные объекты эпохи неолита. Они имеют вид вертикально поставленных округлых камней и в наших краях никогда не встречались. Но тот же менгир – часть архитектурного багажа множества воспитанников бывшего СПИ. Дело в том, что единственный в Поволжье доктор архитектуры профессор А.П.Осятинский, воспитавший не одно поколение саратовских зодчих, свои лекции без упоминания менгиров не начинал и не заканчивал. О менгирах он мог говорить бесконечно долго, энергично размахивая старинной двухметровой указкой. Поэтому мне захотелось, чтобы арт-объект чуть-чуть напоминал парочку менгиров профессора Осятинского.

4. НАПОМИНАНИЕ ОБ УВЕКЕ. Укака, Укек, он же Увек, предтеча Саратова – вторая столица Золотой орды, любимый город хана Токты и сакральная тема саратовских краеведов. Город Увек периода расцвета чеканил собственную серебряную и медную монету! Поэтому чешуйки у рыбок я хотел сделать в виде оттисков увекских дирхемов и пулов.

5. МОАИ ДЛЯ САРАТОВСКИХ ТЕЛЕЗРИТЕЛЕЙ. Благодаря Туру Хеердалу и передачам Юрия Сенкевича загадочные статуи моаи стали родными для всех саратовских телезрителей, а вот посетить остров Пасхи и сфотографироваться с этими головами могли не все. Поэтому я придал постаментам некоторое сходство с гигантскими статуями с острова Пасхи. Саратовские моаи теперь всегда под боком и готовы для фотосессии.

6. ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО АРХИТЕКТУРНЫХ АЛЛЮЗИЙ. Разумеется, «головы» немного инспирированы греческой архаикой, но еще в большей степени отражают классическую традицию в саратовской архитектуре конца XIX- начала XX веков. В частности, некоторым они могут напомнить знаменитый дом А.И Скворцова, с его огромной и загадочной, непропорционально сжатой с боков, «египетской» головой. Чаша в виде маскарона с головой античного Фавна – другой саратовский сюжет, она отсылает к первым саратовским фонтанам с тритонами, которые строили англичане. По саратовской традиции я пытался придать античному персонажу черты саратовца-современника. Так же делали саратовские скульпторы-лепщики, ученики Волконского в начале ХХ века с атлантами и кариатидами. Наконец, рога Фавна (и, одновременно, уши Больших голов) - реплика детали одного знаменитого саратовского здания, найти и угадать которое будет интересно любому саратовцу, знающему свой город.

http://saratovregion.ucoz.ru/saratov/monuments1/dialogi.htm 

http://djhooligantk.livejournal.com/1041558.html


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Спрятать все Показать все

Dmitriy2061 (28.11.2018 20:27:42)
Тайник нашли, отписались, дату установили
Azvor (18.09.2018 17:55:07)
Взят 18.09.2018
asrmod (12.09.2018 13:37:45)
Вера (25.08.2018 22:01:26)
Светулька (10.08.2018 22:13:00)
Бешеная табуретка (26.04.2018 20:51:41)
Aleksey61 (14.12.2017 19:15:28)
froLOVEs (22.11.2017 12:22:47)
Vottakvasya (19.11.2017 16:06:46)
Okosyanka (05.10.2017 14:04:48)
Elin (02.10.2017 20:09:55)
GrAAl331 (19.09.2017 16:03:45)
Беспокойная семейка (23.08.2017 12:12:07)
Мари|я (30.06.2017 09:52:26)
Pachita & two (14.06.2017 12:54:35)
Iskender (14.06.2017 11:12:46)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.