Октябрьской ночью 1941 года, недалеко от селения Ярылгач Ак-Мечетского района (с. Межводное Черноморского района), к берегу подошли два торпедных катера. По свидетельствам очевидцев, экипаж одного из катеров сгрузил на берег тело погибшего матроса. Накануне ночью в море были слышны звуки боя, взрывы бомб, стук пулеметов. Позже на этом месте на берег морем выбрасывались армейские одеяла, пилотки-испаньолки.
Такие пилотки в те времена носили дети, эвакуированные из Второй Испанской республики в 1936-1939 годах. В борьбе с мятежниками, поддерживаемых фашистской Италией и нацистской Германией, большую помощь, в том числе и военную, как сейчас известно, оказывал защитникам республики Советский Союз. Дети патриотов тогда вывозились в Одессу, а затем эвакуировались из нее в военные годы вместе с ранеными и гражданским населением.
В 1974 году на берегу Каркинитского залива после шторма произошел обвал берегового грунта, обнаживший человеческие останки в матросской форме с оружием. На ложке, найденном вместе с останками, сохранилась надпись «Яша». Эта находка дала основание называть неизвестного матроса Яковом. Первая плита с надписью «Неизвестный матрос Яша. Погиб в октябре 1941 г.» была установлена семьей Кошман в августе 1994 года на месте захоронения.
Благодаря поисковой работе Левкова Николая Ивановича (заместителя председателя поселковой организации ветеранов) были установлены сведения относительно личности погребенного. На сегодняшний день известно, что звание «матрос» неточное.
"Моя бабушка, свидетельница событий октября 1941 года, рассказывала о том, что на форменной одежде были две широкие нашивки и одна узкая. По указанному набору галунов, военного моряка можно идентифицировать как военнослужащего, относящегося к старшему командному или командно-политическому составу", – пояснил Алексей Кошман.
По рассказам той же бабушки, моряк был доставлен на берег мертвым на одном из двух торпедных катеров, которые подошли к берегу в этом месте. Фамилия погибшего оканчивалась на "ов", а звали его "Яша". В непромокаемом партмоне находились документы погибшего, которые были переданы в то время в Ак-Мечеть, или в военкомат, или в райисполком.
Благодаря поисковой работе Н.И. Левкова, появилось предположение, что Яша - участник эвакуации из осажденной Одессы.
Последний караван судов покидал осажденную врагом Одессу по приказу Верховного в ночь с 15 на 16 октября 1941 года. Крайним в строю был поставлен старый, мобилизованный для нужд Черноморского флота теплоход "Большевик". Загрузка транспортных средств проходила строго по плану эвакуации.
("БОЛЬШЕВИК" - грузовой теплоход, 1412 брт, ЧГМП. Капитан — Э. И. Фреймам (умер от ран, похоронен в Новороссийске).
Дата и место гибели — 16.10.41, Каркинитский зал., 45°44',6 с.ш., 32°10',2 в.д. 1
При эвакуации последнего эшелона гарнизона Одессы т/х "Большевик" шел в балласте в конце конвоя. В течение 7 ч асов светлого времени подвергался многочисленным атакам авиации противника; погиб в результате попадания одной из трех торпед, выпущенных по нему самолетами во время последнего налета. Погибло 16 чел. Экипаж (31 чел.) и 5 пассажиров спаслись на шлюпке. Через 1,5 часа их подобрали два торпедных катера ЧФ, подошедшие на помощь.)
Это официальные данные, но нельзя не допускать и того, что он не мог идти полупустым, естествено предположить, что он также был загружен "под завязку" беженцами, войсками, ранеными. Матрос Яша также мог быть или из экипажа этого теплохода, или из состава пассажиров на его борту.
Современный памятник на месте захоронения был открыт 8 мая 2013 года.
----------------------------------------
1. По архивам ГШ ВМФ ф.3, оп.133сс, л.771, л.111-114. На переходе Одесса-Севастополь ТР шел концевым в колонне ТР ТР, эвакуирующих войска ООР из Одессы. Причина гибели - авиация. От каких средств-торпеда. В ТР попала торпеда и он быстро затонул. Место гибели 45°44',6 с.ш., 31°58' в.д. в 16 час 00 мин 16 октября 1941 г ТР шел порожняком, погибло 2 чел