Ижма [VI/2004]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Виртуальный
Класс: Исторический
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Коми респ.
Ухта р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Ижма, Ухта
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 2
Местность: 5
РЕЙТИНГ
Нашли: 4
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: Gek Finn
Создан: 09.01.2006
(отредактирован 04.12.2006)
Компаньоны: LSDinka

Описание окружающей местности

На 598-м километре река Печора вступает в Ижемский район. Административным центром является село Ижма, расположенное на притоке Печоры реке Ижме. Хотя село находится в 54 км от реки Печоры, но исторически оно всегда было связано с судьбой Печорского края.
Первое письменное сведение об Ижме относится к началу XVII века. Из него мы узнаем, что первоначально Ижемская слобода была зависима от Усть-Цильмы. Лишь позже московские цари подтвердили права ижемцев на их земли грамотами, данными Ивашке Бабинову в 1627 г. и Фильке Семенову в 1649 г. Согласно местным преданиям Ижму основали коми и русские, к которым присоединилось лесколько ненецких семейств. Фамилия первопоселенца неизвестна, но можно предположить, что Витязевы были одними из первых. По легенде, в числе основателей Ижмы считают также братьев Чупровых из Усть-Цильмы, взявших себе жен из верхневычегодских селений. Так или иначе, а новая слободка возникла в 80 км от устья реки Ижмы. Ижемская округа заселяюсь преимущественно коми-зырянами («сюрьяйне» — финское «дальний», «крайний»)—так стали называть себя северные коми. С XI по XV века коми-зыряне и коми-пермяки были известны под одним названием «пермь», и первый коми алфавит, созданный Стефаном Пермским в 1379 г., был понятен и тем, и другим. По мнению большинства исследователей, «пермь» восходит к прибалтийско-финскому «пэря — маа», что означает «дальняя земля». Поэтому «пермяки» и «зыряне» означает одно и тоже — «живущие на окраине».
В Ижемской округе коми-зыряне образовали особую этническую ветвь народа коми — ижемских коми, со своим диалектом, своими специфическими обычаями. В летописи Ижемской церкви временем основания села указан 1567 г. Первопоселенцы занимались рыболовством и охотой, сеяли рожь и ячмень по солнечным склонам холмов. Урожаи были плохими, когда посевы вымачивало дождями или побивало ранними морозами. Нужда в хлебе была постоянной. Однако постепенно благосостояние Ижмы растет, и в XVIII веке она становится одним из крупнейших торговых сел Севера. Через Ижму прошел в XVII веке один из торговых путей. Шли этим путем не только торговые люди, но и беглые («бегаючи... от государевых податей, а иные от воровства, а иные от великих долгов»). Поэтому в Ижме была учреждена правительственная таможенная застава, просуществовавшая до 1763 года Ижма становится одним из центров пушного торга приезжих московских скупщиков с «сибирскими выходцами». Ижемские купцы в свою очередь торгуют на ярмарках Вычегодского края в Усть-Выми, Яренске, Сольвычегодске. Наблюдательный путешественник середины прошлого века С. В. Максимов отмечал «присутствие в характере жителей волости предприимчивости, толковости, находчивости, изворотливости— одним словом, всего, что характеризует коммерческого человека. Видали ижемца в Москве, и на нижегородской ярмарке, и в костромском Галиче». Являлся он там как представитель оптовой продажи, скупленных на родине мехов и шкур. Не гнушался ижемец и мелочной торговли, доставляя в печорские селения все необходимое в деревенском быту, и сбывал все это с поразительной честностью и добросовестностью, успешно конкурируя с чердынскимя торговцами.
Об ижемских коми очень ярко сказал русский этнограф и писатель С. В. Максимов в книге «Край крещеного света» (1868 г.) и в журнале «Природа и люди» (1878 г.). Он пишет: «Край, населенный народом коми, холоден и неприютен, но богат своеобразными произведениями природы: лесом, дичью, пушным зверем и рыбой». Далее указывается, что эти особенности и сказались на народе коми, выработали его устойчивость в борьбе с суровой природой, настойчивость и предприимчивость. «В охоте заключается главное средство к существованию, в ней же и его поэзия. Что же следует до образа жизни ижемских зырян, — сообщает С. В. Максимов,— то они живут опрятнее прочих жителей Вологодских губерний. Мужики у них бреют бороду, женщины хотя и исправляют мужские работы — пашут землю, косят траву, да ездят на лошадях верхом — особливо опрятны...» Со временем главной основой благосостояния Ижмы стало оленеводство. Зимой в ижемских лесах со своими стадами кочевали ненцы. От них ижемцы переняли навыки оленеводства, как и некоторые черты хозяйственного и бытового уклада: оленьи нарты, зимнюю одежду — малицу, совик, орнамент меховой одежды. С середины XIX века ижемцы стали самыми крупными оленеводами на Европейском Севере.
В поисках новых пастбищ или спасая стада оленей от инфекционных болезней, случалось, ижемцы покидали родные места. Так возникли коми поселения за Уралом, в Архангельской и Мурманской областях, а также на севере Финляндии, куда в 1905—1906 гг. проникло свыше 200 ижемцев с оленями. В 1930 г. финский ученый Тойво Уотила встретился с некоторыми из них. Они назвали ему своей родиной село Мохча и Варыш. На вопрос о судьбе ижемцев в Финляндии академик Эркки Итконен написал, что ижемцы и сейчас живут там в городе Кеми, у них есть свой клуб, куда они собираются ежегодно для обсуждения своих дел.
В далекой глуши, в северо-восточном углу Европейского континента затерялась Ижма, но ни в чем не хотели ижемцы отставать от города. Преображенская церковь села Ижмы была самым первым каменным зданием в Печорском крае и поражала своим величием. Под стать церкви возводились и дома ижемцев. Правда, их строили не из кирпича, а по северной традиции из дерева, но на городской манер. И хотя со временем появилось много примет нового и рядом со старым храмом поднялись новые здания, облик северного села в целом сохранился.
Еще не во всех больших городах было электричество, а предприимчивый ижемский купец в 1910г. устроил электростанцию.
Богата Ижма и революционными событиями. Здесь, на далеком Севере 1 мая 1906 г. состоялась организованная политическими ссыльными демонстрация. Демонстранты несли флаг с надписью «Долой самодержавие».
В Ижме в 1913 г. отбывала ссылку А. И. Иванова, единственная женщина из 18 слушателей школы партийных пропагандистов, организованной В. И. Лениным в местечке Лонжюмо во Франции. А. Н. Терентьев из Ижмы в скорбном 1924 г. стоял в почетном карауле у гроба В. И. Ленина.
Много событий с тех пор отшумело над Ижмой. Была гражданская война. Были годы первых пятилеток, когда через Ижму проходил поток людей осваивать ухтинские месторождения.
Была Великая Отечественная война — в память о погибших стоят обелиски.
Очень многое изменилось на Ижме. Но традиционное направление хозяйства сохранилось. По-прежнему Ижма— важный оленеводческий центр. По-прежнему обширные ижемские луга служат базой кормового животноводства.
Далеко за пределами района и республики известен Ижемский ансамбль песни и танца. Любят в Ижме песню. Самодеятельным артистам Ижмы горячо аплодировали в Болгарии, Венгрии, в Москве и Ленинграде, а также в других городах страны.
Весомый вклад в летопись Ижмы внесли спортсмены Раиса Сметанина и Василий Рочев.
О многовековой истории села, о происшедших преобразованиях интересно рассказывает экспозиция Ижемского краеведческого музея.

Источник: http://www.pechora-portal.ru

Описание тайника

Содержимое тайника

Тайник виртуальный

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

beiker86 (25.08.2013 02:50:45)
В ходе велоэкспедиции к г.Пустозерску посетил Ижму.
Поселок и современный и необычный.
Чего нельзя сказать о виртуальном вопросе.
Всегда считал, что виртуальный тайник-источник новой интересной информации.
А здесь - пустышка...
Предложил Совету нормальный вариант.
P.S. Если только я не ошибься (координаты, и те левые какие-то...).Просьба к автору прояснить ситуацию.Описание-то очень познавательное!
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117 Карта 118 Карта 119 Карта 120 Карта 121 Карта 122