Сооружение Минского тракторного завода (МТЗ), первенца белорусского тракторостроения, началось в 1946 году. Это был первый послевоенный год, когда страна возвращалась к мирному строительству. Советский народ, одержавший победу над фашистской Германией и ее союзниками, с горячим одобрением воспринял программу послевоенного восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства и под руководством Коммунистической партии приступил к ее реализации.
Сельское хозяйство страны остро нуждалось тогда в технике, и МТЗ создавался как предприятие общесоюзного значения. Местом его сооружения стала поросшая лесом восточная окраина разрушенного фашистами Минска, где находились недостроенные производственные и подсобные здания, отведенные ранее для возведения авиационного предприятия. К постройке производственных и жилищно-бытовых объектов МТЗ приступил трест "Белтракторострой". Союзные и республиканские министерства и ведомства получили задания обеспечить стройку конструкциями, материалами, строительными механизмами и транспортом Директором предприятия был назначен М. Р. Решетян.
Партийные, советские и комсомольские органы активно включились в формирование производственного коллектива. Его костяк составили бывшие партизаны и демобилизованные из Красной Армии воины; из городов и сел республики на новостройку прибыла молодежь. Все они горели желанием как можно скорее построить завод, начать выпуск машин, но большая часть их, особенно прибывшие из сельской местности, не имела нужных специальностей. Профессиональное обучение рабочих стало, поэтому одной из неотложных задач. Люди учились прямо у станков, под руководством опытных производственников. Вскоре на заводе открылось ремесленное училище, которое начало готовить квалифицированных тракторостроителей. Кроме того, две тысячи белорусских парней и девчат были направлены на обучение на предприятия Сталинграда, Челябинска, Златоуста, Харькова, Рубцовска. "Дорогие товарищи! Приезжайте к нам, - приглашали сталинградцы. - Вам будет оказана всесторонняя помощь в быстром получении квалификации. Мы поможем вам освоить технику, предоставим в ваше распоряжение станки, инструмент и материалы, передадим свой опыт"; слесарь- сборщик Л. М. Скоробогатов, который ездил в Сталинград, делился впечатлениями с земляками: "Как сыновей, приняли нас, белорусов, старые мастера Сталинградского тракторного. Они учат нас специальности, обучают передовым методам труда". После приобретения профессии юноши и девушки, возвращаясь на родной завод, становились токарями, слесарями, фрезеровщиками, электросварщиками.
Большую роль в организации основных служб строящегося предприятия сыграли прибывшие сюда специалисты. Главный конструктор Е. Т. Дикалов и его заместитель Б. П. Альгин уже имели опыт работы в тракторной промышленности. Принимались также меры для того, чтобы закрепить кадры. Строились жилье и магазины; людей старались обеспечить продуктами и одеждой, наладить медицинское обслуживание. Но в условиях первых послевоенных лет не удавалось удовлетворить многие первоочередные потребности. Жизнь минчан, как и всего советского народа, была тогда тяжелой.
В июле 1946 г. состоялось первое общезаводское партийное собрание. Оно обсудило вопросы ускорения темпов работ, их материального обеспечения, улучшения быта людей. Коммунисты, а их было тогда всего 30 человек, избрали секретарем первичной организации фронтовика Л. И. Лубенникова. К концу года на учете в парторганизации состояло 120 человек. В августе 1946 г. прошли первые общезаводские собрания профсоюзной и комсомольской организации. Эти собрания имели серьезное значение для дальнейшей деятельности коллектива.
В летописи строительства предприятия памятен и 1947 г., когда февральский Пленум ЦК ВКП(б) указал на необходимость ускорения строительства Минского тракторного. В апреле того же года ЦК КПБ и Совет Министров БССР приняли постановление "О мероприятиях по развертыванию строительства Минского тракторного завода", в котором особое внимание уделялось обеспечению новостройки материальными ресурсами и рабочей силой. В мае и первой половине июня 1947 г. на стройплощадку прибыли десятки эшелонов с лесом, кирпичом, цементом, другими материалами. Строительству было отпущено необходимое количество железа, стекла, бензина, транспортных средств; увеличился приток рабочей силы. Ассигнования на сооружение завода составили 90 млн. рублей. Шефство над ним взял комсомол Белоруссии.
Строить МТЗ помогали все союзные республики. Среди поставщиков техники и оборудования ведущее место занимали заводы Москвы. Они изготовили автоматическую линию, полуавтоматы, новейшие станки, многие другие виды оборудования. Поставщиками были также предприятия Киева, Горького, Куйбышева, Ижевска, других индустриальных центров. Ленинградцы создали основное электрооборудование для заводской ТЭЦ. Только за первые два года 4-й пятилетки МТЗ получил 1675 единиц оборудования. Строительство завода приобретало с каждым днем все больший размах. На огромной площадке вырастали производственные корпуса. Прежде всего, начали сооружать кузнечный корпус, поднимались стены инструментального. В 1947 г. развернулось строительство прессового и моторного цехов, а главным событием 1948 г. стал ввод их в эксплуатацию, причем в моторном цехе была смонтирована первая на заводе автоматическая линия по обработке головки блока двигателя.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: